Кроме трех основных верований в Китае существуют и другие религии. В северо-западных районах страны распространен ислам преимущественно в форме суннизма (приблизительно 10 млн. последователей). Его придерживаются хуэй (дунгане), а также верующие почти всех народов, говорящих на тюркских языках (уйгуров, казахов и др.), и небольшие монголоязычные группы (дунсян, баоань). Христианство (в форме несторианства) проникло на территорию Китая еще в VI в. н. э., однако впоследствии было вытеснено другими религиями. Христианские миссионеры прилагали усилия к обращению местных жителей в свою веру, но успехи были невелики. Особенно энергичная миссионерская работа была развернута в XIX — начале XX в., однако и сейчас численность китайских христиан сравнительно невелика. В основном христианство распространилось в форме католицизма (около 2 млн. последователей) и протестантизма (1 млн.). Православных в Китае немного (5 тыс.). Среди протестантов отметим пресвитериан, методистов, последователей Церкви Христа в Китае, приверженцев Истинной церкви Иисуса, баптистов, лютеран, англикан, адвентистов седьмого дня. Основная масса христиан - китайцы. Кроме того, в христианство обращен ряд этнических групп на юго-западе Китая: часть бай, лису, цзинпо (качинов), лаху, хани, буи, дун, шуй, мяо и др. Некоторые народы периферийных районов Китая продолжают сохранять традиционные верования (большая часть чжуан, буи, лису, дун, шуй, ли, мяо, яо, шэ, ицзу, туцзя, хани, лаху, цзинпо, кава, гао-шань и т. д.). В северной части Китая среди ряда народов распространен шаманизм (его частично придерживаются маньчжуры, другие тунгусо-маньчжурские народы, дахуры и т. д.).
Сянган (Гонконг)
В британской колонии на территории Китая - Гонконге - местное китайское население исповедует буддизм, а также конфуцианство и даосизм. Имеются небольшие группы мусульман (30 тыс.), индуистов (8 тыс.) и иудаистов (250 человек). Гораздо многочисленнее христиане (в 1981 г. насчитывалось 457 тыс. христиан-китайцев). Католиков в колонии 266 тыс., из них 90% - китайцы. Много последователей различных протестантских церквей. Это лютеране (26 тыс.), англикане (18 тыс.), баптисты (вместе с Макао -15 тыс.), последователи Церкви Христа в Китае (14 тыс.), пресвитериане (13 тыс.), разные группы пятидесятников (7 тыс.), методисты (6 тыс.), приверженцы Армии спасения (4 тыс.), адвентисты седьмого дня (2 тыс.). Имеются также сторонники „Христианской науки" и мормоны. Есть и очень незначительное число православных верующих.
Аомынь (Макао)
В расположенной в пределах Китая территории Аомынь (Макао), находящейся под португальской администрацией и пользующейся внутренним самоуправлением, большинство населения (77%) придерживается буддизма. Христиане составляют в Макао 10% населения (в большинстве это католики -20 тыс.).
Монгольская Народная Республика
Подавляющее большинство верующих Монгольской Народной Республики исповедует ламаистскую форму буддизма. В стране живет небольшое число мусульман (казахи и др.) В Монголии имеется значительное число атеистов.
Корея
В настоящее время в северной части Кореи существует социалистическое государство - Корейская Народно-Демократическая Республика, в Южной Корее у власти находится сеульский режим, поддерживаемый США.
Религиозный состав верующего населения Кореи весьма пестр. В IV в. н. э. в эту страну был занесен из Китая буддизм махаянистского направления. Из Китая же на территорию Кореи проникло конфуцианство. В настоящее время в Южной Корее буддистов насчитывается свыше 12 млн., конфуцианцев -более 5 млн. В традиционных корейских верованиях сохранились некоторые элементы шаманизма. Католицизм стал распространяться среди корейцев с XVIII в., протестантизм - с XIX в. Сейчас в Южной Корее имеется 8,5 млн. христиан, в том числе свыше 7 млн. протестантов. Основная часть их - пресвитериане. Кроме пресвитериан представлены методисты (237 тыс.), последователи Восточного миссионерского общества (118 тыс.), баптисты (44 тыс.), приверженцы Армии спасения (30 тыс.), адвентисты седьмого дня (22 тыс.), пятидесятники (13 тыс., в том числе Ассамблеи бога - 11 тыс.), англикане (5 тыс.), назаряне (4 тыс.) и др. Католиков насчитывается в Южной Корее 1,3 млн., в КНДР - 100 тыс., православных в Корее - только 1 тыс. В результате взаимопроникновения религий возникли синкретические секты.
Так, секта чхондогё (1,2 млн. последователей в Южной Корее, есть приверженцы и в КНДР) сочетает элементы буддизма, шаманизма и христианства. Другая крупная секта - таэченгё (317 тыс. в Южной Корее). В КНДР быстро растут ряды атеистов.
Япония
В Японии сосуществуют две основные религии - синтоизм и буддизм (махаяна). Как и в Китае, в Японии главные религии тесно переплетаются между собой, взаимопроникают. Поэтому и здесь довольно трудно определить число последователей каждой религии. По официальным данным на 1981 г., синтоизм имел 104,6 млн. приверженцев, буддизм — 87, 1 млн. Таким образом, общая численность адептов двух религий значительно превышает численность населения всей Японии. В этом нет ничего удивительного, так как многие японцы посещают одновременно синтоистские и буддийские храмы и, вероятно, попали в число последователей обеих религий. Синтоизм обычно подразделяют на храмовый, или ортодоксальный, и сектантский. Крупнейшими сектами синтоизма являются тэнри (2,6 млн. последователей) , сэйтё-но иэ (1,4 млн.), РL Кёдан (1,3 млн.), идзумо оясиро (1,2 млн.), синри (678 тыс.), митакэ (668 тыс.), сэкай кюсэй (658 тыс.), курод-зуми (651 тыс.), конко (530 тыс.), синею (520 тыс.), ананай (215 тыс.), фусо (199 тыс.), дзикко (156 тыс.), омото (139 тыс.), мисоги (114 тыс.), синко тай (53 тыс.), синто сюсэй (52 тыс.), синто тайсэй (28 тыс.). Японский буддизм также раздроблен на секты (их свыше 200). Важнейшая буддийская секта - дзёдо син (вместе с ответвлениями секты — около 15 млн. последователей), ей уступают секты сингон (11,2 млн.), дзэн (группа сект - 10,2 млн.), тэндай (4,7 млн.), дзёдо (3,5 млн.), нитирэн (1,8 млн.). Гораздо малочисленнее секты юдзу нэмбуцу (101 тыс.), дзи (85 тыс.), кэгон (70 тыс.), хоссо (34 тыс.), рицу (12 тыс.). В последние десятилетия в Японии возникло много новых религиозных течений, из которых следует отметить необуддийские секты нитирэн сэсю (свыше 16 млн.; на ее основе создана организация сока-гаккай, пользующаяся большим влиянием в общественной жизни страны;, рэйюкай (4,2 млн.) и риссё косэй кай (5,3 млн. в Японии и за рубежом).
Христианство проникло в Японию еще в конце XVI в., но через некоторое время в результате репрессий со стороны государства было почти полностью искоренено. Снова христианство стало распространяться в стране лишь со второй половины XIX в., и в 1981 г. в Японии насчитывалось 1434 тыс. христиан, из них 3/5 - протестанты и 2/5 - католики. Протестанты разбиты на множество церквей и сект, из которых больше всего последователей имеет Объединенная церковь Христа в Японии (192 тыс.), объединившая в предвоенные годы пресвитериан, методистов, конгре-гационалистов, реформатов и других протестантов. Кроме того, существуют Святая католическая церковь Японии (по вероучению англиканская - 55 тыс. последователей), так называемое Вне-церковное христианское движение (50 тыс.) и церковная организация „Дух Иисуса Христа" (37 тыс.), а также группы баптистов (38 тыс.), лютеран (25 тыс.), пятидесятников (20 тыс.), методистов (16 тыс.), последователей Армии спасения (15 тыс.), пресвитериан (13 тыс.), назарян (7 тыс.), адвентистов седьмого дня (4 тыс.), реформатов (4 тыс.) и т. д. Имеется в стране небольшая группа православных верующих (25 тыс.) и совсем маленькая группа иудаистов (400 человек). Небольшое по численности национальное меньшинство Японии - айны придерживаются примитивных первобытных верований, которые постепенно вытесняются буддизмом и христианством.
Список литературы
Арутюнов С, Светлов Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
Вопросы научного атеизма. М., 1979. вып. 24.
Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.
Гусева Н. Индуизм. М., 1977.
Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
Клибанов А. Религиозное сектангст-во в прошлом и настоящем. М., 1973.
Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964.
Кочетов А. Н Буддизм. М., 1983.
Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.
Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1981.
Народы Австралии и Океании (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1956.
Народы Америки, т. 1, 2 (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1959
Пучков П. Современная география религий. М., 1975.
Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984
Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М , 1964.
Токарев С Религия в истории народов мира. М., 1986
Шаревская Б, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964.
Шпажников Г Религии стран Западной Азии. М., 1976.
Шпажников Г Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
Шпажников Г. Религии стран Африки. М., 1981.