знаем: все понимается с помощью контрастов. Один уже тот факт, что мы
сознаем перемены нашего тела, заставляет признать, что помимо тела есть
некто, кто заносит в списки все эти изменения.
Но кроме этих физических изменений, есть еще и другие, более
тонкие, которые происходят безостановочно, и о которых мы обыкновенно
вовсе не думаем. Так, восприятие внешнего объекта происходит вследствие
непрерывного ряда быстрых изменений, иначе вибраций, действующих на
существо воспринимающего. Эти изменения систематически связываются
между собой тем, что мы называем нашим сознанием. Без этой
непрерывности познавательной способности восприятие было бы невозможно.
Все воспринятые факты связаны между собой и сохраняются памятью. Где же
находится эта память? Можем ли мы признать ее в границах одного
физического мозга? Если да, то отчего происходит, что давно забытые
вещи вспоминаются так отчетливо? Отчего в гипнотическом состоянии
всплывают на поверхность факты, забытые с самого детства? Известны
случаи, когда человек вспоминает язык, который он слышал только один раз
в молодости. Все эти наблюдения указывают на то, что по ту сторону
физического тела есть некто, запоминающий наши физические наблюдения;
этому элементу, заносящему в памятные списки все нами воспринимаемое, мы
дадим временно название "ментального"*, употребив это выражение в самом
широком смысле.
------------------------------------------------------------------------
* Сохраняю это иностранное слово потому, что смысл его не имеет
подобного русского выражения, оно объединяет собою как рассудок,
интеллект, так и чистый разум, интуицию. В индусской философии оба эти
элемента высшего сознания строго различаются, но оба, и "Манас высший"
(бессмертный) и "Манас низший" (преходящий), действуют на "ментальном
плане" вселенной. "Ментальный план" - область или мысли, и интуиции,
оттого - невозможность перевести это понятие одним словом "умственный",
или словом "духовный". Прим. перев.
------------------------------------------------------------------------
Утверждая это, я не намереваюсь основываться на одних рассуждениях:
чтобы иметь абсолютное доказательство явления, нужно его знать самому.
Чтобы знать, что вы существуете независимо от вашего физического тела,
необходимо уметь отделяться от него. Иными словами, нужно проверить эти
трансцендентные факты так же, как физик проверяет физические феномены,
когда хочет установить закон, ими управляющий. Так как позднее я имею
намерение дать вам несколько указаний по этому поводу, я привожу эти
короткие доводы в самом начале только для того, чтобы вы не считали моих
утверждений фантазией; наоборот, имеются основательные доказательства,
подтверждающие теории, которые я буду развивать перед вами.
Итак, мы прежде всего будем отличать физическое тело от
ментального; различие между ними не по существу, но оно тем не менее
очевидно, по крайней мере настолько же, насколько очевидна разница между
твердым и жидким состоянием материи.
Если мы остановимся на минуту и начнем исследовать свойства
"ментального" в человеке, мы найдем, что оно также подвергается
изменениям, а не остается "неподвижным". Эмоции приходят и уходят,
состояния души, волнующиеся и изменчивые, заменяются одни другими; из
года в год умственная жизнь развивается или затемняется; интуитивные
способности изменяются, и даже совесть становится более определенной по
мере развития человека.
- 8 -
Таким образом, все ментальные элементы изменяются; и так как эти
изменения нами замечаются, необходимо допустить, что за ними есть нечто
более прочное. И это "нечто" действительно существует; это - элемент
духовный, характерными признаками которого являются: способность
самопожертвований, любовь, самоотречение и все высшие сферы души,
которые отличают человека существенно от животного. Именно эти чувства
дают нам ощущения величайшего блаженства, и человек нередко признает
именно этот фактор своей душевной жизни за свою истинную суть, за свое
"я". Этот фактор отличается от "ментального", подверженного постоянным
изменениям, в такой же степени, как газ отличается от твердого или
жидкого вещества.
Если мы начнем анализировать духовную природу человека, то мы
найдем, что и она в свою очередь изменяется. Духовность может расти;
кто упражняется в самоотречении и любви, может развить в себе эти
свойства до высокой степени. Ощущение блаженства может посетить и
покинуть нас. Отметим, что и эти перемены мы способны подмечать,
следовательно, духовная природа не есть еще истинное Я (Эго) человека.
Позади нашей духовной природы есть некто, познающий изменения даже в
высшей сфере нашего существа. Этот "некто" и есть Я (Эго) человека,
единственный свидетель, который заносит в списки все изменения состояния
духа, тела и мысли.
Таким образом, тело, мысль, духовный элемент и, наконец, Эго,
свидетель всего, что изменяется, таковы четыре фактора, которые мы
отличаем путем непосредственного анализа человеческой природы.
Эго есть единый субъект, относительно которого все остальные
элементы человеческого существа не более как объекты.
Глядя внутрь себя, вы более или менее ясно почувствуете
деятельность этих различных факторов.
Искренний ученик, одаренный необходимой для того готовностью,
может, путем терпеливо сосредоточенного внимания и воли, достигнуть
возможности проверить все сказанное на деле.
Он будет в состоянии отделить одно от другого эти различные факторы
и, сознавая свою истинную суть, постепенно вводить свое сознание в
область наиболее возвышенных начал, из которых состоит его существо.
Мимоходом упомяну, что этот процесс постепенного отделения своего
высшего Я вызывает то состояние, которое носит название "экстаза".
Возможно покинуть на время свое тело, чтобы собрать опыт и веденье в
сверхчувственных областях Природы.
Только тот, кто способен достигнуть такого состояния, может
проверить собственным опытом реальность сказанного мной. К сожалению,
такая проверка доступна только очень немногим, потому что мало людей,
обладающих необходимыми для этого способностями, еще менее таких, у
которых достанет терпения, чтобы развить эти способности до конца.
Ничто не звучит так странно для восточного философа, как мысль, что
у человека совсем нет бессмертной души.
И кто говорит это? Адвокат признается охотно в своей
несостоятельности в вопросах медицины; он не посвящал этой науке ни
времени, ни сил, и скромность в этом вопросе становится для него
обязательной. Но, как это ни странно, никто не удивляется, когда слышит
отрицание а приори бессмертной души со стороны людей, которые не
посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и
энергии, отдаваемой ими на вершение своих дел!
Прежде чем отрицать бессмертную душу, следовало бы посвятить
исканию ее хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается
повсюду.
Теперь мы можем подвинуть наше расследование несколько дальше.
Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому ее
называют органической, хотя можно с уверенностью предвидеть то время,
когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только
степенях. В теле нашем, так называемая неорганическая материя состоит
под влиянием и управлением фактора, который мы называем "жизненным
началом", и который материю эту превращает в организм.
- 9 -
Таким образом, в нашем физическом теле обозначились два начала:
грубая материя и жизненная сила. Эту жизненную силу мы назовем началом
эфирным. Исследуя физические тела, мы находим в них вещество более
тонкое, чем газ, это вещество - эфир. В материи неорганический эфир
недостаточно выразился для того, чтобы жизненные силы, для которых он
служит основой, проявили свою деятельность. Эфир есть и в
неорганической материи, им проникнута всякая материя, твердая, жидкая и
газообразная, но жизненное начало находится там в состоянии еще скрытом.
Но, как только жизненное начало освобождается от преобладания
низких элементов материи, оно их тотчас же группирует и организует:
тогда настает время для проявления царства растительного.
Именно это "жизненное начало" и есть организующий фактор нашего
физического тела. Определенная эфирная материя, служащая ему основой
или проводником, будет носить в наших беседах название "эфирного тела".*
(* В современной литературе, занимающейся этими вопросами, различные
начала человека носят название или "проводник", или "тело": эфирное,
астральное или ментальное тело. На Востоке они имеют два названия:
"Koshas" (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к
физическому миру, и "Sharira" (тело), когда они рассматриваются в
самостоятельной деятельности в видимом и невидимом мире. Прим. перев.)
Серьезное изучение законов магнетизма проливает яркий свет на тесное
отношение между эфирной материей и жизненным началом. Когда наука
подвинется вперед, она узнает, что магнетизм ничто иное, как проявление
жизненного начала, которое действительно передается от одного существа
другому.
Оба фактора, образующие наше тело, названы по санскритски: "Sthula
Bhuta" - грубое тело, и "Prana" - жизненное начало. Заметьте, что оба
они хотя и разделимы, но составляют физическое, а не сверхфизическое
начало нашей природы, и сфера их деятельности ограничивается одним
физическим планом вселенной.
Душевная область, употребляя это слово в самом широком смысле,