Смекни!
smekni.com

Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии (стр. 2 из 21)

источника Вселенной. Dvaita признает вечное разделение между Богом и

человеком, Vishishtadvaita идет ступенью дальше и, утверждая их

двойственность, признает конечное единство. Advaita настаивает на

основном единстве Бога и человека; признавая неведенье (Аvidya)

единственным препятствием, как бы временной стеной, разделяющей человека

от Бога, а источником этого неведения - эгоизм, временно отъединяющий

индивидуальную душу от ее целого, видя в каждой душе как бы отделившийся

луч единого света, Advaita учит, что это неведенье подлежит уничтожению.

Оно окружает человека как бы пеленами иллюзий; сбрасывая эти пелены

одну за другой, человеческая душа будет все более приближаться к своему

источнику, Единому Свету, пока не сольется с Ним. В своем восторженном

преклонении перед этим Светом, словно ослепленный им, исповедующие

Adviata как бы перестают видеть материальный мир и видят только Одно под

всеми меняющимися преходящими формами (Maya). В этом "Одно" они

признают источник всякой жизни, в Нем же они видят и источник земной

любви; по их представлению мы любим те или иные формы только по тому,

что в основе их - Одно; "не ради жены дорога мне жена, но ради Единого

Я дорога мне жена; не ради супруга дорог мне супруг, но ради Единого Я

супруг мне дорог... не ради Богов дороги мне Боги, но ради Единого Я

Боги мне дороги". (Brihadaranyoparishad IV, 5, 6). И в неустанном


- 5 -

искании каждой человеческой души удовлетворения и счастья они видят

только искание Бога, смутную жажду приобщиться к божественной жизни,

закон которой - Блаженство. Так освобождаясь постепенно от мрака

неведенья, все более cветлея и очищаясь влечением к Единому Я,

человеческая душа должна приближаться все более к свойствам своего

истинного Я, пока не сольется с Ним в Одно.

Из этого видно, в какой степени учение Advaita проникнуто высоким

идеализмом; учение это оставалось всегда эзотерическим и Мудрец, Shri

Shankaracharya, стоявший во главе этой школы, ставил непременным

условием для изучения Advaita развитие известных умственных и

нравственных качеств; ученикам, которые не способны были развить эти

качества, учения Advaita не передавались никогда.

Все шесть философских школ Браманизма сходятся в одном и том же

выводе: все они ищут освобождения от земного ограничения, от цепей,

налагаемых на человека рождениями и смертями, и все признают, что

единственное средство для разбития этих цепей - разрушение неведенья

(Avidya) и овладение божественной мудростью (Vidya).

Для реального осуществления этой идеи освобождения, рядом с

учениями Браманизма, существует наука йога (единение с мировым Я),

дающая с этой целью эзотерические психологические методы. Признавая

эволюцию скрытых в проявленной вселенной сил - Волей Единого, йоги

считают целью земного существования раскрытие заложенных в человеческой

душе божественных свойств. При обыкновенной жизни раскрытие это

происходит стихийно, с бесконечной медленностью с точки зрения земного

представления о времени. Наука Йога дает методы для ускорения

естественного хода эволюции Духа, основываясь на том же законе, по

которому сильный и опытный пловец может достигнуть другого берега

несравненно быстрее, чем бросаемая волнами соломинка.

Упражнения йоги состоят во внутреннем очищении, в уничтожении

эгоизма, чувства разобщения от остального мира, в развитии воли и

самопознания, в глубоком сосредоточении в пробуждении интуиции. Методы

йоги не встречаются нигде в полном своем объеме; видоизменяясь

сообразно индивидуальным свойствам каждой ищущей души, они требуют

личного руководства и передаются устно учителем (Гуру) своему ученику

(Чела).

--------------------

В талантливой передаче брамана Чаттерджи чуждых западу индуисских

учений ясно выступает знакомство автора с западноевропейской наукой;

это знакомство помогает ему облекать отвлеченное и трудное для усвоения

мировоззрение Браманизма в форму наиболее доступную для западного ума.

За последнее двадцатилетие религиозные учения древнего Востока вызывают

к себе большой и все возрастающий интерес на Западе, особенно в Англии.

Одной из главных задач нового духовного движения на западе, которое

носит название теософического, является изучение древних религий

Востока. Движение это вызвало к жизни богатую содержанием литературу;

в Мадрасской библиотеке теософического Общества собрано более 3000

драгоценных древнеиндусских манускриптов и более 10000 печатных

произведений, содержащих исследования религий древней Индии. Ежегодно

выходят новые книги на всех европейских языках, а также на местных

индусских наречиях, посвященные тем же вопросам и, кроме того, издаются

не менее 30 периодических журналов в различных странах Европы, Азии и

Америки, занятые исключительно исследованиями религий и культур древнего

Востока. (Сведения эти взяты из ежегодного отчета Теософического

Общества, напечатанного в "Theosophical Review" за март 1903 года стр.

85.)

Несомненно, что такое редкое явление как публичные лекции ученого

Брамана, передающего европейской аудитории сокровенные учения своей

религии, вызваны этим живым и серьезным интересом запада к глубокой

философии древнего Востока. Имея в виду религиозные искания последнего

времени, думается, что и для русского читателя предлагаемая книга

представит серьезный интерес.

Е. П.


- 6 -

Цель наших собраний, которые мы открываем настоящей беседой,

направлена к тому, чтобы дать серьезно интересующимся индусской

эзотерической философией хотя бы некоторые понятия о ее главных чертах.

Мы постараемся, в течение этих бесед, передать возможно короче, как

понимает индусская философия природу человека и его место в мироздании,

как она понимает вселенную и цели и законы ее проявления.

Начнем прежде всего с анализа нашей собственной природы. Мы увидим

вскоре, что во всей вселенной, вне нас самих, мы знаем только одно

движение. "Вещь в себе", как сказал бы Кант, мы не можем постигнуть с

помощью наших органов чувств. Когда мы начинаем исследовать окружающие

нас объекты, мы увидим, что они не имеют, как таковые, абсолютной

реальности. Все, что мы видим, имеет не более как относительное

значение, меняющееся сообразно условиям нашего восприятия. Сущность же

вещей остается для нас неизвестной.

Чтобы познать эту сущность, человек должен познать самого себя.

Это предвидели великие учителя всех стран и народов. Вы конечно знаете

древнее изречение Сократа: "Познай самого себя". Этим изречением

предлагается начинать истинное познание с глубокого изучения нашей

собственной природы. В этом же смысле ваш великий учитель Христос

завещал своим ученикам искать царства Божия внутри себя.

Только углубляясь в самих себя, мы можем найти истину. Мы увидим,

что в человеке заключается не только соотношение и сходство со всем, что

есть во вселенной, но что в нем же находится и космическая сила во всей

своей целостности, ибо она не разделима: Первопричина проявляется

всегда как Всеединство. Вот почему даже в песчинке вы найдете всю

целость космической энергии, хотя в форме темной и глубого скрытой.

Но так как песчинка находится вне нашего существа, то мы не можем

понять природу, изучая песчинку. Мы можем изучить основательно только

одно: себя самих. Познав же себя, мы познаем и природу Космической

Силы.

Вот почему я начну с анализа человеческой природы. Я постараюсь

ввести вас, шаг за шагом, в самую глубину святилища, которое заключается

в сердце каждого из нас. Потом, когда мы поймем природу человека и его

способ существования в различных сферах вселенной, мы постараемся

схватить самый принцип вселенной, анализируя объекты нашего восприятия,

затем, мы постараемся понять, каким образом все является существующим,

или, говоря языком теологическим, как создан мир. При этом, оставив

аллегорические приемы, обычные для теологов, мы постараемся идти,

насколько возможно, научным путем.

Затем, мы начнем изучать потенциальные способности человеческого

духа. Мы постараемся узнать, каким образом человек может еще на земле

проверить существование трансцендентных реальностей, и как, даже в этом

мире, он может достигнуть божественного совершенства.

Таковы вопросы, которые мы будем изучать один за другим, начиная с

анализа человеческой природы.


- 7 -

I. О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом.

Я не хочу этим сказать, что необходимо рассматривать ум, как нечто

отличное от тела по существу. Материалист этого различия не признает,

но даже и материалист должен отдать себе отчет в том факте, что в

области мысли действуют специальные виды энергии, отличные от того вида,

который признается энергией физической.

Итак, в человеческом организме различаются тело и мысль, или,

выражаясь более употребительным словом, тело и душа.

Мы замечаем, что тело подвержено постоянным изменениям: в течение

семи лет, приблизительно, оно возобновляется вполне до последней

частицы. А между тем, не сохраняет ли оно свою тождественность. Под

изменяющимся покровом тела есть, следовательно, нечто относительно

неизменное, остается свидетель всех произошедших перемен.

Если бы это было не так, мы не знали бы об изменениях нашего тела.

Если бы наш ум возобновлялся как и тело, и притом с той же быстротой, он

не мог бы сознавать этих перемен. Чтобы проследить движение,

наблюдатель должен оставаться в покое, или по крайней мере, двигаться с

меньшей быстротой. Этот закон относительности управляет всем, что мы