Молокане
Разновидность духовных христиан — молокане вышли из духоборческой среды (60-70-е годы XVIII в.), однако по сравнению с духоборчеством вероучение секты носило более умеренный характер. Молокане признают Библию, однако толкуют ее иносказательно. Каждый верующий имеет право на самостоятельное толкование Библии. В догматике молоканства большое место занимают хилиастические представления. Бог рассматривается молоканами не как личность, а как дух, обнаруживающий себя в своих земных проявлениях. Секта отказалась от таинств или сильно их упростила, отвергла священство. У молокан нет церквей, и моления происходят в обычных домах. Руководителями секты являются выборные старцы - пресвитеры Классовое расслоение в основанных молоканами общинах привело к распаду сектантов на три группировки: общих, постоянных и прыгунов. Общие молокане, представлявшие в основном бедноту, пытались объединить свои хозяйства в единый коллектив, однако эти попытки не увенчались успехом. Группа постоянных, в которую входили зажиточные крестьяне и богатые горожане, заняла весьма умеренные позиции и стремилась примириться с православием. Третья группа молокан - прыгуны (сапуны) — включила в свое вероучение ряд элементов хлыстовства. В отличие от всех остальных молокан, эта группа отмечает не христианские, а иудейские праздники. Имеется и ряд других, более мелких молоканских под-сект. Некогда весьма многочисленные (до революции секта насчитывала около 1 млн. человек), молокане представлены сейчас в разных местах нашей страны (в Закавказье, на Украине, в Молдавии, в Тамбовской, Оренбургской и других областях РСФСР) лишь небольшими группами
Субботники
Секта субботников, основанная в конце XVII в., еще дальше отошла от традиционного христианства. Основу вероучения секты составляет Ветхий завет. Сектанты приняли ряд иудейских обрядов, в частности обрезание и празднование субботы. Они не признают Христа богом, отрицают троицу. В настоящее время численность субботников очень мала Они живут в Тамбовской области и некоторых других местах.
Ильинцы
В конце XIX в. в России возникла секта, сочетавшая в себе элементы христианства и иудаизма, - иегови-сты-ильинцы („сионская ветвь"). Основателем секты был отставной артиллерийский штабс-капитан Н. А. Ильин Иеговисты-ильинцы отмечают иудейские праздники, практикуют обряд обрезания. Они отказались от христианских таинств, не признают святых. В основу вероучения секты положено Откровение Иоанна с его идеей об армагеддоне (война бога Иеговы с царством Сатаны) и верой в установление тысячелетнего царства божьего на земле. Большое влияние на сектантскую догматику оказали писания западноевропейских мистиков. Секта ведет свою работу на конспиративных началах и носит откровенно антиобщественный характер. Численность иеговистов-ильинцев очень мала. Они распылены по Уралу, Северному Кавказу, Украине, Казахстану.
Армяно-григорианская церковь
Помимо православия и всех его ответвлений (старообрядчества и различных сект, вышедших из недр православия) в Советском Союзе представлены и другие направления христианства: Армяно-григорианская церковь, Римская католическая церковь, различные формы протестантизма.
Армяно-григорианская церковь по своей догматике монофизитская. Она названа по имени епископа Григория, боровшегося за распространение христианства среди армян. Мировым центром Армяно-григорианской церкви является Эчмиадзинский монастырь (Армянская ССР), где находится резиденция верховного патриарха-католикоса всех армян. К Армяно-григорианской церкви принадлежат кроме верующих армян также часть татов и удин (другая часть верующих татов и удин соответственно - шиигы и православные).
Католическая церковь
Римская католическая церковь имеет последователей в Литве, восточной Латвии, западных областях Украины и Белоруссии, а также среди части немцев, живущих в нашей стране. Прежде в западных районах Украины и Белоруссии была представлена такая разновидность католицизма, как греко-католическая (униатская) церковь. Однако в 1946 г. униатская церковь в Советском Союзе воссоединилась с православием.
Протестантские церкви
Из протестантов в Советском Союзе наиболее многочисленны лютеране. Лютеранство исповедует большая часть верующих латышей и эстонцев. Лютеранами являются многие верующие из числа проживающих в СССР немцев. В Закарпатской области Украины часть верующих венгров — реформаты (другая часть - католики).
Баптисты
Что касается протестантских сект, то наиболее многочисленна в Советском Союзе секта евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), образовавшаяся в результате слияния в 1944— 1945 гг. трех прежде самостоятельно существовавших религиозных групп -баптистов, евангельских христиан, пятидесятников. Баптизм проник в Россию из Германии в 50—60-х годах XIX в. и вначале получил распространение лишь среди немецких колонистов. Однако почти одновременно появляется так называемый щтундизм -сектантское течение, возникшее среди русских и > краинских крестьян под влиянием протестантов и сочетавшее в себе элементы протестантизма и вероучения духовных христиан. Штундисты не представляли собой единую секту, были плохо организованы и в конце 70 - начале 80-х годов слились с баптистами. Очень близким к баптизму было и вероучение евангельских христиан — секты, основанной в 70-х годах в России английским аристократом Редстоком. Правда, евангельские христиане, в противоположность баптистам, исключительное значение придавали проповеди Евангелия и полностью отрицали обрядность. Попытки к объединению русских баптистов с евангельскими христианами были предприняты еще в начале XX в., однако созданный союз просуществовал лишь несколько лет. Только в 1944 г. баптисты и евангельские христиане (в 1945 г. к ним присоединилась часть пятидесятников, отказавшаяся от говорения на иных языках, а в 1963 г. братские меннониты) образовали единую организацию, возглавляемую Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ).
Кроме этой секты в Советском Союзе имеется и ряд мелких самостоятельных групп баптистов и евангелистов. Среди них следует прежде всего отметить раскольничью группировку. После неудавшейся попытки стать во главе ВСЕХБ эта группа откололась от евангельских христиан-баптистов, обвинив их руководителей в отступлении от истины, и создала свой руководящий орган - так называемый Совет церквей ЕХБ.
Руководители Совета церквей ЕХБ занимают откровенно экстремистские позиции. Они отказываются признавать существующее законодательство о религиозных культах, пытаются вести организованное обучение детей религии. Отказываясь от регистрации своих общин, они предпочитают действовать тайно, выпускать нелегально свои издания, подогревающие религиозный фанатизм верующих. Лидеры этого течения вступают в контакты с клерикально-пропагандистскими центрами буржуазных стран, снабжают их тенденциозной информацией о „гонениях на веру" в Советском Союзе, получая за это не только моральную, но и материальную поддержку от западных „покровителей". Деятельность Совета церквей ЕХБ используется в религиозных пропагандистских кампаниях, организуемых клерикальными антикоммунистами, выдается за „внутреннюю оппозицию" социалистическому строю.
Последователей баптизма можно встретить в разных районах нашей страны, в первую очередь в Российской Федерации (особенно в южной части Центрального района), на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. Баптисты имеются и среди проживающих в СССР немцев.
Пятидесятники
Пятидесятники впервые появились в России в начале нынешнего столетия. Экстатические моменты их культа способствовали вовлечению в секту части баптистов, евангелистов и других сектантов, разочаровавшихся в сухой морализации своих проповедников. Пятидесятники в нашей стране дробятся на ряд течений. Это христиане евангельской веры (воронаевцы) - главное направление пятидесятничества в СССР, евангельские христиане в духе апостольском (смородинцы), отрицающие божественную троицу, пятидесятники-сионисты, мечтающие переселиться на обетованную гору Сион, субботству-ющие пятидесятники, в вероучении которых сочетаются элементы пяти-десятничества и адвентизма, христиане Сиона (мурашковцы), выполняющие изуверские обряды „жертвоприношения Христу", и др.
Пятидесятники встречаются в ряде районов нашей страны, в первую оче-редь на Украине и в Белоруссии. Как уже указывалось, часть пятидесятников (воронаевцы) объединилась с баптистами и евангельскими христианами, однако некоторые из объединившихся вскоре вышли из организации ЕХБ.
Адвентизм
В 80-х годах XIX в. в Россию был занесен адвентизм. В настоящее время в ряде районов нашей страны существуют отдельные общины адвентистов седьмого дня, не объединенные каким-нибудь общим центром. Адвентисты седьмого дня ведут активную миссионерскую деятельность.
От адвентистов седьмого дня в 30-х годах откололась группа, принявшая название „христиане седьмого дня". Эта группа выступила против веры в чудеса, за более строгое выполнение предписаний первоначального адвентизма.