30. Пневматология св. Василия В.
«О св Духе». Оправдание пред Амфилохием в исправленной доксологической ф-ле. Богом ни разу не назван, но наравне с О., описательно и словами Евангелия Подчеркивается освящающее действие, Святыня. Познание таинственно, сакраментально и опытно. Древность крещального призывания Д. при таинствах. Дух - ruah- Она, птица на яицах. Учение об Ипостаси Духа основано на Плотине («Эннеады») его прозрения - к ясному созерцанию. Третий по порядку и достоинству, но не по естеству. Единое сродно с Единым. «Нет ни одного дара, кот не сходил бы к твари без ДС». Полностью причастен освящаемому, но в то же время не разделен и целен. Был прежде веков вместе с О и С. Без Него все управление расстроится. Но действует только «на разумную тварь». Дух устраняет страсти, привязанность к телу, естественная чистота, просветление и обожение. Опыт духовной жизни, тайны крещения, мистики обожения.
31. Аскетические труды и монашеские уставы св. Василия В.
Сотрудничество с Евстафием Севастийским. Упорядочение монаш жизни, рассуждение о мж., правила. «Базилианский орден»Григорий упоминает его «писанные и неписанные правила», Иероним- «Аскетическое произведение», историк Созомен - «Аскетич. слово», Руфин - «Установления монашества», многое утеряно много неподлинного. Фотий: 2 книги о подвижничестве: 1) - 3 наставления об опасности церк. Несогласий, опасности преступления заповедей, о вере, 2) вопросо-ответы. «Постановления для живущих уединенно» - не его т.к. он был против уединения - Евстафий.
Аскетич труды «Предначертание аскетич»? сомнения по стилю, «аскет увещ к отречению от мира и дух соверш»? -5том, «Слово о жизни аскетич»?, «Сборник нравствен. Правил» перед ним два слова «О суде Божием», «О вере» + 80 правил о таинствах, Законе, Евангелии, жизни клириков и мирян - 3том, «2 аскет слова»?, «Обширные правила»55 -5том, «Сокращенные правила»313 -5том, «Сборник епитимий»неподл, «Аскетич постановления»неподл. Иноческого устава, «Типикона» как такового нет, «вопросо-ответы» с сылками на Писание, катехитического хар-ра
Психологические основания нравственности - расположение к любви заложено в нас от природы, это только образовывается заповедями
32. Общая характеристика Отцов Каппадокийцев. II Вселенский Собор.
Ариане: Астерий, Евномий (все или нерождено или сотворено), Маркелл (все или нерождено или рождено, или сотворено), Фотиан, Македоний. Омий - Василий Анкирский. О Троицй православный Аполлинарий Лаодикийский (2 совершенных не могут соединиться в одно без потери св-в, с полным чел-ом связан грех) - осуждена ересь в 362г. в Александрии. Друг Василия Амфилохий Иконийский. Ариане - тварь, омии - Три, никейцы - Один (единосущ). Ипостаси - образ сущ-ия природы. Плотин (Григорий Б) - «Монада, от начала подвигшаяся в диаду, остановилась в триаде», суборд. + развитие. Самозамкнутое единство не позволяет проявиться самоистечению благости, свойственному по природе. Отвержение икономичности троичности. «Из сущ-ти Отца». Следствие учения о Духе - учение о Церкви - Теле и потом развитие христологии.
Созван Феодосием Вел 381 КПле. Только восточные еп 150 чел (поэтому на Западе признан Вселенским в 6в). Предстоятель Мелехий Антиох, Нисский Богослов, Кирилл Иерус. После кончины Мелетия - Богослов, обсуждение антиох. раскола (Мелетий и Павлин). Григорий предложил не выбирать замену Мелетию, а ждать когда враждующие партии придут к согласию и сами выберут епископа. Но поклонники Мелетия настаивают на выборе преемника, Опздавшие египтяне осуждают Григория за оставление Сасим (15 правило I ВС). Удаление Григория в Назианз.
По мнению многих исследователей, символ I Вселенского собора был качественно переработан и расширен. Более того, для Никео-Цареградского символа была выбрана другая основа. Из 170 слов символа I Вселенского собора Никео-Цареградский символ включал в себя лишь 33.
В учение об Отце, по причине отсутствия споров, было введено лишь небольшое уточнение : «Творца неба и земли». В учении о Сыне слова «из сущности Отца, Бога от Бога» были заменены словами «прежде всех веков» для опровержения учения Маркелла Анкирского. Выражение «Бога от Бога» являлось тавтологией, поэтому оно было опущено. Выражения Никейского символа : «рожденный от Отца, т.е. из сущности Отца», и «единосущный Отцу» могли привести к выводу о рождении, а затем только приобретении свойств Божественной природы. Слова же «прежде всех веков» исключали какое-либо превратное толкование. При этом выражение «на небе и на земле» было вычеркнуто. В учение о воплощении Слова свв. Отцами были вставлены некоторые слова, уточняющие православное учение о плотской природе Богочеловека и о истории боговоплощения («сошедший с небес» и «воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы»). Для того, чтобы подчеркнуть историчность пришествия Христа, для указания на конкретный исторический момент были введены слова «при Понтийском Пилате». Реальность воплощения подчеркивает и слово «погребенного». Свв. Отцами было пояснено, что во втором пришествии Господь, в отличие от первого, явится во всей Своей славе. К символу было прибавлено учение о Св. Духе, божественность Которого отрицалась духоборцами, о Церкви, крещении, воскресении мертвых и «жизни будущего века».
Т.о. Никео-Цареградский символ исповедует ту же самую апостольскую, православную веру, что и Никеский, но более полно и богословски точно определяет основные догматические истины, нападки на которые испытывала Церковь с первых же веков своего существования. Об этом же свидетельствуют и сами свв. отцы собора 381 г.: «...в нем (символе) мы пространнее исповедали веру...» В «Диалоге о Св. Троице» под псевдоэпиграфом Афанасия Великого говорится о том, что в символ было прибавлено «то, что тогда было не исследовано и что теперь благочестивые отцы истолковали».
4 канонич правила: 1) подтверждениеС,имвола 318-ти; 2) Невмешательство епископов в дела чужих поместных церквей; 3) КПль - Новый Рим первый по чести после Рима; 4) осуждение М. Киника за «произведенное бесчиние».
33. Св. Григорий Богослов. Житие и труды.
330 г. Арианз. Родители Григорий (бывший ипсистарий - гностич. секта) и Нона. Кесарий и Горгония. Григорий родился по молитвам матери и обещан Богу. Учеба в Кесарии, 350- Афины. 359 - домой через КПль. 361 г. - пресвитер, уход в пустыню до Пасхи 362 г.(Слово обегстве). 372 - епископ. 374 - +отец и мать, 379 - в КПль. + 389.
Нелюбовь к словопрениям. Слова о богословии (5 шт. 380)1 - против диалектиков и рассуждающих без подготовки, 2 - невидимость, непостижимость Бога Всего, ангелов - второстепенных мы тоже не видим. Безграничность - доводы от разума и естественного з-на.; 3 - О Сыне евномиане по Своей воле или против обычная полемика; 4- Сын - Бог, аргументы от писания ариан; 5 - о Духе-Боге против духоборцев, постепенность раскрытия учения.
34. Основные богословские взгляды св. Григория Богослова (триадология).
«Троический богослов». Уточнение терминологии: Василий - общее => частное. Но это недостаточно для утверждения личной особенности и бытия => ипостасные св-ва (не отечество, сыновство и святость), точный смысл, кот не известен. Отождествление ипостаси с лицом, чего избегал ВВ. Мистика Монады Единицы в Трех. После него «поклонение Единице в Троице». Конец субстанциальному субординационизму «Великое, большее и величайшее - лествица... с неба», «Отец - имя Божие не по сущности и не по действию, а по отношению к Сыну»; «Отец больше Сына по причинности и = по природе». Реальность троического бытия, его вневременность. Отец не начинал быть Отцом.
Влияние Афанасия: «Что прежде утвердили о Сыне, то А. о Духе». Дух есть Бог, и Он делает богом в крещении. Дух везде за Христом (домостроительство).
35. Христология св. Григория Богослова.
Рождение - нарушение з-ов естества. Восприятие чел. в-ва, «чтобы образ спасти и плоть обессмертить». В Нем «иное и иное, но не иной и иной». Как соединены огонь и железо. Взаимообщение св-в 2-ух природ впервые: «срастворяются и естества и имена и переходят одно в другое, по з-ну сращения». Обожение - «сильное побеждает». Страдания и смерть Бога. Богородица и кто этого не признает, тот отлучен от Божества.
Аполлинарий - каждое естество осуществляется только в индивидуумах и особях, природа личностна => неполнота человечества (два центра). «Кожа моя, но чья же душа?» «Не воспринятое не уврачевано». Совмещение 2-ух телесных невозможно, но не так для духовных тел (звук, обоняние и пр). Сочетание Аполлинария - внешне. Греховна и плоть и ум и поэтому воспринято д.б. все. Ум -неисцелим, осужден, презрен.
36. Эсхатологическое учение св. Григория Нисского.
Родился ок. 335 г. Влияние Макрины и Василия. Женился на Феодосии (исключительное духовное дарование), +365. Философские искушения, 371 - 2 - епископ Ниссы, не деятель, но писатель и богослов. Суд Демосфена в Галати (375г.), бегство. 376 осужден и заочно низложен за растрату и незаконное посвящение. После смерти Валента в 379 г. Возвращение. После смерти Василия - полемика с Евномием и Шестоднев. 379 г. В Аравию и Палестину (сочинения где не рекомендуется поломничать в Св.Землю). 381 г. II Собор, вкл в список обязательного общения. 382, 382 соборы в КПле, борьба с арианами. Знакомство с дев. Олимпиадой. VII ВС - «отец отцов».
Смерть побеждена, но не прекращена. И смена поколений будет происходить до завершения круга чувственного времени. Тела после разложения на частицы смогут восстановиться, т.к. несут на себе печати принадлежности той или иной душе - вид, облик внутренний образ. Связь бессмертной души с телом после смерти остается, она знает место нахождения каждой частицы. Смерть - новая ступень пути восстановления в древнее состояние. Восхождение продолжается и грешники попадают в чистительный и крещальный адский огонь. Греховный обман рассеивается и душа перед откровением истины неизбежно обращается. Григорий не признает упорство во зле.