Кочевники, представляющее коренное население внутренних районов Австралии, продолжают придерживаться местных традиционных верований. Оседлые аборигены обращены в христианство. Миссионерскую работу среди коренного населения ведут главным образом англиканская и католическая церкви.
5.2 Фиджи.
На этот архипелаг с начала 30-х годов XIX в. стали проникать протестантские проповедники. С 1844 года развернули свою деятельность и католические миссионеры. В настоящее время население острова Фиджи обращено в христианство. Христиане составляют 51% населения страны. Основная масса фиджийских христиан – протестанты. Наибольшее распространение получил методизм. Имеются также небольшие группы англикан (главным образом живущие на Фиджи англичане), адвентистов седьмого дня, пресвитериан, членов Ассамблей Бога и др. Численность католиков – около 50 тыс. человек. Живёт на Фиджи и небольшая группа мормонов.
Половина современного населения Фиджи – выходцы из Индии и их потомки. В результате на архипелаге получил широкое распространение индуизм (его исповедуют 41% населения) и ислам (8%). Небольшая часть индийцев – сикхи, имеется среди них и группа христиан. Часть живущих на Фиджи китайцев – приверженцы конфуцианства. Большинство же фиджийских китайцев – христиане.
5.3 Тонга.
Ещё в 1797 году на этом архипелаге высадились проповедники Лондонского миссионерского общества. Однако попытка насаждения здесь христианства окончилась провалом. В 1822 г. на Тонга прибыл первый методистский миссионер. Методистам удалось закрепиться на островах.
В настоящее время в этой стране большинство жителей методисты. Это последователи Свободной веслеянской церкви Тонга (47% населения), Свободной церкви Тонга (14%) и Церкви Тонга (9%). Из других протестантов на Тонга есть англикане и адвентисты седьмого дня. Имеются также мормоны. Католики составляют 16% населения. На Тонга имеется также небольшая группа бехаистов.
6. География религий в России, влияние религий на внешнюю политику страны.
Говоря о географии религий в мире, нельзя не упомянуть о географии религий в нашей стране. Россия – страна многонациональная, и среди её жителей есть народы, традиционно исповедующие все три мировые религии – христианство восточной традиции, или православие, ислам и буддизм. В результате большая часть религиозной карты страны выкрашена в три цвета.
Православие традиционно исповедуют славянские народы – русские, украинцы, белорусы. Эта религия распространена во многих регионах страны. Ислам распространён преимущественно в Поволжье, Татарстане, Башкортостане, на Урале и Северном Кавказе. На Северном Кавказе почти все народы традиционно исповедуют ислам. Исключение составляют лишь осетины, большая часть которых исповедуют православие, пришедшее сюда из Грузии и Византии. Буддизм исповедуют три российских этноса – буряты, калмыки и тувинцы, соответственно буддизм распространён в местах проживания этих народов – в республиках Бурятия, Калмыкия, Тува. Буддийские общины есть и в различных городах и районах европейской части России, в Сибири.
Наряду с перечисленными вероисповеданиями в России есть и такие христианские конфессии, как католичество, протестантизм. Распространение получил также иудаизм. На севере Сибири и на Дальнем Востоке часть населения (чукчи, эскимосы, коряки, часть ненцев, хантов и др.) придерживаются традиционных верований, которые тесно связаны с их повседневным бытом и занятиями, с окружающей природой. Чаще всего эти верования носят форму шаманства.
Как и во всём мире, в России возникают новые, внеконфессиональные религии и культы.
Религия сыграла важную роль в истории, культуре России, в формировании её государственности. Поэтому даже те, кто считают себя атеистами по рождению, по религии своих предков принадлежат к определённой религиозно-культурной традиции – совокупности обычаев и обрядов, идей и ценностей, норм поведения, имеющих в том числе и глубокие религиозные корни, составляющих основу самосознания каждого человека и народа.
Российская Федерация – это светское (не религиозное) государство, но Россия и самая крупная православная страна, поэтому на ней лежит особая ответственность за судьбу православия во всём мире. В то же время Россия – страна многих религий, и уважительное отношение к людям, исповедующим другую религию (а также и к неверующим, атеистам), - необходимое условие нормального развития нашей страны.
Религиозная принадлежность населения – один из важных факторов, воздействующих на внешнюю политику государств. Россия традиционно поддерживала (и поддерживает) дружественные связи с теми странами, где преобладает православная религия: Грецией, Болгарией, Югославией (Сербией и Черногорией), Македонией, Румынией. Религиозная общность (как и культурная и языковая близость) способствует поддержанию тесных дружественных связей России с Украиной и Белоруссией.
7. Религиозный состав населения в Астраханской области.
На территории Астраханской области представлены все три мировые религии – христианство, ислам и буддизм. Религиозный состав региона связан с этническим. Последняя перепись показала пёструю этническую и религиозную картину в Астрахани и области. Здесь проживает свыше ста этнических групп, функционирует около 20 религиозных конфессий.
Основными вероисповеданиями на территории региона являются христианство в форме православия, ислам суннитского направления, буддизм – ламаизм. Существуют также католические и протестантские общины. Особенностью области является то, что нельзя выделить район, в котором население исповедует одну конкретную религию, т. е. народы, придерживающиеся различных вероисповеданий, живут вместе.
Православие исповедуют живущие на территории области русские, украинцы, белорусы. Мусульманства придерживаются татары, казахи, ногайцы, чеченцы, а также другие народы Северного Кавказа. Буддизм является основной религией калмыков.
Раздел II.
Влияние различных религий на мировые проблемы.
В первом разделе я уже указывал влияние некоторых религиозных течений на политику отдельных государств. В этом разделе я остановлюсь на этом вопросе подробнее.
1. Религиозный фундаментализм.
Последние десятилетия XX в. стали эпохой резкого усиления, а подчас и взрывного роста религиозного фундаментализма. Само понятие «фундаментализм» появилось в начале XX в. в связи с движением христиан – протестантов в южных штатах США. Фундаменталисты выступают за «возвращение к корням», к традиционным религиозным ценностям прошлого, а также за то, чтобы перестроить общественную и политическую жизнь на основе религии. Подобные течения есть также в исламе, иудаизме, буддизме и индуизме. В Японии и Китае в конце XX столетия резко возросло влияние синкретических религиозных сект (синкретизм (от греч. «синкретисмос» - «соединение») – смешение разнородных элементов, в частности религиозных систем и культов). Некоторые из них («Аум Сенрикё» в Японии) были обвинены в терроризме, а другие («Фа Луньгун» в Китае) преследуются как политическая оппозиция (причём в «Фа Луньгун» состоит несколько десятков миллионов человек).
В реальности речь идёт не о возвращении в прошлое, а о создании новых социальных систем, в основе которых лежат массовые, иерархически устроенные общественно-политические объединения. Участникам такого объединения следует принести собственные личные устремления и пристрастия в жертву общим интересам и политике вождей. Но в отличие от фашистских и большевистских организаций этот коллектив – религиозная конгрегация (от лат. congregatio – «соединение») либо созданные на её основе партия, общественное движение или нация.
В Новое время люди верили, что в состоянии построить совершенное общество, опираясь исключительно на рациональные решения, здравый смысл и научные методы. Однако сегодня фундаменталистские настроения подчас охватывают не только социальные низы, но и образованную часть населения. Экономические и политические катаклизмы, экологический кризис поставили под вопрос само существование цивилизации, основанной на разуме.
1.1 Индуистский фундаментализм.
Согласно древнему преданию, в небольшом городе Айодхъя индийского штата Уттар-Прадеш на месте рождения бога Рамы располагался индуистский храм. Однако в период завоевания Северной Индии монгольским военачальником Захиреддином Мухаммедом Бабуром (1483 - 1530) он был разрушен, и впоследствии на этом месте воздвигли мечеть. Спустя века радикально настроенные сторонники индуистского фундаментализма – хиндутвы – заявили о необходимости восстановления храма, что, по их мнению, невозможно без разрушения мечети Бабура.
Молодёжная организация «Баджранг дал» («Отряд сильных»), наиболее активно и агрессивно отстаивающая идеи индуистского фундаментализма, неоднократно устраивала в Айодхъе массовые процессии. В 80-х – 90-х гг. XX в. индуисты проводили здесь также многочисленные мирные политические мероприятия. Акция 6 декабря 1992 года оказалась роковой: организованная толпа разрушила мечеть. Началась резня между мусульманами и индуистами, особенно ожесточённой она была в Бомбее. Тогда в результате столкновения погибло свыше 2 тыс. человек.
1.2 Исламский фундаментализм.
Исламский фундаментализм – это течение, которое требует возврата к исламу в том виде, в котором он существовал при пророке Мухаммеде (около 570 – 632) и при первых его приемниках, «праведных халифах» Абу Бекре, Омаре I, Османе и Али. Под общим названием «исламский фундаментализм» часто объединяются самые разные движения, направления и течения – от умеренных до экстремистских.