Не вполне православная экклесиология (14). Предсуществующая Церковь, личное существо, прежде солнца и луны, духовная явилась во плоти Христовой (эон?) - продолжение иудейской мысли о сотворении мира для Израиля (Церкви). Из бесплодной стала Матерью (Ис.54). Александрийская школа.
Полемическое возвышение значения плоти для спасения, грех против нее - грех против Церкви, хранить ее в чистоте крещения.
Увещательная пастырско-нравственная сторона: жить и делать так, как Он говорил, тогда и придет Его Царство (12). Эсхатологические чаяния, предпочтение мира грядущего. Горшок после печи не исправить, поэтому будем каяться сейчас когда мы - глина в руках Художника.
Христология и экклезиология послания
Неподлинные творения «О девстве» 3-4 век, греч. оригинал утерян, коптский и сирийский. Неизвестный автор Палестины. 1 часть: Единство веры и дел. Отделение от мира (космоса). Пребывание в трудах и служении: посещение больных, одержимых (эксорцисты). 2 часть: правила поведения, избегание общения с противоположенным полом во избежание блудной похоти., не открывать тайн язычникам - «протомонашество».
«Псевдо-Климентины»:
1. Послания ап. Петра к Иакову + «Свидетельство для получающих книгу»
2. Послание Климента к Иакову
3. Беседы (20)
4. Встречи или Узнавания (10 кн)
5. Сокращение деяний Петра.
Встречи или Узнавания - наиболее интересные, в основе «Проповеди Петра», 4 век - арианская редакция - «Гомилии». Середина 4 века православная редакция «Встречи» («Узнавания»). Роман с занимательным сюжетом (Климент - язычник путешествует и знакомится с апостолами, становится спутником Петра и т.д.
Вероучительная сторона - синкретизм, иудаизм для евреев, христианство - для язычников. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона. Истинному пророку предшествует ложный (Ева-Адам, Креститель - Христос и т.д., реинкарнация Эона Христа, нет искупления.
3. Св. Игнатий Богоносец и его наследие.
Евсевий - 2 после Петра епископ Антиохийский, видение ангельских хоров (Сократ). См к\р
Противостояние иудействующим и докетам. Богословие единства: Христа с Отцом, людей в Церкви. План спасения до времени пребывал в безмолвии Божьем, явился через воплощение. Взаимообщение свойств, синэнергия. Домостроительство: здание Отца, машина Иисуса - крест, канат - Дух. Неслиянное единение верующих в хоре, повиновение иерархии по образу единения природ Христа. Первый сказал о кафоличности (соборном единстве во Христе). Учение о небесной Церкви. Духовная брань с темными силами. Мистика мученика, тайнозрительное богословие «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли. Ревности во мне многие не видят, а она сильно берет меня» (Трал. 4) (Фанатичность?). Духовные - плотские.
Постоянно говорится о единстве. Призыв «сходиться мыслью Божией. Ибо Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы... находятся в мысли Иисуса Христа» (ЕФ. 3). Без епископа, сами по себе ничего ни делайте (Магн. 7). Это основано на откровении: «Дух возвестил мне , говоря так: «без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями IX, как и Он - Отцу Своему» (Фил. 7). «Пресвитерам следует покоить епископа» (Трал. 12).«Человек, предназначенный к единению» (Фил. 8). Иудейство уверовало в христианство, а не наоборот (Магн. 10). Если докеты правы, то он напрасно страдает. (Трал. 10) «Кто подле меча - подле Бога, кто посреди зверей - посреди Бога; только бы это было во имя IX» (Смир. 4).
4. Св. Поликарп Смирнский. Мученичество св. Поликарпа.
Родился 70-80 гг. Знал Иоанна и других самовидцев Господа, ими же и поставлен в епископы. Мученичество: 147 - 167 гг. «Послание к Филиппийцам» - симбиоз двух посланий. Пастырское наставление. Праведность через веру (жизнь в вере), надежду и любовь. Христоцентричность (Он - центр неба и земли и все к Нему) и подражание Христу, эсхатологичность. «Мученичество св. Поликарпа» Окружное послание Смирнской церкви - Филомелийской. Написано в течение года после смерти. Гонения в Смирне, неодобрение фанатизма. Поликарп скрывался, но за тем был взят и принуждаем к хулению Христа. Пламя не коснулось его, был заколот. Значительна молитва перед смертью. В ней Отец - Вседержитель (Пантократор), Христос - «отрок, чадо, служитель» (но не «раб») Отца, единственный Посредник. Дух - «животворящий». Четкое вероисповедание.
5. «Послание Варнавы»
Исследователи часто относят к 70 г. Но апостол не называет себя по имени, «апостолы - люди крайне грешные», Варнава - левит и не допустимы ошибки в описании иудейских обрядов, автор против традиционного отношения к ВЗ. Отзывается о себе как о язычнике, возможно - теска. Климент Алекс причисляет к НЗ, Ориген - «соборное послание». Написано после 70 г. (Иерусалим) м.б. 130 г. Александрия (известен Клименту, Оригену и «Синайскому кодексу», где стоит после Откровения).
Антииудейский полемический трактат. Божество Христа воплотилось - исключительное событие, новое творение (крещение). Иудеи оказались недостойны Завета, разбитие скрижалей, духовное откровение грубо материализировалось. Новый народ. Истинное аллегорическое, истинное прообразовательное толкование (318 - Иисус+Крест), начало алекс экзегезе, истинного гносиса.
Два пути - результат ||-ого развития иудейской и христианской мысли. Начало (Есть два пути...) перемещается в онтологический план (Бог - бытие, сатана - смерть). Скоро конец.
6. «Пастырь Ермы» Нравственное учение и экклесиология.
Цитируют Климент Алекс (считает автора современником Климента), Ориген относит к каноническим. Иероним (4в.) относит к малоизвестным. Основные источники: Мичиганский корпус (3в.) середина Ерма, Синайский (4 в.)- 1 треть, Афинский (15) - почти все. 5 «Видений» (призыв Церкви к покаянию Ермы и его семьи, в 5 Видении является Пастырь, который поведет его по этому пути) 12 «Заповедей» (изложение учения, увещевания), 10 «Подобий» (наставления, пересказ жизни римских христиан, испытание совести общины). До 4 «Видения» вкл. откровения даются «Старицей», далее - Ангелом - Пастырем. Место - Рим. Дата завершения - 140-150 гг., т.к. в «Каноне Муратория» (кон 2 в.) говорится о новом сочинении брата еп. римского Пия.
Ерм пророк, иудей (м.б. грек - Киприан), отпущенный раб, разорившийся купец. Обличительные речи к христианам, нет культуры мышления и логики мысли. На первом месте - нравственность. Догматика размыта. Бог прежде всего «Господь», «Отец» редко встречается => мы рабы >, чем сыны, Владыка, Творец. Христос упоминается как «Спаситель» и «Сын Божий». Высказывание о том, что воплотился Дух, а Отец советуется с Сыном и Ангелами о награждении этой плоти. Но мышление автора развивается в другой плоскости, и такое толкование не приемлемо.
Возможность и необходимость скорейшего покаяния (metanoia) после крещения, его действенность для всех, кроме упорствующих. Но покаяние имеет конец. Печаль оскорбляет Дух - радости (Зап. 10, 2)
Призыв к свидетельству, мученики сидят по правую сторону от Церкви.
Идея предсуществующей Церкви (Домостроительный план), ради нее сотворен мир. Построение башни-Церкви из камней-верующих. Основывается на камне с дверью Сыне или на воде крещения. Необходимость принятия крещения.
Учение о 2-ух ангелах - лукавства и правды «Духа нежного», надо прославлять Духа, поселившегося в теле. Получение Духа неложного, и если человек возвращает «ложный», то делается грабителем. Предпосылки уч. о «сверхдолжных заслугах».
«И ты, любя детей не вразумлял своего семейства, но допустил их сильно развратиться... За их грехи и беззакония ты подавлен мирскими делами» (Вид. 1,3). «А ты, Ерм, не помни неправд детей своих и не оставляй сестры своей, но позаботься о том, чтобы они исправились от прежних грехов» (Вид. 2, 3). «Много раз я постился и молил Господа...» (Вид. 3, 1). Покаяние только во время строительства башни. Круглые камни - избыточность в богатстве. Те, которые не вошли в здание «пойдут в иное низшее место, и притом уже тогда, когда они пострадают и исполнятся дни грехов их. И за то они будут переведены, что приняли слово истинное. И тогда избавятся они от наказаний своих... Если же они не очувствуются, то не спасутся по упорству своего сердца» (Вид. 3, 7).
7. Дидахе. Особенности памятника.
ДатировкаЛитература двух путей: Послание Варнавы, Каноны свв. Апостолов. Апостольские постановления. Сирия, Египет 60-80 гг., возможно нач. II века. Найдена Филофеем Вриеннием, митр. Никомедийским в КПом подворье Святогробского монастыря в 1873г., I издание им же в 1883г. Рукопись датирована 11 июня 1056г. Пользовалась широкой известностью: Климент Алекс Ориген , Евсевий относит к апокрифам, постепенно перестала переписываться и забылась, но его читали Зонара (12в.), Властарь и Никифор Каллист (14в.), Руфин.
Композиция Катехизическое наставление для нужд одной из церквей. 1-6 гл. иудео-христианское учение о двух путях + Евангелические вкрапления; 7-10 гл. Литургическая часть («Сказав все это, крестите...(7.1)). Молитвы коренятся в иудейской традиции («Отрок Божий»); 11-13 гл. Дисциплинарная часть о поведении пророков, апостолов, приходящих и христопродавцев; 14-15 гл. Рука второго редактора - более продвинутый этап, первые определенные параллели с письм. Евангелием (15, 3-4) о устроении Церкви. 16 Эсхатологическая. Возможно добавлена тогда же.
УчениеАкцент на нравственности, а не на догматике (анафема на поведение, а не на мысль). Догматическое учение. Вера в Троичность Бога. Дух наравне с О. и С. (7 о крещении), Христос - судия. Церковь - соборное единство. Катехизация, крещение, покаяние, евхаристия. Нравственное учение. Повторение еванг. заповедей. Два пути. Литургическая часть. Исповедь и пост в среду и пятницу и перед принятием таинства. Живая холодная вода, во имя О и С и СД. Три раза в день Отче наш. Тексты благодарения. Пророки благодарят как хотят. По насыщении благодарение за создание мира и моление о Церкви. Иерархически - дисциплинарная часть. Апостолы, пророки, учители, епископы и диаконы. Харизматики - странствующие миссионеры. У епископов более оседлая жизнь. Церковное единство по образу хлеба.