производят реальный звук, который только ускользает от наших физических
чувств, и этот индивидуальный звук должен гармонировать с мировым
звуком, иначе, становясь источником диссонанса, он должен- как таковой-
подлежать уничтожению. Если мы ясно усвоим эту идею органической
иерархии вселенной, какую бы точку зрения мы не приняли, мы неизбежно
придем к логическому выводу, что должны работать в гармонии со всем.
- 47 -
Философ ищет познать свое определенное положение в недрах Мировой
Деятельности посредством своей индивидуальной деятельности, своей кармы.
"Мое место здесь", - говорит он, - "раз я нахожусь здесь". Посмотрим,
что должен я делать в данном мне положении, чтобы сохранить мировую
гармонию в той точке, которую я занимаю. Пусть этот микрокосм, эта
малая совокупность деятельностей, называемая моим я, остается в созвучии
с макрокосмом, великой совокупностью деятельностей, в которую это я
входит как составная часть. Пусть не остается оно праздным, когда вся
вселенная звучит, пусть действует гармонично, в созвучии со средой,
которую занимает". И тогда он будет работать не думая о своем я, и
будет так делать исходя из чисто отвлеченного понимания. Вот путь, на
котором Мудрый осуществляет внутри себя полное самоотречение: желания
отдельного бытия не существует для него, он признает только закон
всеобщей гармонии, тождественный - как мы увидим - с "Волею Отца".
Но - не нужно скрывать от себя в какой степени трудна задача, если
подходить к ней с этой отвлеченной точки зрения. Абстракция не имеет
силы над обыкновенной волей, следовательно и не может служить для нее
достаточным стимулом. Люди с "общими идеями" довольствуются чаще всего
одними словами; они бездеятельны. Мудрецы, у которых дела совпадают с
идеями - редкое явление. Для большинства людей необходим конкретный
Идеал; и таким идеалом владеют все те, которые вступают на путь
религиозного чувства. В западном мире путь этот ясно намечен учениями
Христа. Христианство представляет собою по существу путь конкретного
религиозного чувства.
Мы видели как одно и то же может быть рассматриваемо с двух
различных точек зрения: с субъективной и объективной, как сущность и
как закон. Вся вселенная может быть понимаема - с отвлеченной точки
зрения - как закон (Карма); с точки зрения конкретной- как Мировая
Сущность, как Вершитель Ею же проявленного закона.
Заметьте, что суть при этом не меняется, меняются только точки
зрения. Если вы отдадите себе в этом ясный отчет, вы убедитесь, что во
всех религиях, как бы они не различались на вид, нет разницы по
существу.
Отвлеченную форму мы находим в Буддизме; конкретная форма дается
Христианством: Единый закон - с одной стороны, Создатель и Его
Всемогущая Воля - с другой. Браманизм, правильно понятый, соединяет ту
и другую форму; он указывает, что обе религии дают истину.
Вот как поучает Кришна в Bhagavad Gita (XII 2-7):
2. Те, душа коих устремилась на Меня, которые, всегда
благозвучные, поклоняются Мне, одаренные полнотою веры, эти - по Мысли
Моей - наиболее совершенны в единении (Yoga).
3. Те, которые поклоняются Нерушимому, Неизреченному,
Непроявленному, Вездесущему, Непостижимому, Неизменному, Незыблемому,
Вечному.
4. Отрекаясь от чувств своих и побеждая их, дух коих неизменно в
равновесии, радующиеся благу всех, эти также приходят ко Мне.
5. Но более велика трудность для тех, мысль которых устремлена на
Непроявленного; ибо трудно для воплощенного следовать по стезе
Непроявленного.
6. Но воистину тех, которые отказываются от всего во имя Мое и,
сосредоточенные на Мне, поклоняются созерцая Меня, всем сердцем стремясь
к единению (Yoga).
7. "Тех, о Arjuna, Я не замедлю спасти из океана смерти и
существованию, ибо душа их устремлена на Меня".
Учитель говорит ясно. Единая цель и два пути к достижению ее:
путь отвлеченной мысли, трудный и крутой, для меньшинства; путь любви к
Богу, открытый для каждого человека с сердцем.
При этом Закон мыслится как Господь, как божественные Сущности:
вверху - Отец, Карма - Его Неисповедимая Воля; далее Сын, Мать, Св.
Дух, высокие Духи, окружающие престол Всевышнего, Архангелы, Ангелы...
С точки зрения абстракции, все эти Сущности, не изменяясь ни в чем,
являются различными видами Мировой Деятельности.
- 48 -
Путь религиозного чувства имеет большие преимущества, потому что
вместо отвлеченного закона, дает сeрдцу человеческому представления
осязаемые, живые, полагая таким образом более твердую и верную основу
для бескорыстной деятельности. Прежде всего, вместо Кармы мы имеем
личного Бога, и это - истинно, так как Карма, рассматриваемая
субъективно, также сознательна как вы и я. Затем, мы имеем "Сына Божия"
воплощенного, высочайшее проявление Единого под видом Человека. Мы все
- также проявления Его, так как во всей вселенной нет ничего кроме
Единого. Только степень проявления изменяется сообразно виду
проявленного. И наиболее возвышенный вид, возможный для существования в
физической сфере тот, в котором Единый проявляется наиболее ясно, это -
вид Совершенного Человека, Христа, Сына Божия, или, как сказал бы
Индус - Махатмы, Учителя.
Такова Божественная Сущность, которую религия сердца предлагает нам
как посредника между человеком и Богом, посредника не фиктивного, не
символического, а реального, ибо человек, сознание которого достигло
плана Атма, уже отождествлен с Божественным.
Учитель - Тот, который в сердце всего сущего. Он однородный с
Богом, имеет Один право сказать: "Отец Мой и Я - мы едины".
"Я - есмь путь..." Богочеловек, этот высочайший Идеал, приводит нас
путем религиозного чувства к той же самоотверженной деятельности, к
которой - на отвлеченном пути - приходит и Мудрец, посвящающий себя
Порядку, общему Благу, всемирной Гармонии.
"Посвящайте себя Учителю", говорит нам религиозное чувство. И если
мы знаем истинную суть нашего Учителя, будет ли Его имя Будда, Кришна
или Иисус, мы знаем куда Он нас ведет, ибо - Тождественный с Богом под
всеми своими видами, Он может привести нас только к Единому.
Через Богочеловека все обретут жизнь.
"Во имя Господа нашего Иисуса Христа" заканчиваются все ваши
церковные молитвы. Немногие останавливаются над смыслом этого
постоянного призывания Посредника, которое выражает великую и глубокую
истину.
Религия повелевает нам посвятить наше сердце осязаемой Сущности,
сходной с нами в своем человеческом виде. Такую Сущность,
совершеннейший Идеал несовершенного человека, могут понять все, тогда
как немногие в состоянии мыслить простой Закон, отвлеченный и обнаженный
от покровов. Вот почему религия, предлагающая людям подражать такой
Сущности, открывает путь многим, которые, иначе, долго еще оставались бы
в темноте. И вы видете, что посвящая себя искренно служению Христу,
Будде или иному Учителю, верный ученик уничтожает в себе эгоизм. Он
больше не работает для себя, не думает о себе. Он действует всегда из
любви к своему божественному Идеалу. И действуя таким образом, трудится
безошибочно для самого Бога, для Единого. Ибо совершенный человек,
Христос, Будда или Кришна, не имеет иных интересов в жизни, кроме
интересов всего мира, не имеет иной воли, кроме "Воли Отца".
Следуя по пути "религиозного чувства", мы работаем всегда для
мирового дела, для Бога, только не непосредственно, а из любви к
олицетворенному Идеалу. И этот Идеал доступен всем: не трудно удержать
свой внутренний взор устремленным всегда на божественного Учителя,
который представляет собою самого дорогого друга для преданного сердца.
Не с радостью ли в душе стараемся мы сделать услугу своему лучшему
другу? И самая трудная задача не становится ли легкой для нас? И в
самом деле, жизнь любящего ученика превращается в жизнь труда и
блаженства: он трудится, не думая об усталости, он жертвует собой,
никогда не затемняя света своей души мыслью о себе самом. Деятельность
помогает его росту, бескорыстие очищает его сердце: так осуществляется
двойное условие, которое, на первый взгляд, казалось несовместимым.
В этом тайна развития человеческого Я путем конкретного
религиозного чувства. Истинных Мудрецов, следующих путем абстракции -
не много. Пускай же большинство человечества посвятит себя Совершенному
Учителю. Христос, Будда или Кришна - это безразлично; ибо все Учителя
представляют Одно в той сфере, где разъединение прекращается. Те,
которые, считая себя их учениками, с огнем и мечом истребляют друг
друга, ни на йоту не нарушают гармонию духовных миров: она -
ненарушима.
Я стремился показать вам в нашей последней беседе, две главные
точки зрения, исходя из которых возможно практически осуществить
бескорыстную деятельность; заменяя наши личные интересы интересами
Общего, она приведет нас постепенно к отождествлению нашего Я со Всем и
к нашему конечному освобождению.
- 49 -
Этот путь очищения носит по санскритски название "Karma Yoga" от
Karma - деятельность и Yoga - единение. Karma Yoga уничтожает эгоизм,
независима от исходной точки: абстрактной или конкретной, из которой
осуществляющий этот метод исходит. Результат будет один и тот же:
внутреннее очищение. Это - первая ступень человеческого пути в
направлении совершенства. С этого и должны начинать все, которые хотят
личным опытом проверить реальность потусторонних миров. Пока не
совершен этот первый шаг, нечего и говорить о дальнейшем. Не сказал ли
ваш Учитель: "ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, остальное
все приложится вам".