Смекни!
smekni.com

Что происходит в российском лютеранстве? (стр. 4 из 8)

Немедленно выяснилось, что далеко не все из перечисленных «учредителей», среди которых были названы члены ЕЛЦИР, ЕЛЦ ЕР, а также СЕЛЦ, знают о своем участии в образовании Центра. «Никаких документов о работе форума руководству ЕЛЦ ЕР не передавалось... никто из официальных представителей ЕЛЦ ЕР в работе форума участия не принимал» [31]. Даже СЕЛЦ сочла нужным высказаться относительно организации Центра: «По поручению руководства СЕЛЦ информируем посетителей нашего сайта, что официальные представители СЕЛЦ не присутствовали на этом собрании и не подписывали никаких документов» [32]. Этот скандал, инспирированный нынешними основателями ЕЛЦР, нанес тогда ЕЛЦ и ЕЛЦИР значительный моральный ущерб, что отмечали и сторонние обозреватели (напр.: А. Зайцев. Обзор СМИ [33]). Одновременно с этим «подарком» от СЛЧ традиционным лютеранским церквям следовали и другие. С течением времени была обнаружена раскольническая политика СЛЧ в самой ЕЛЦИР. В конце концов, духовное руководство ЕЛЦИР официально заявило о разрыве отношений ЕЛЦИ и СЛЧ на Северо-Западе (с примечанием «Церковь Ингрии не несет ответственности за деятельность как упомянутой организации, так и вышеозначенных ее руководителей» (Церковь Ингрии, № 2, 2005). Спустя некоторое время пастор К. Андреев был запрещен в служении: «Синодальный Совет решением от 5 декабря 2005 года освобождает пастора Константина Андреева от должности исполняющего обязанности настоятеля Евангелическо-лютеранского прихода Святого Иоанна (Москва). Синодальный Совет запрещает Константина Андреева в пасторском служении с 5.12.2005 года на два месяца... Синодальный Совет направляет письмо в адрес Правления LLF Уолту Винтеру и Президенту ELCMS Дж. Кишнику о позиции ЕЛЦИ по отношению к работе директора Российского Служения Лютеранского Часа» (Официальный сайт ЕЛЦИР [34]). К. Андреев не пожелал претерпеть церковное взыскание и вышел из ЕЛЦИР.

«Меня и моих единомышленников объединяет здравый консервативный конфессионализм» – заявляет В. Пудов [35]. ЕЛЦ и ЕЛЦИР являются конфессиональными (то есть основывающими свою духовную деятельность на учении, выраженном в Св. Писании и лютеранских вероисповедных документах) церквями, что отражено в их Уставах. Нужно осознавать, что при образовании новых лютеранских церквей речь идет не о здравом консервативном конфессионализме, но о выделении в отдельную группировку фундаменталистского течения в российском лютеранстве. ЕЛЦ и ЕЛЦИР являются силами, обеспечивающими умеренный характер российского лютеранства. В обеих церквях сегодня мирно сосуществуют и близкие к фундаментализму, и более либеральные общины и пасторы. Опыт церковной жизни показывает, что выделение фундаменталистского крыла способствует выделению и крыла либерального. Как мы могли не так давно наблюдать, принятие практики благословения однополых пар (навязанной государством) в Церкви Швеции произошло лишь после самовыделения шведских лютеранских фундаменталистов в отдельную «Миссионерскую провинцию». Баланс был нарушен, что привело к образованию не только фундаменталистской, но и либеральной церкви. Я с трудом могу представить, как озабоченный будущим российского лютеранства христианин может искренне говорить о пользе образования новых лютеранских структур в России.

«Господин Зенченко... заявляет: "Существуют Церкви, которые в России действуют не одно столетие - Евангелическо-Лютеранская Церковь и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии"... Претензии руководства этих структур на историческую преемственность с точки зрения российского закона столь же обоснованны, как и претензии новой Евангелическо-Лютеранской Церкви России на ту же преемственность» (К. Андреев).

Прекращение официальной деятельности церкви не означает, что такая деятельность не продолжается подпольно – многие общины ЕЛЦ и ЕЛЦИР продолжали существовать и сохраняли веру в период гонений советского времени. Об этом знает даже Пудов: «К началу 90-х годов прошлого столетия в России насчитывалось порядка 200 лютеранских общин и групп, как имевших государственную регистрацию, так и не имевших ее, в основном на территориях Омской, Волгоградской областей, Алтайского края» [36] (В. Пудов).

Чтобы понять, насколько смешны претензии новообразованных структур (ЕЛЦР и СЕЛЦ) на историческое преемство традиции российского лютеранства, обратимся к самой истории. Со времени конституирования ЕЛЦ в России в 1832 году (а фактически – еще за сто с лишним лет до того, с образованием Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Курляндских дел) ЕЛЦИР входила в ее состав как два ингерманландских пробства - восточное и западное. Начиная с 1917 года под лозунгами национально-культурной автономии ингерманландцев начал формироваться «Синод финских общин». Но надежды на ингерманландскую автономию не оправдались, последовало несколько волн репрессий и против финнов, и против немцев. В результате переселений 1930-х годов ингерманландцев в Ингрии осталось ничтожное количество и церковная жизнь пришла в упадок, хотя и продолжалась нелегально. После распада СССР и возобновления официальной деятельности ЕЛЦ и ЕЛЦИР общей для этих церквей была радость по поводу возрождения лютеранских общин - как немецкой традиции, так и финской. Пасторы ЕЛЦ служили в приходах ЕЛЦИР и наоборот. Первый постсоветский епископ ЕЛЦИР Лейно Хассинен и епископ ЕЛЦ Георг Кречмар (сменивший в 1994 году еп. Калныня) в 1994–1995 годах готовили воссоединение церквей. С переходом в ЕЛЦИР некоторых активных церковных служителей из печально известной раскольнической и нелегитимной «Единой ЕЛЦ России», основанной Й. Баронасом, в ЕЛЦИР возникло движение против воссоединения с ЕЛЦ и за переориентацию зарубежных контактов с «либеральной» церкви Финляндии на «консервативную» американскую церковь Синода Миссури. Однако в настоящее время ЕЛЦ и ЕЛЦИР воспринимают себя как восполняющие друг друга, родственные церкви, вместе составляющие ту самую единую когда-то ЕЛЦ в России, что прямо отражено в признанных Российским государством Уставах этих церквей. На этом фоне усилия отцов-основателей новообразованных ЕЛЦР или СЕЛЦ получить положение, равное исторически определившемуся положению ЕЛЦ или ЕЛЦИР, выглядят комически.

ЕЛЦ и ЕЛЦИР серьезно обдумывают свое скорейшее воссоединение. Существование нескольких лютеранских церквей на одной территории – принцип, неизвестный ранним лютеранам. Когда раскольнический дух все же давал себя знать, лютеране всегда очень жестко пресекали такие попытки. Правило, которого мы придерживаемся, гласит что «...нам не следует вторгаться в чью-то [чужую] жатву, как делает дьявол через своих сектантов. С пылким рвением они заявляют [претендуют на то], что, дескать, печалятся о том, как людей уводят на погибель, и что хотят научить их истине, избавив их от когтей дьявола. Таким образом, даже когда человек с набожным усердием и добрыми намерениями стремится избавить своим здравым учением [людей] вводимых в заблуждение и направляемых на погибель, это плохой пример, дающий неблагочестивым учителям повод самим вторгаться [в чужое дело], вслед за чем туда вторгается и сам сатана» (М. Лютер. Лекции по Посланию к Галатам). Для любой христианской церкви должно быть важно признание со стороны уже существующих церквей того же вероисповедания. Например, на поставлении первого постсоветского епископа ЕЛЦИР присутствовали от ЕЛЦ и бывший в то время епископом ЕЛЦ Калнынь, и его заместитель Кречмар. Признание со стороны уже существующих церквей – важный принцип, позволяющий избежать появления многочисленных расколов и сект. Поэтому мнение традиционных лютеранских церквей играет важнейшую роль в признании новых лютеранских структур.

Oh Lord, won't you buy me a Mercedes Benz?

«По поводу "американскости" СЛЧ господин Зенченко явно лукавит... Успех СЛЧ, которое имеет международную поддержку простых прихожан, в том числе и в США, и в России, не дает покоя "епископам-монополистам"...» (К. Андреев).

Лукавит сам пастор Андреев. Российское СЛЧ является ничем иным, как отделением американской организации «Лига Лютеранских Прихожан». Штаб-квартира русских неолютеранских патриотов находится в Сент-Луисе [37] . Что касается способности морочить голову заокеанским спонсорам – это не такая добродетель, чтобы ею хвалиться. Проблемы со спонсорами у ЕЛЦ означают, что церковь имеет собственную точку зрения на некоторые вопросы и не желает заниматься «очковтирательством» перед своими благотворителями.

У меня, зарабатывающего светским трудом и пользующегося общественным транспортом, есть возможность рассуждать о финансовых делах церкви «со стороны». Действительно ли немецкие и финские лютеране желают российским собратьям зла и поддерживают их с целью развращения либеральным богословием? Я знаю немалое число иностранцев, искренне желающих добра и духовного возрождения России. Здесь возможна параллель с греками: в течение длительного времени православной церковью в России управляли иностранцы. Сейчас российские лютеранские церкви финансово зависимы от помощи зарубежных братских церквей, и это понятно: вряд ли какая-либо из крупных российских фирм будет финансировать ремонт и строительство лютеранских храмов, оказывать содействие становлению и развитию общин, налаживанию системы образования в наших церквях. К слову, я сомневаюсь, что рязанская община ЕЛЦР, возглавляемая В. Солодовниковым, сможет содержать на собственные средства здание лютеранской кирхи, которое в настоящее время они пытаются отсудить у местных баптистов (баптистской общине здание было в свое время передано и ими же отремонтировано). Известно, что именно фундаменталисты – независимо от вероисповедания – стремятся к более жесткому контролю тех, кому они жертвуют средства. В этом отношении американские фундаменталисты, на помощь которых рассчитывает сейчас ЕЛЦР, представляются намного менее предпочтительными, нежели немецкие или финские «либералы» (а на деле – умеренные лютеране).