Реальней сновидения и бреда, чуднее старой сказки для детей...
Насколько ЕЛЦР может быть обеспечена поддержка лютеранских фундаменталистов? Взгляды консервативных лютеран можно уважать, не обязательно эти взгляды принимая. Однако, отметив, что о признании серьезности намерений ЕЛЦР всемирным лютеранством говорить не приходится, мы неминуемо подходим к вопросу о том, может ли декларируемый основателями ЕЛЦР конфессиональный антилиберализм быть серьезно воспринят хотя бы другими лютеранскими фундаменталистскими структурами. Увы, но «консервативный конфессионализм» [38] основателей ЕЛЦР неискренен. Вероучительная деятельность СЛЧ вызывает сомнения у лютеранских ортодоксов: «...СЛЧ: "Первородный грех - это общая разновидность все нашей человеческой сущности". А вот что говорит АИ (Аугсбургское вероисповедание – Д. З.): "наши церкви учат, что с момента грехопадения Адама все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе, то есть они похотливы, не имеют страха Божиего и упования на Бога". Очевидно, что у лютеран и российского СЛЧ совершенно разные взгляды на первородный грех... СЛЧ: "Рождение свыше является мгновенным и происходит в тот самый момент, когда в сердце раскаявшегося грешника зарождается малейшее стремление к получению милости и прощения". Этому учат протестанты столь нелюбимые СЛЧ. КС (Книга Согласия, сборник лютеранских вероисповедных документов – Д. З.), в согласии с Евангелием, учит, что рождение свыше происходит в Крещении. Я привел лишь несколько цитат, но на самом деле весь курс (и первый и второй) обучения в СЛЧ написан в этом (протестантском) ключе...» [39]. Вряд ли приличный лютеранский ортодокс может серьезно воспринять, например, следующее заявление В. Пудова: «В целом я не против женского священства» [40] . Это не слишком похоже на пропагандируемый ЕЛЦР антилиберализм, как и заигрывание основателей ЕЛЦР с харизматическим движением («Мы же работаем и с главой Российского объединённого союза христиан веры евангельской епископом Сергеем Ряховским и с другими протестантскими группами. Я проповедую в харизматических церквях» [41]. К. Андреев), что с точки зрения ортодоксального лютеранства является одним из очевидных признаков богословского либерализма. Фундаментализм ЕЛЦР конъюнктурен – и потому несерьезен. Кем завтра окажутся основатели ЕЛЦР, вчерашние баптисты и пятидесятники? Свидетелями Иеговы? Мормонами? Или сделаются основателями масонских лож, построением отношений в которых так восхищается в последнее время пастор Андреев? [42]
Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане,
и этим сознанием горд...
Будет ли ЕЛЦР принята протестантами-нелютеранами? Одно время складывалось впечатление, что СЛЧ решило окончательно рассорить ЕЛЦИР не только с ЕЛЦ, но и подорвать репутацию лютеранства в глазах российских протестантов. Кампанию против «неопротестантов» или «младопротестантов» (то есть всех не лютеран и не реформатов, см. выше) начали нынешние основатели ЕЛЦР К. Андреев и В. Солодовников. Воцерковленный в июне 2004 года в московской общине СЛЧ бывший баптист В. Солодовников сразу взялся за дело.
«И первое что мне хочется сказать им - своим братьям и сестрам по вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа - Вы не сможете полноценно реализовать те таланты, которые даровал Вам Всемогущий Бог, до тех пор пока Вы будете пребывать в баптистских общинах, разделять баптистское мировоззрение, иссушать мозг, слушая безграмотные - но "зато от души" - примитивные проповеди доморощенных и заокеанских проповедников, участвовать в т. н. "евангелизациях" или в омерзительной борьбе враждующих внутрицерковных группировок... Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству... Вестернизационные процессы направляют баптизм в объятия либерализма, который уже проявляется в одежде, стиле поведения и самое главное - в мышлении многих верующих ЕХБ» [43] (В. Солодовников. Есть ли духовное пристанище у русской интеллигенции?).
Досталось бы от В. Солодовникова первым Христовым апостолам... Конечно, если В. Солодовникову не доверили в баптистской церкви руководящий пост – его обиду можно понять, хотя и не принять. В церкви можно служить по-разному – например, носить на горшок тех же неграмотных бабушек-инвалидов. Баптисты умеют объяснять основы христианской веры на простом и доступном людям языке – и этому могли бы поучиться у них многие «заумные» и «интеллигентные» проповедники других церквей.
Как было замечено, «...интеллигенту не пристало самому заявлять о своей интеллигентности (как и святому о своей святости)... Расцвет богословия, религиозной мысли может свидетельствовать о расцвете книжничества, как компенсации за утрату живой веры живых людей в живого Бога. Вера не знает образовательного ценза, в ней никому не тесно: ни самому простому человеку, ни самому что ни есть требовательному интеллектуалу» [44] (И. В. Подберезский. Они вышли от нас, но не были наши...).
Разве нет проблем у нас, лютеран? Рассуждая о достоинствах интеллигенции, нельзя забывать о ее недостатках. Приходит на память давняя статья А. Солженицына под хлестким названием «Образованщина»: «Всё зло - от внешнего неустройства, и потому требуются только внешние реформы. За всё происходящее отвечает самодержавие, с каждого же интеллигента снята всякая личная ответственность и личная вина. Преувеличенное чувство своих прав. Претензия, поза, ханжество постоянной "принципиальности" - прямолинейных отвлеченных суждений. Надменное противопоставление себя - "обывателям". Духовное высокомерие. Религия самообожествления, интеллигенция видит в себе Провидение для своей страны».
Конечно, образование – это хорошо. Но допустимо ли оскорблять другие христианские исповедания, именуя себя «церковью думающего меньшинства»? На проповеднической кафедре хотелось бы видеть если не образованных, то простых, но вежливых и верных Господу христиан. Такие, с помощью Божией, могут многому научить. Что касается самих прихожан, то в области душепопечения нет ничего хуже, чем иметь дело с интеллигентскими духовными капризами.
На форуме официального сайта СЛЧ состоялись удивительнейшие по степени интеллигентности диалоги В. Солодовникова с его бывшими единоверцами: «...Всем - находящимся в здравом уме и твердой памяти - баптистам известно реальное положение дел. И если их не одолевает корпоративная солидарность, то они честно признают всю ущербность их деноминации...» [45] (В. Солодовников). «...Сейчас - особенно при правлении "царя Юрия" (вероятно, имеется в виду Председатель Российского Союза Евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко – Д. З.) - РСЕХБ - одна из наиболее маргинальных структур. Хотя изо всех сил пыжится быть "респектабельной". Но, как говорится, "со свиным рылом - в калашный ряд"!..» [46] (В. Солодовников). «...Мне думается, что современный баптизм, причем - не только русский, медленно, но верно идет по кривой дорожке маргинализации и дезинтеллектуализации. Ему нравится купаться в навозной жиже необразованности и невоспитанности и отдавать поклонение не Богу Живому, а простецкому хаму. Лозунг современного баптизма на практике таков: "Будь проще, и люди к тебе потянутся!" Слава Господу, что я больше не с Вами! - А ещё можно сказать: благодарю тебя, Господи, что я не такой, как это быдло, купающееся в навозной жиже своей невоспитанности и необразованности... – Да, это можно сказать. Как и многое другое. Но... заметьте, это сказал не я, а – Вы. Спасибо за адекватную самооценку!» [47] (В. Солодовников).
К. Андреев обещал протестантам их обращение в лютеранство: «Вот почему я, как лютеранский священник и руководитель крупнейшей в России лютеранской МЕДИА миссии заявляю, что мы занимаемся и будем заниматься прозелитизмом в среде извращенного протестантизма... Лютеранам необходимо лишь набраться терпения и ждать, действуя по мере того, как начавшиеся уже сегодня первые симптомы литургического, а значит и теологического кризиса в младопротестантизме, будут развиваться, подтачивая его псевдоосновы и ведя к упадку и переходу членов младопротестантских образований в традиционную лютеранскую протестантскую церковь» [48] (К. Андреев. Прозелитизм в современной ситуации не самоцель). Оправдана ли такая миссионерская стратегия? К началу XXI века стало хорошо известно, что ни римское католичество, ни православие, ни лютеранство не может предохранить народ от безбожия, революций, духовного безразличия, даже враждебности к христианству. И можно ли после таких программных заявлений говорить о доверии и признании ЕЛЦР протестантскими церквями? Окажутся ли сейчас «младопротестанты» для «младолютеран» лучшими друзьями?