· Устойчивости зла нет, воля не м. упорствовать перед откровением Бога.
· Разум м. ошибиться, но не м. упорствовать в очевидном заблужденииЗло небытийно и несвойственно душе => после обращение огненное обжигание и уврачевание. Душа раздирается на двое Бог влечет Свой образ, а земные пристрастия удерживают душу. «Мера страдания есть кол-во находящегося в каждом чеке зла» => мучение конечно, но это м.б. целая вечность и все же время.
Вечные мучения:
· на случай нераскаянности
· педагогическое толкование (т.е. чтобы испугать)
· У Григория - необходимая конечность всего тварного и времени, как области очищения через смерть (тело через разложение, душа - через горние пути)
Окончание времени по наступлении полноты и прекращении рождений. В воскресении оканчивается очищение и восстанавливается целый чек, но очищение для иных еще продолжается - апокатастасис разделен на части (Оригенова схема, но у него не было абс. значения воскресения, это поворотный этап, но не восстановление). Нетленное тело оживотворяется мертвой и неочищенной душой
· Максим Исповедник: воскресение заканчивает все процессы и грешники подпадают под вечное осуждение.
· Ориген: воскресение не есть восстановление.
· Григорий: противоречивое соединение.
Символическое понимание «колоса» и «семени»... Тождество субъекта и субстрата. Воскресшие тела не будут обладать органами, необходимыми для жизнедеятельности и размножения, вид чека будет определяться состоянием души.
Суд Сына на основании личного опыта, это не столько решение сколько откровение прошлых дел. Мучения есть до и после. Смысл суда в ожидании.
Всеобщее восстановление - все учавствуют в благах, одни через подвиг земной жизни, другие огнем. Христос исцелил 3 сосуда зла: дьявольскую природу, женский пол и мужской. Демоны и сатана будут уврачеваны. Зла нет оно только случается, бывает => конечно. Бог все во всем => Во всем=> и все в Боге. Время не среда греха и падших (Ориген), а рождающиеся во времени (нет предсуществования) двигаются к Гду - спасается положительный смысл истории. Но есть «последнее забвение» - не будет памяти о злом => и о победах над ним. V собор осуждение апокатастасиса в связи с предсуществованием.
37. Мистическое богословие св. Григория Нисского.
Пафос очищения для бесконечного искания. Остановка - начало движения к пороку. Нет предела жажды и наслаждения питьем. Жажда, стремление, порыв, вожделение и страсть любви. «Песнь Песней» - «божественное и трезвенное упоение», «исступление ума» - экстаз безмыслия, соединение, брак со Христом..
Он открывается в чистой от страстей, чувственного, стоящей вне вещественного мира душе «В тебе вместимая для тебя мера постижения Бога». «В себе имеете искомое».
Моисей - пример духовного восхождения, через очищение - восхождение - посвящение в тайны. Мистика Божественного мрака, облака. Скиния, в кот вошел Моисей - предел созерцаний. Рукотворная скиния и священнические одежды - символизируют тайнозрение Моисея. Скрижали впервые - вещество и написание произведены Богом, но разбиты. Во второй раз - Моисей вытесывает каменные скрижали - символ плоти Христа.
Исх 33: 18 видение «задняя Божия», лицом к лицу нельзя, т.к. Он - пастырь и ведет, направления не совпадают - богоборчество.
Душа переселяется в Бога, и наоборот. Понятия о Б не выразимы. Всякое понятие - кумир, иддол. Никакие образы и имена не определяют. Только удивленное молчание. «Блаженство не знать что-л о Боге, но иметь Его в себе». О Боге мы говорим не в именах, а в символах, кот. только указуют, на пречистое Естество и вне опыта не имеют смысла. Познавательное достоинство слова остается, но Тело Писания скрывает за собой Его Славу. Закон и пророки - оконца в стене учений, позади которой стоит истина.
38. Св. Кирилл Иерусалимский и его «Огласительные слова».
Кирилл Иерусалимский
Родился 313-315 гг. В иерусалимской обл. Образован в Св. Писании. 343-5 - иерей, 348 - епископ после св. Максима. Вопрос о законности рукоположения
· от арианина Акакия, а Максим хотел Ираклия (Иероним, Сократ, Созомен).
· Но Феодорит говорит о его православности и законности.
Спор с Акакием (юрисдикция, арианство). С 358 - 378 - троекратное изгнание (17 лет), 4 г. под Юлианом, 362-4, 367-378. Находился в Антиохии и Тарсе, II ВС, +386-7.
Омий, практик, средняя позиция. «Огласительные поучения»: 24 главы 1 - предогласительные, 18 - к просвещаемым, 5 - тайноводственные. Говорены в мае 348 г. Историч св-ва о жизни Церкви.
4 поучение - канон Св. Писания, не признаются второканонические, НЗ - нет Апокалипсиса, Дидахи и Пастыря.
Кафоличность: - повсеместность; - целостность; - всеобщность спасаемых людей. Церковь одна, вне ее - волки и сборища еретиков, которых надо избегать. Соборность не имеет общего со всеобщим управлением мирян и иерархов.
Символ Веры не оставлен (дисциплина аркана). СВ сконструирован из разных мест «Поучений» (+ СД - Параклит, «Единый», крещение покаяния; - «Единосущный» и пр.). Сын «по всему подобный Родшему». Омий? Но православная позиция Сын - Бог = Отцу (против монархиан), прежде веков. Воипостаизированное Слово, а не произнесенное. ДС - сила просвящающая, как луч просвящает очи (Василий В.)
Литургическая сторона : Крещение 400 дней поста + сокращенный элементарный курс догматики и аскетики. Все в притчах, о Троице без подробностей. Таинство совершается в притворе, отрицание от сатаны. Совлечение одежд и хитона (отказ от ветхого чека). Помазание заклинательным елеем. Символ Веры и троекратное погружение. ДС очищает душу, вода - тело.
Эпиклеза - вода получает силу святости.
Миропомазание Освящается миро через призывание ДС, помазание (печать дара), возложение рук? Отдельное таинство.
Евхаристия Лит оглашенных: чтение Св. Пис., проповедь. Анафора совпадает в основных чертах. Важность эпиклезы (против католического преложения при установительных словах). Ходатайственные молитвы. «Отче наш»
Избегается применение «обожение» - обоготворение Луны, Солнца в отрицательном смысле. Но «усыновление», «сыноположение».
39. Экзегетические творения св. Иоанна Златоуста.
Иоанн Златоуст. Родился 344-54 гг., Антиохия, богатая христианская семья, эллинизм, стоицизм, морализм, эстетика в свете этики. 367 - крещение, 370 - чтецПо смерти матери - монастырь (374-5) 4 г., 2 г. в пустыне. Возвращение в мир с проповедью аскетизма. 381 г. - диакон от Мелетия Антиохийского, 386 - иерей от преемника МА Флавиана. 398 г. - епископ КПий, критика тепло-хладности и мнимого христианства. Столкновение с имп. Евдоксией. Собор «под Дубом» - Феофил Александрийский, одно из обвинений - оригенизм. Низложение и ссылка. Вскоре возвращен. Вторичное осуждение за возвращение без соборного постановления (правило 4 Антиохийского собора). Златоуст не признал низложение . Июнь 404 г. - вторичное изгнание и отправка в Кукуз (М. Армения) и в Пицунт. + 14 сентября 407 г. 417 - восстановление имени в диптихах. Протест Кирилла Александрийского, но принятие в 419, 438 - останки перенесены в КПль в храм Св апостолов, Решение собора «под Дубом» отменено.
Экзегеза Значение чтение СП мирянами - голос Божий. Буквальное понимание богодухновенности Писания, распространяющейся на весь текст - нет ничего лишнего, вплоть до разногласий. Писатели были “в Духе”, отличие от одержимости, значимость лица писателя.
Обучение у Ливания и Диодора Тарского - аскет, борец против ариан и аполлинаристов мало что осталось “О созерцании и иносказании”. Предпосылки толкования: история (реализм), созерцание (высший смысл исторических событий), иносказание (волюнтаристский аллегоризм) - историко-грамматический смысл. Ученик Диодора - Федор Мопсуэтийский - нерелигиозный гуманист, несторианин. Златоуст - сами события “поучают и пророчествуют” -типологический подход (образы) - отличие от иносказания. Крайний историзм - иудаизм, аллегоризм - эллинство. Учение о прообразах и пробразованиях. Опора на ап. Павла “павлинизм”. Проникновение глубже буквы, образ д.б. причастен к истине. Предображение и прообразование - отдельные события указывают на события будущего, объяснение события и фактов, а не слова. Но слова имеют силу при истолковании пророческих речей - образный реализм.
Историко-грамматическая экзегетика. Незнание еврейского, но тонкий филолог. Религиозный смысл истории.
Беседы из 2 частей: собственно изъяснение и нравственные выводы. ВЗ: Бытие, Исаия 8гл, 36 псалмов, историяч Самуила и Саула, о темноте пророчеств, Даниила и Иова. НЗ: антиохийские беседы На МФ. К рим. , гал, 1кор, эфесс, Ин. Против ариан. Деяния и евр говорены в смутные для него годы. Обозрение СП - содержание ВЗ и НЗ.
40. Христологическое богословие св. Иоанна Златоуста.
7 книг против Аномеев - единосущие Сына, 2 беседы на Рождество - о воплощении. «Приходил не разрушить природу, но исправить произволение». Первосвященническая жертва Христа, Христос - пророк, первосвященник, агнец. Нравственное приложение догматов, чистота жизни => чистота вероисповедания.
12 проповедей «О непостижимой природе Бога», вопрос о видении Бога в бес На Ин (Бога не видел никто и никогда) - Бога видят в доступных образах - снисхождение сводится к воплощению невидимого Сына, Он стал видим ангелам (1 Тим 3, 16) видение обусловлено воплощением. Совершенное созерцание только Сыну. «Он явил» Ин. - «объяснил, пояснил, поведал». Ограничение видения Бога восприятием человеческой природы Христа, но в то же время Он «невидимый образ», чего нет у Ф Мопсуэтийского.