Смекни!
smekni.com

Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии (стр. 4 из 21)

может, в свою очередь, быть разделена на три вида, все три способные

отделяться один от другого.

Прежде всего мы знаем, что в каждом из нас имеются страсти, эмоции,

чувствования. Эти явления представляют собой видоизменения душевной

жизни, начиная с ощущения животного до самых сложных волнений и

чувствований развитого человека. Эту сторону нашей душевной природы

можно назвать "чувствующей"; по санскритски она называется "Kama" -

желание, материя же, служащая основой или проводником для названных

явлений (ощущения, чувства, страсти, волнения), материя, более тонкая

чем эфир, получила на Западе название "астральной" вследствие ее

свойства светиться в темноте. И действительно, в глазах ясновидящего,

способного ее различать, в этом состоит ее отличие от физической

материи.

За ним стоит другой, который не оспаривает и не рассуждает, а

только утверждает: я знаю, что это - правда, а то - неправда; не знаю

почему, но внутренне убежден, что это так. Это начало - чистый разум.

Оно-то и образует индивидуальность человека и может быть названо также

совестью. По санскритски это - высший вид "Mens", или "высший Манас".

Таким образом в душевной области мы различаем три элемента:

- Природу страстей и эмоций или чувствований, Кама;

- Природу рассудочную или интеллект, Манас низший;

- Начало утверждающее, бессмертную суть души* или совесть, Манас

высший.

------------------------------------------------------------------------

* Под этой сутью эзотерическая философия понимает неподлежащий

уничтожению результат всех переживаний данной духовной индивидуальности:

тогда как все временное, личное, относящееся к тому или другому

отдельному воплощению уничтожается со смертью материальных оболочек, все

опыты и переживания, в которых участвовала воля человека (назначение

которой - развить до полноты скрытые божественные потенции человеческого

духа), соханяются навсегда и образуют бессмертную самосознающую

индивидуальность. Прим. перев.

------------------------------------------------------------------------


- 10 -

Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается. Но

наиболее высоких сторон духовной природы человека мы совсем не будем

касаться. Они, как увидим ниже, недоступны нашему пониманию.

Человеческому Эго присущи три вида, соответствующие трем аспектам

проявленной Первопричины, которые не могут быть различаемы в настоящем

состоянии человечества: только совершенный человек может знать их.

Поэтому я буду обозначать эту тройственность одним родовым именем Атма,

принимая ее за единство. Все откровенные религии, все великие учителя

человечества утверждают Троичность проявленного Бога*

------------------------------------------------------------------------

* Чаттерджи, обозначая Атма Троицей имеет в виду две высшие сферы

Божественной Манифестации, недоступные земному пониманию.

Для облегчения читателя приведу диаграмму, изображающую есмь сфер

или семь "планов", на которых, по учению эзотерической философии,

протекает жизнь вселенной, и которые служат манифестации: Бога,

"Посвященного" и несовершенного человека во время его земной жизни и

после смерти. Эго человека рассматривается эзотерической философией

только начиная с третьей сферы как определенная человеческая монада,

заключающая в себе - в потенции - аттрибуты Божественной Троицы. Цель

человеческой эволюции развить эти потенции до полного совершенства.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Adi Манифестация │

├─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Apupadaka │

├──────────────────────┬───────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────┤

│ Atma │ │ │ │ │ │ │ │

│ план Нирваны │атоми- │ Ма │ ни │ фе │ста │ ци │ я │

├──────────────────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤

│ Buddhi │стичес-│ │ │ │ │ │ │

│ духовный план │ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤

│Мanas высший и низший │ кий │ │ │ │ │ │ │

│ │ 7 │ 6 │ 5 │ 4 │ 3 │ 2 │ 1 │

│ ментальный план │ A │ ru │ pa │ R │ u │ p │ a │

├──────────────────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤

│ Kama │ │ │ │ │ │ │ │

│ астральный план │ суб- │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤

│ Sthula │ план │эфир│эфир│эфир│ │жид-│твер-│

│ физический план │ │ 3 │ 2 │ 1 │ │кое │дое │

└──────────────────────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┘

Манифестация человека

Пять низших планов делятся на семь суб-планов. Физический план

состоит из шести свойств все сгущающейся материи и седьмого

атомистического суб-плана. Само название указывает на то, что по

эзотерическим учением в основе каждого плана Вселенной имеются

соответственные первичные атомы, физические, астральные и т. д.

Ментальный план разделяется на 4 суб-плана, которые носят название

"Rupa" - форма, благодаря чрезвычайной пластичности эфира этой сферы,

настолько пластичны, что мысль человека создает там немедленно

соответствующие формы, звуки и краски, три-высшая суть плана носит

название Arupa - без формы.

Прим. перев.

------------------------------------------------------------------------

Итак, мы нашли в человеке 7 деятельных начал:

1. Три высшие начала, рассматриваемые нами как единое, истинный

субъект в человеке, единственный свидетель всех переживаемых человеком

изменений. В современных комментариях его обозначают слоовом Атма, но в

древнейших священных индусских книгах встречается название Махатма -

великая душа. Атма означает то, что со всем соприкасается, все в себе

содержит.

2. Духовный элемент - Буддхи, - что означает Мудрость.

3. Бессмертная душа, интуиция - Манас высший. (Манас означает то,

что распространяется.)

4. Интеллект - Манас низший.

5. Чувствование - Кама, - что означает Желание.

6. Жизненное начало - Прана, - что означает Жизнедеятельность.

7. Физическая материя, твердая, жидкая и газообразная - Стхула

Бхута, - что означает Грубое Превращение.

В сущности, не важно знать эти санскритские названия. Важно

различать эти идеи внутри себя; они - факты природы.


- 11 -

Как я уже упомянул, принципы вселенной соответствуют различным

началам человеческой природы. Так:

1. Элемент грубо физический в нас соответствует окружающей нас

материи, твердой, жидкой и газообразной. Наше эфирное начало

соответствует эфиру вселенной. (Жизненному принципу вселенной Jiva,

организующему материю, в человеке соответствует жизненное начало Prana.

Прим. перев.) Оба элемента образуют физический план вселенной.

2. Элемент или субстанция наших чувствований соответствует той же

субстанции во вселенной и образует план астральный.

3. Наш умственный элемент и наша душа соответствуют принципу мысли

и души вселенной и оба вместе образуют ментальный план космоса.

4. и 5. Элементы духовные человеческого Эго соответствуют

духовному плану Буддхи и плану Нирваны.

То, что мы назвали планами вселенной, равно как и факторы,

действующие в человеке, не слудует представлять себе один над другим,

но- взаимно проникающимися*.

------------------------------------------------------------------------

* Название "план" - чисто условное и это следует иметь в виду, так

как иначе оно может ввести в заблуждение. "Планы вселенной" следует

понимать как различные виды всемирной материи, которые служат основой

разнообразным проявлениям Единой Энергии. Следущее сравнение поможет

выяснить понятие. Электрический ток, который мы знаем не по существу, а

по его действиям, производит самые разнообразные явления, смотря по

среде, в которой он действует. Проходя через теплую проволоку, он

проявится как свет или тепло; проходя через окисленный раствор и воду

он действует как химическая сила; проходя вокруг железного прута, он

его намагничивает. Также и Единая Сила, такая же неуловимая для всех,

как электрический ток, действуя на физическом плане, производит

физические явления: свет электричества, органической жизни и т.д.;

действуя на астральном плане - явления психические: ощущения, чувства;