Смекни!
smekni.com

Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии (стр. 12 из 21)

свое развитие проявляется под новой формой. Таким образом внешние

воздействия на преходящие формы, производя раздробления, ????? в тоже

время эволюцию непрерывающейся жизни, которая одушевляет эти формы.

------------------------------------------------------------------------

Возьмем какой-либо вид из царства растительного. Отделите

несколько образцов этого вида и окружите их условиями, сильно

отличающимися от тех, которыми был окружен материнский вид в природе.

Эти новые условия повлияют на душу вида - поскольку она проявляется в

отделенных вами образцах - в такой степени, что эта отделенная группа не

в состоянии будет поддерживать свое прежнее отношение к остальному виду.

Вы создадите таким образом собирательную второстепенную душу, которая

уже не может быть слита с общей душой вида. Другими словами, вы создали

новый вид, развившийся из предыдущего.

Эту же идею можно осветить иначе, если вспомнить, что все в мире -

вибрация.

Попробуйте взглянуть на жизнь вида как на особый род вибрации.

Если вы выберете несколько отдельных экземпляров и насильственно

подвергните их новым, иного рода колебаниям, эта группа отделится от

материнского вида и сделается родоначальником нового вида. Таким

образом, разница условий, которым подвергаются виды, постоянно

дифференциирует жизнь, которая представляет собою субстрат этих видов;

и эта дифференциация продолжится через все три низшие царства природы,

пока не произойдет человек.


- 29 -

Начиная с этого момента, каждое существо организуется своей особой

душой или человеческой индивидуальностью, которая продолжает свою

эволюцию независимо, провляясь повторным образом в целом ряде форм или

личностей, все более и более совершенных, по мере усилия

индивидуальности. (Индивидуальность или человеческая душа и есть

"низший Манас", о котором шла речь в первой беседа, личность образуется

из четырех низших начал человека). Здесь мы доходим до последней грани

подразделения: можно сказать, что каждый человек представляет собою

отдельный вид.

Человек появляется в начале в виде дикаря, не только не

превышающего животное, а с виду даже ниже животного.

Одна из причин такого как бы движения назад в эволюции лежит в том,

что сумма умственных способностей, достаточная для руководства животным

организмом, совершенно недостаточна для организма человеческого. Отсюда

возвратное движение, наблюдаемое на всех переходных ступенях

развивающихся существ. Так, наиболее развитые растения проявляют все

признаки большой чувствительности; они приобрели уже сравнительно

обширный опыт, и жизнь, их одушевляющая, должна постепенно перейти в

состояние животной жизни. Все ученные признают, что трудно провести

ясную границу между обоими царствами; но если бы удалось ее провести,

мы увидели бы, что первичная животная форма во многих отношениях ниже

высокоразвитого растения. Причина та же самая: сумма энергий,

достаточная для того, чтобы гармонично управлять наиболее развитым

растением, будет едва едва в состоянии поддерживать в равновесии

отправления организма животного. Чередующиеся прогресс и регресс -

таков циклический закон. Он встречается во всей вселенной; он

господствует одинаковым образом над человечеством и над нациями и

индивидуальностями, составляющими человечество. Прежде люди были более

добродетельны, теперь они менее добродетельны, но со временем они станут

более добродетельны чем когда либо, потому что прибавятся вновь

приобретенные качества, которых у людей ранее не было. Повинуясь тому

же закону, жизнь высокоразвитых животных проявится позднее* под формой

первобытного и дикого человечества. (* В новом мировом проявлении, в

новой - не нашей - эволюции).

Но я должен при этом убедительно настаивать на одном основном

факте: те, котрые смутно познакомились с индусским учением о

перевоплощении, думают, что по нашим понятиям индивидуальный человек,

каковым он является в настоящее время, существовал в прошлом в виде

животного. Но это не верно: человек, как существо индивидуальное,

никогда не был животным. Жизнь, та, достигшая индивидуальности, жизнь,

которая одушевляет его теперь составляла когда то часть общего целого,

часть жизни целого вида.* (* По эзотерическим учениям 1-я и 2-я

человеческая раса представляла собой медленно развивающуюся форму

будущего человеческого организма, лишенную самостоятельности в разуме, и

только в средине 3-ей расы, когда с развивавшейся формой соединилась

человеческая монада, явился человек. Монада-искра божественной жизни,

которая заключает в себе все потенции божественных свойств. Прим.

перев.) Но, самим фактом своей индивидуализации, жизнь эта выступила

решительно и определенно из царства животного. Следовательно,

индивидуальность и есть та основа, которая представляет разницу по

существу между человеком и животным. Животные одного вида поступают все

одинаково в одинаковых обстоятельствах, если только они еще не на пути к

индивидуализации. Наоборот, каждый человек действует по своему и десять

индивидуумов могут проявиться при одних и тех же обстоятельствах десятью

различными способами.

Но если мы не были животными, мы наверное были дикарями. Как бы мы

не гордились в настоящее время нашей цивилизацией, было время, когда мы

жили не лучше папуасов и поедали без зазрения совести мясо собственной

своей супруги.

С тех пор наша жизнь постепенно, но неуклонно подвигалась вперед,

следуя мировому закону перепроявления, который относительно нас, людей,

получает значение перевоплощения.

Закончу несколькими словами, относящимися до перевоплощения,

которое мы будем изучать в нашей следующей беседе. Вот основной закон,

который можно вывести из всего предыдущего: Повсюду форма разбивается,

но душа или жизнь, одушевляющая ее, живет вечно и проявляется снова, под

другой формой. Таким образом, через вся эволюцию бытия сохраняется

беспрерывность приобретенного опыта.

Относительно животного царства мысль эта понимается без труда.

Возьмем еще раз стадо овец. Когда овца из этого стада умирает, жизнь

или сила, которая ее одушевляла, не уничтожается. Она возвращается или

вернее она остается в общей жизни вида со всем опытом, приобретенным

благодаря каждому отдельно проявленному существованию. Эти

приобретенные опыты образуют инстинкты вида.


- 30 -

Предположите, что многие овцы бывали уносимы орлами и, таким

образом, погибали. Жизнь стада или вида приобрела этот опыт и -

сохранила его. И когда эта жизнь проявится, т.е. когда родится

ягненок, он родится с приобретенным инстинктом вида: он будет бояться

орла. Это - не более как скрытое воспоминание о прошлом, сохраненное

общей душой вида. Таким образом одна форма может быть уничтожена, а

жизнь вновь появится под другой формой. Форма разбивается, а жизнь

развивается. Смерти, в смысле уничтожения, не существует: везде

превращение, всемирное непрерывное.

Но то, что с одной точки зрения есть жизнь, может быть формой с

другой. Всякая вещь, поскольку она форма - уничтожается; поскольку же

она сила или жизнь, она будет продолжать свое существование.

Возьмем для примера человеческое тело; здесь наиболее грубая

форма, это - та материя, твердая, жидкая и газообразная, которую вы

видите перед собой. Эта форма оживотворяется непосредственно силой,

которая есть растительная жизнь, иначе - эфирный элемент. Этот эфирный

элемент есть жизнь по отношению к грубому физическому телу. Разбейте

соединение грубых элементов: эфирное начало переживет их. И хотя это

переживание длится не долго, для ясновидящего оно, тем не менее,

очевидно. Следовательно, эфирное тело есть жизнь по отношению к

физическому телу, но оно же и форма по отношению к последующему началу,

т.е. астральному телу. Эфирное тело уничтожается, астральное-

продолжает жить. Когда же астральное тело уничтожится в свою очередь,

ментальное, по отношению которого астральное являло форму, сохранится

как жизнь и т.д. Один и тот же элемент одновременно и жизнь, и форма,

жизнь - относительно низшего начала и форма относительно высшего. Ибо,

во вселенной все вибрация: никакой разницы, по существу, между теми или

другими началами. Они - жизнь или форма; мужское или женское;

положительное или отрицательное - смотря по тому, с какой точки на них

смотришь. Когда одна вибрация прекращается, продолжается другая, более

тонкая... С самого верха и до самого низа лестницы бытия форма

уничтожается, а жизнь сохраняется.*

------------------------------------------------------------------------

* В этом ключе и решение вопроса о страдании: страдание происходит

оттого, что существо, которое одновременно и жизнь, и форма, неверно

отождествляет свое сознательное Я с формой, а не жизнью.

Развитие этого вопроса, как и почти всех затронутых нами вопросов,

можно найти в прекрасном труде A. Besant "The ancient wisdom."

------------------------------------------------------------------------

Таково основное положение, на котором построено учение о

перевоплощении.


- 31 -

VI

Мы видели, что жизнь дробится постоянно, пока не достигнет предела

дифференциации в индивидуальном человеке, который вначале проявляется в

состоянии дикаря. Нам остается рассмотреть как развивается этот дикарь

и какова цель его дальнего странствия.

Прежде всего я попрошу вас не забывать, что человек - в истинном

значении этого слова - проявляется только тогда, когда разовьется в нем

"Манас высший" (чистый разум, совесть) или "прoводник" закона

причинности (corps causal).

Мы уже видели в беседе о космическом проявлении, что Божественное