Смекни!
smekni.com

Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии (стр. 15 из 21)

вынесет воздуха вершин... Нужно научиться думать во время земной жизни:

только тогда возможно и после смерти жить сознательно в сферах чистой

мысли.

Так постепенно подвигается развитие человека через длинный ряд

жизней. Но пока человек не достигнет высокой ступени, он не может

помнить свои прошлые существования; до тех пор эти воспоминания

существуют в форме скрытой и синтетической, которую человек знает в себе

как голос совести.

Не нужно забывать, что память зависит от ассоциации, а ассоциация

нарушается для четырех низших начал человека после каждой смерти вполне,

так как самая субстанция их рассеивается. Если повреждения мозга

достаточно, чтобы уничтожить воспоминание о только что пережитых фактах,

возможно ли ожидать, чтобы факты наших прежних существований сохранились

тогда, когда весь организм - исключая души - является вполне

обновленным? Под душой я разумею "проводник закона причинности",

который сохраняется и заключает в себе воспоминание о всех пережитых

существованиях, и в тот день, когда мы начнем сознательно жить в нем, -

а этот день придет для каждого из нас - мы овладеем этим воспоминанием,

мы обретем "золотую нить, которая связывает все существования человека

воедино". До тех пор мы будем сохранять только общие идеи; наша

совесть - это тень, бросаемая нашим разумом (высший Манас), результат

опытов наших пережитых жизней. Более того: то, что мы называем нашим

характером, нашей личностью, нашим я, все это не более как живые выводы

из наших прежних воплощений. Что касается до конкретных подробностей,

мы их найдем снова, когда пробьет час "Посвящений", т.е. когда наше

человеческое самосознание сольется с нашим божественным Ego,* (* Ego

следует понимать как Божественное Начало в человеке, триаду: Atma

(cоответствует Божественное Воле), Buddhi (Мудрости), Manas

(Деятельности) Прим. перев.), которое и есть истинная бессмертная душа

человека. Тогда все наши воплощения предстанут перед нами как столько

же дней в единичной жизни.

Таковы главные черты великого закона Перевоплощения, который правит

ростом человеческой Индивидуальности. Рост происходит медленно, следуя

закону чередования, до тех пор, пока человек, достигнув совершенства, не

будет более нуждаться в перевоплощении, когда он станет более, чем

человеком.

- 36 -

VII

До сих пор мы были заняты обозрением мировой эволюции. Мы видели,

что по существу принцип Бытия - Един, мы видели его тождество в человеке

и в космосе. Мы узнали мировой закон чередования, по которому все идет

вперед, проходя через ряд периодически возобновляемых проявлений, мы

убедились, что тот же закон, под видом "перевоплощения", действует и в

существе, достигшем индивидуальности, т.е. в человеке. Нам остается

рассмотреть почему эти периодические проявления позволяют нам идти

вперед и совершенствоваться.

Перед нами два разряда фактов из области потусторонних наблюдений:

перевоплощение - с одной стороны, эволюция - с другой. Мы постараемся

сегодня найти ту связь, которая существует между этими фактами, иначе -

постараемся выяснить их общую причину.

Причина эта - действие. "Карма". Санскритское слов Карма, вернее-

"Karman" означает в буквальном смысле: деятельность, действие. Отсюда -

значение Кармы, как "закона причинности"; ибо каждая причина есть

дейcтвие и каждое действие есть - в свою очередь - причина. Действие -

необходимый результат какой-либо деятельности; действие само по себе-

активно, и рассматриваемое в свою очередь как причина, оно зарoждает

новые действия.

Весь процесс носит название Кармы потому, что ряд причин и действий

представляет собою в осуществлении последовательные деятельности,

зарoждающие одна другую.

Все думающие, что знают восточную философию, понимают по Кармой

закон, управляющий исключительно судьбой человеческой.

В действительности, значение Кармы много шире: она применима ко

всей космической деятельности во всей ее полноте; она управляет

творчеством во всей целости.* ("Karman" и Латинский глагол "cre-are"

происходят оба от одного санскритского корня "kri", что означает

творить, делать.) Из этого вы усмотрите, что проследить закон Кармы во

всех его разветвлениях, которые обнимают собой вселенную, недоступно для

нашего ограниченного понимания. Вот почему великие учителя Индии, в том

числе и Будда, запрещали своим ученикам всякие споры, имевшие целью

разъяснить этот вопрос во всей полноте. По их мнению, Карма, в своей

сути - непостижима для нашего ума. Тем более в беглом очерке, как наш,

нет возможности дать более чем самый общий очерк основных принципов,

относящихся к этому мировому закону.

Первый из этих принципов следующий: всякая вещь существует

активно; быть и действовать - одно и тоже. Во всем мире нет ни единой

субстанции, которая не была бы деятельна. Например, этот карандаш,

который я держу в руке, разве он - пассивен? Если вы так думаете - вы

ошибаетесь.

Его субстанция кажется вам инертной, а между тем вы видете его

только потому, что он изменяет свет, который отражается на вашей

сетчатой оболочке, следовательно, карандаш этот действует. Кроме того,

и ученый, и ясновидящий одинаково скажут вам, что каждая частица,

составляющая его, находится в активном движении. Установив это, мы

можем разделить объекты на деятельности простые и сложные; примером

простой деятельности может служить первичный физический атом. Затем,

можно представить себе множественность таких атомов или простых вихрей,

соединенных между собой законом и образующих сложную единицу.

Комбинация этих единиц даст новый центр деятельности, еще более сложный.

Человеческое тело может служить примером: каждая клеточка может

быть условно рассматриваема как "простая деятельность"; известное число

сгруппированных клеточек образует орган, новую сложную единицу, а

известное число органов, соединенных по определенному закону, составит

человеческое тело. Это последнее, в свою очередь, может быть принято за

единицу: продолжая обобщение, мы будем иметь нацию, расу, человечество,

ряд единиц все более и более сложных, соединяющихся под конец в целую

вселенную. Следовательно вся вселенная - деятельность, относительно

простая или сложная; космос есть великое целое всех этих деятельностей,

целое - планомерное, гармоническое, расположенное в порядке.


- 37 -

Второй принцип, лежащий в основе Кармы, следующий: Мировое

существование, которое, как мы сейчас видели, равнозначуще с мировой

деятельностью, видоизменяется постоянно этой самою деятельностью. В

эволюции существа деятеля видоизменение это может проявиться

усовершенствованием или ухудшением, но непрерывность и тождественность

существа не нарушаются. Так, наше тело постоянно видоизменяется своими

собственными деятельностями и деятельностями внешнего мира, но - при

этом - оно остается самим собою в течение всей нашей жизни.

В этом смысле я разумею тождественность и непрерывность существа.

Итак:

1-й принцип: Существование равнозначуще с деятельностью.

2-й принцип: Благодаря деятельности, видоизменяется существование;

благодаря деятельности, мы подвигаемся вперед или двигаемся назад.

Этот мировой закон - в применении к человечеству - может быть

выражен в следующих словах:

Каждый человек являет собой свою собственную Карму, свой особый вид

деятельности. Все то, что человек представляет собою в настоящем, все,

что он имеет, все, что человек представит из себя в будущем, или что он

будет иметь, все это только последствия того, что он делал, делает и

будет делать: в мыслях, в словах и поступках.* (* Мысли, слова и

поступки, или короче: мысли, желания и поступки представляют собою

деятельность человека в трех мирах или на трех планах (ментальном,

астральном и физическом), которые являют собою все поле человеческой

эволюции.) Короче, наше настоящее - плод нашего прошлого.* (* Под

"прошлым" я разумею весь бесконечный ряд деятельностей, через которые

прошло наше существо).

Мы видим из всего сказанного, что закон Кармы есть только частное

применение всеобщего закона.

Подвигаясь в нашем исследование, мы найдем, что настоящее, как

последствие прошедшего, является нам под двойным видом.

Наслаждение или страдание, благоприятные обстоятельства или

враждебные, эта двойственность заставляет нас подразделять деятельности

нашего прошлого на две категории и говорить, что эти деятельности были

хороши или дурны. Добро и Зло по существу относительно. Не существует

ничего абсолютно доброго и ничего абсолютно злого, ибо идея Абсолютного

исключает всякий предикат.* (* "Абсолютное добро" имеет не больше

значения, чем "абсолютное движение" или "абсолютная теплота". В

Абсолютном Добро и Зло, как и все остальное, составляют одно.) Понятие

Добра и Зла имеет значение только, когда их противопоставляют одно

другому в проявленной вселенной. Как плюс и минус, Добро и Зло

необходимы для "проявления" и не существуют сами по себе. Раз эти

понятия относительны, то, что зло для меня, может быть добром для

другого; что было для меня добром вчера, может оказаться злом сегодня.

Понятия эти имеют действительные значения только по отношению к тому

существу, к которому относятся. Но из этого вовсе не следует, что все

равно - добро или зло руководит нашими поступками. Смысл моих слов

такой: Добро и Зло, как и все во вселенной, как время и пространство,

как мы с вами - относительны; тем не менее в проявленной вселенной, как

время и пространство, как холодно и тепло, как мы с вами, так и добро и