Некоторые сотрудники СЛЧ и не отрицают, что их мировоззрению близок фашизм. Выпускающий редактор официального портала СЛЧ и нынешний популяризатор ЕЛЦР заявляет: «...к спасителю испанских евреев Франко и христианину Муссолини я испытываю уважение. Почитай "Доктрину" («Доктрина фашизма» – Д. З.) Б. Муссолини и ты удивишься насколько она соответствует здоровому христианскому консерватизму» [19] (П. Левушкан). Это высказывание можно признать частично верным. Националистские движения всегда поддерживались христианами, которых я, впрочем, назвал бы не «консерваторами», но «фундаменталистами». Кто из лютеран противостоял, например, немецкому национал-социализму? Страшно сказать: «либералы»! Богослов Бонхеффер, выдающийся деятель ненавистного «здоровым консерваторам» экуменического движения Нимеллер, известнейший представитель не менее ненавистной «библейской критики» Дибелиус... Что касается «консервативных христиан», то у фундаменталистов были все основания поддерживать Муссолини и Гитлера. Программа гитлеровской партии «позитивному христианству» вполне покровительствовала, «неоязычников» в рейхе было незначительное число. Так было не только в Италии и Германии: «патриоты» такого сорта повсеместно являются вместе с тем «консервативными христианами». Очевидно, что одной из характерных черт основателей ЕЛЦР являются агрессивный национализм (называемый ими «патриотизмом») и ксенофобия.
Любой трамвай – гильотина, каждый третий целится вслед
«Господин Шпрингер довольно сносно говорит по русски. Но то,что он говорит на этом языке далеко от лютеранства и декларируемой им идеи якобы лютеровской Реформации» (К. Андреев).
«Но что бы ни было, само лютеранство – не этнорелигиозное гетто, а Церковь, открытая для всех, как и должно любой иной христианской Церкви. И новая ЕЛЦР позиционирует себя, исходя из этого, как полиэтническая» [20] (В. Солодовников).
Читатель, доверяющий заявлениям сегодняшних основателей ЕЛЦР, может предположить, что пасторам К. Андрееву и Д. Соболеву не давали проповедовать на русском языке в ЕЛЦИР, что В. Пудов в ЕЛЦ не имел возможности посещать богослужения на русском языке в московском соборе свв. Петра и Павла. На самом деле ЕЛЦ и ЕЛЦИР не являются «этнорелигиозными гетто». Официальный печатный орган ЕЛЦ – журнал «Вестник» – еще в 1993 году вышел под заголовком «Русская или немецкая (церковь – Д. З.)? Русская и немецкая!» Такая же полиэтничность свойственна и ЕЛЦИР. Это полиэтничность с безусловным доминированием русского языка. Богослужения в общинах ЕЛЦ как правило совершаются на русском языке русскими пасторами. Как я упоминал, из студентов семинарии ЕЛЦ лишь один владеет немецким языком (вероятно, в семинарии ЕЛЦИР с владением финским языком дело обстоит не лучше) – и это показательно. Сам В. Пудов отмечает: «Я русский, но не чувствую себя среди российских немцев чужим. Процесс русификации уже идёт полным ходом и на постсоветском пространстве. В Казахстане избран, к примеру, русский епископ. В Таджикистане в общины ходят и русские, и таджики. Лютеранская идея стала привлекательной» [21] . Богослужения в российских общинах ЕЛЦ и ЕЛЦИР уже давно совершаются в основном по-русски (в Грузии, например, – по-грузински), хотя также и по-немецки, и по-фински (в приходах ЕЛЦИР), и даже по-шведски – на тех языках, которые являются родными для прихожан. В настоящее время нет никакой необходимости разрушать единство полиэтнических церквей для того, чтобы создать еще одну полиэтническую церковь.
«В своем интервью по поводу создания российской лютеранской церкви господин Зенченко заявляет: "Создаваемая Пудовым новая лютеранская структура не будет воспринята серьезно". Хочется задать вопрос – что такое серьезность в понимании Зенченко» (К. Андреев).
В первую очередь мой ответ относился к поставленному вопросу: «Как Вы считаете, может ли создание ЕЛЦР осложнить отношения между российскими лютеранами и РПЦ МП?». Ранее мы могли наблюдать, как отнеслись представители Русской Православной Церкви к другой новообразованной лютеранской структуре в Сибири (СЕЛЦ – Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь): «Скорее, сами люди, входящие в структуру господина Лыткина, а также их западные покровители нуждаются в христианском просвещении, если они решили претендовать на миссию среди народа с тысячелетней христианской традицией... эти церкви не достигли большого успеха в своей миссии, продолжая тем не менее декларировать миссионерскую деятельность ради привлечения спонсорских средств из-за рубежа...» [22] (прот. В. Чаплин). Другими словами, есть причины сомневаться в признании Московским Патриархатом новообразованных ЕЛЦР и СЕЛЦ церквями, представляющими традиционное российское лютеранство.
«Наша задача – стать нормальной традиционной протестантской Церковью, с которой и православные смогут безо всяких препятствий поддерживать отношения» [23] (В. Пудов).
Отмечу еще одно обстоятельство. Исторические лютеранские церкви России (ЕЛЦ и ЕЛЦИР) сохраняют так называемое «апостольское преемство», с жесткой критикой учения о котором выступил пастор Андреев в статьях «Ползучая контрреформация...» [24] и «Суксессиональное пленение» лютеранской церкви» [25]. Но ни ЕЛЦ, ни ЕЛЦИР не считают «апостольское преемство» обязательным признаком легитимности церкви. Такое учение свойственно скорее СЕЛЦ, и это одно из обстоятельств, препятствующих поставлению пастора этой также недавно образованной церкви В. Лыткина во епископа. ЕЛЦ и ЕЛЦИР подчеркивают желательность «апостольского преемства», но не его необходимость. Однако, отсутствие «апостольского преемства» в ЕЛЦР не прибавляет шансов на какое-либо признание со стороны тех церквей, для которых этот вопрос имеет принципиальное значение.
На признание серьезности намерений ЕЛЦР не приходится рассчитывать и со стороны лютеранских церквей (разве что за исключением таких же новообразованных и имеющих фундаменталистскую направленность – например, СЕЛЦ или ЕЛЦ «Согласие»). Отличительной особенностью религиозного фундаментализма является противопоставление правоверия небольшой группы истинно верующих отступничеству и «либерализму» окружающего конфессионального мира. Основатели ЕЛЦР всячески подчеркивают ортодоксальный характер своей структуры:
«Это "немецкий протестантизм Шпрингера" и в этом вся трагедия теперешней немецкой церкви в России - влияние второсортных проповедников и теологии упадничества и либерализма, которая захлестнула церковь как болотная жижа захлестывает голову попавшего в нее резвого коня и потопляет его» (К. Андреев).
«...Мнение Всемирной Лютеранской Федерации, хотя для нас и очень важно, но не является для нас решающим. Мы сами будем решать, кому и как нам молиться и какие организации создавать» [26] (В. Пудов).
ЕЛЦР предпочитает игнорировать мнение ВЛФ (Всемирная Лютеранская Федерация), являющейся содружеством более 94% лютеранских церквей мира. Действительно, верность богооткровенной истине не определяется большинством голосов; единственная причина, которой мог бы быть оправдан раскол, должна носить вероисповедный характер – и это можно было бы понять. Как мы увидим далее, и в этом отношении заверения организаторов ЕЛЦР не могут быть восприняты сколько-нибудь серьезно.
And every day the paper boy brings more
«О каких таких скандалах идет речь?» (К. Андреев).
Организаторы ЕЛЦР и ранее пытались играть на чувствах ортодоксальных лютеран, провоцируя раскол в российской лютеранской среде. В апреле 2004 года К. Андреев, в то время – пастор ЕЛЦИР, выступил с публичными заявлениями и угрозами в адрес ЕЛЦ и ее Теологической семинарии на крупнейшем российском христианском интернет-форуме. Он обвинил семинарию ЕЛЦ в «преподавании сатанизма» и выразил уверенность в том, что «это средоточие ереси и нечистоты будет разрушено» [27] (Поскольку сообщение было удалено, текст Андреева привожу по письму ректора семинарии ЕЛЦ Р. Блюмке Епископу ЕЛЦИР А. Кугаппи и Главе СЛЧ в США, в переводе с английского – Д. З.). В «извинительном» письме, адресованном руководству семинарии, К. Андреев утверждал, что под своими «могущественными друзьями», которые помогут ему разделаться с семинарией ЕЛЦ, он имел в виду Отца, Сына и Св. Духа. Вместе с извинениями в письме Андреева содержались и новые необоснованные обвинения. Хотя пастор Андреев выступил с обличениями на публичном форуме, эти «извинения» (если можно так их назвать) на том же форуме или на сайте СЛЧ мы не увидим. Тем не менее, попытка поссорить ЕЛЦ и ЕЛЦИР не удалась.
С течением времени размах нынешних организаторов ЕЛЦР расширялся. 5 июня 2004 года СЛЧ объявило о создании всероссийского лютеранского цензурного и инквизиционного органа – «Российского лютеранского центра по мониторингу СМИ и общественного мнения»: «В собрании (учредительном собрании Центра – Д. З..) приняли участие представители Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России (ЕЛКРАС), а также Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви... Осуществление оперативной работы Центра (при согласовании с участниками рабочей группы в Петербурге и других городах посредством Интернет- и теле- конференций) будет осуществлять в Москве, используя административные ресурсы ЕЛЦЕР, ЕЛЦИ и организации "Служение Лютеранского Часа"» [28]. «Центр возлагает на себя ответственность пресекать все формы некорректной или заведомо ложной информации о российских лютеранах и лютеранстве в целом всеми доступными законными способами, вплоть до апелляции в судебные органы... Центр обращает внимание российской общественности, прессы, властей и представителей других российских религиозных конфессий, что термин "протестант" в его историческом контексте возможно применять лишь к лютеранам и реформатам. Обозначение иных конфессий возможно словами "неопротестант" или прямо по названию конфессии (баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.)» [29] (Заявление «Российского лютеранского центра...»). Среди целей Центра значилось «формирование идеалов "патриотичного протестантизма" в России», а также «проведение мероприятий, в том числе публикации материалов в светской и религиозных СМИ, направленных на изменение доминанты в среде протестантски настроенной российской аудитории с баптистско-пятидесятнической на лютеранскую» [30] (Российские лютеране создали центр мониторинга общественного мнения).