Нравственные ценности христианства и Ветхого Завета
Две главные заповеди (Втор. 6:5; Лев. 19:18) Ветхого Завета не потеряли своей значимости в учении Христа, Иисус признает их первенство, цитируя их в беседе с фарисеем:
1. «... люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.» (Марк. 12:29-30; Матф. 22:37; Лук. 12:30).
2. «... люби ближнего своего, как самого себя. ...» (Марк. 12:31; Матф. 22:39; Лук. 12:31).
Однако соблюдение этих двух заповедей согласно Нового Завета принципиально отлично от тех методов, которые проповедуются во Второзаконии и других Книгах Ветхого Завета. Методы реализации Закона Моисея (Исход, Левит, Числа, Второзаконие) признаны неэффективными: «... делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Римл. 3:20). Иисус проповедует принципиальный отказ отнасилия во имя добра.
Первым, основным принципом христианства стало «Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; ...» (Лук. 6:37), «Ибо суд без милости не оказавшему милость; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Основополагающие нравственные принципы Ветхого Завета «...истреби зло из среды себя» (в смысл физически, см. Втор. 13:5) и «око за око» (Втор. 19:21) не нашли отражения в Новом Завете.
Заметим, что принципиальный отказ от насилия в Новом Завете также как и насилие в Ветхом Завете обосновывается существованием Бога: «Не мстите за себя ... Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.”» (Рим. 12:19).
Отказ от насилия, форм физического воздействия ведет к тому, что нормы поведения становятся не нужны, т.к. ценностные установки определяют их по умолчанию. Пожалуй, единственная норма поведения в Новом Завете гласит «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:29). В соответствии с этим правилом подразумевается, что христианин не должен грешить, т.е. в том числе соблюдать и все заповеди Ветхого Завета типа не убий, не кради и т.д.
Второй принцип Ветхого Завета «... каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление» (Втор. 24:16) сохранил свою актуальность, но претерпел существенное смысловое изменение. В Новом Завете суд прерогатива только Бога (без посредников в этом мире), каждого ждет Его суд: «... и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:13), «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5:29).
Третий нравственный принцип – активная общественная позиция стал девизом Нового Завета (Матф. 4:19 «... идите за Мною и я сделаю вас ловцами человеков»). Учение Христа – постоянная духовная или, как говорят коммунисты, идейная борьба (2 Кор. 10:3-5 «Ибо мы ходя по плоти не по плоти воинствуем ... ими ниспровергаем замыслы ... пленяем всякое помышление в послушание Христу»; Матф. 10:34-35 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.»).
Последний четвертый принцип дух важнее буквы практически не претерпел изменений. Новый Завет проповедует полный отказ от себя, человек должен поставить на первое место в своей жизни Бога, искать не для себя, а для Бога (Лук. 9:23-26). Христианин должен действовать не опираясь на
· любые свои желания (под влиянием себялюбия, плотской похоти и т.п.) – см. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» Римл. 6:16; «... всякий, делающий грех, есть раб греха» Иоан. 8:34,
· только свои представления об объективной реальности (в соответствии со своими стереотипами мышления или преобладающей научной парадигмой) – см. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: “уловляет мудрых в лукавстве их”» (1 Кор. 3:19),
а на то, что угодно Богу «... немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.» (1 Кор. 1:25.
Руководствуется в жизни христианин не правилами и нормами морали окружающего общества «... дружба с миром есть вражда против Бога!...» (Иак. 4:4), а тем, что подскажет ему Дух Святой(дух важнее буквы), данный при крещении (Ефес. 1:13,14; Римл. 8:8-17). Христианин должен полагаться не только на разум, но и на чувства (надежду, веру и любовь) «... Царство Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21) и совершенствовать последние в различении добра и зла (молитва, изучение Библии, проповедничество, пост, благотворительность, общение в Церкви и др.).
1.3. Заключение
Как отмечено выше, нравственные ценности Библии не изложены строго иерархически.
Выделяют два непреложных постулата, на которых базируется все остальные нравственные ценности и нормы морали: «… возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.» (Марк. 12:29-30; Матф. 22:37; Лук. 12:30) и «... люби ближнего своего, как самого себя. ...» (Марк. 12:31; Матф. 22:39; Лук 12:31).
Как видно из Библии с течением времени, с развитием библейского общества менялись и нравственные ценности Библии – от жесткого «око за око» к «прощайте и прощены будете», от свода норм и правил поведения к учению о надежде, вере и любви.
Можно выделить четыре основных (с точки зрения автора данного реферата) нравственных принципа:
1) одобрение насилия во имя добра (Ветхий Завет – Закон Моисея, иудаизм) или, наоборот, отказ от насилия (Новый Завет – Учение Христа, христианство);
2) принцип наказания каждого только за его преступления, отказ от кровной мести;
3) активная общественная позиция – верующий не ответственен за грехи другого человека, если обличал его и старался вернуть его на путь истины;
4) принцип дух важнее буквы, внутреннее важнее внешнего – кто ты определяют не только твои дела, но и кто ты есть, т.е. твои убеждения и отношение к окружающему.
Противоречивость в первом нравственном принципе и есть то, что разделяет Закон и учение Христа, он отражает восприятие верующими Бога, их преобладающее мотивирующее чувство: в Ветхом Завете – это страх перед Богом «Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» (Втор. 8:6), а в Новом Завете – это любовь к Богу «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ...» (1 Иоан. 5:3), «... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ...» (Иоан. 14:23-24).
Однако нельзя сказать, что Ветхий Завет проповедует только страх перед Богом, а Новый Завет только любовь к Богу (Деян. 10:35 «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»). Согласно Библии Бог настолько превосходит человека, что к Нему невозможно относиться однозначно, т.к. человек лишь Его подобие, творение, изделие...
Как относиться к Богу – нравственный выбор человека, Библия лишь отвечает на вопросы типа «Кто Он? Что Он хочет от людей? Что вызывает Его гнев? Как жить с ним в мире?». Что избрать: страх или любовь каждый должен решить сам.
Библия отразила процесс развития еврейского общества, который привел к возникновению иудаизма и христианства. Первый ориентировался на Второзаконие Моисея, второе – на Евангелия. Библия стала источником двух религиозно-нравственных систем. Их основные отличия:
1. Основное отличие христианства от иудаизма - ставка не на свод правил, строгих ограничений и норм поведения, а на проповедь нравственных ценностей. Единственная норма поведения для христиан занимает всего три строки «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. ...» (Деян. 15:29), все остальное носит характер советов и рекомендаций. Принцип «дух важнее буквы» становится основным для оценки практической деятельности верующего.
2. Второе отличие – отказ от принципа «око за око» в пользу «прощайте и прощены будете», смещение акцентов с физического насилия на духовную проповедь-борьбу: «Не мстите за себя … Ибо написано: “Мне мщение, Я воздам, говорит Господь.”» ( Рим. 12:19).
3. Третье отличие заключается в принципиальном отказе от иудейского национализма в пользу интернационализации нравственного учения: «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Акцент борьбы за веру в христианстве переносится с межнационального на межличностный уровень: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Матф. 10:34-35). Христианство – интернациональная религия.
4. Отношение к светской власти различно в библейском христианстве и иудаизме:
· христианство внешне поддерживает власть «Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лук. 20:25), а внутренне борется с ней «... дружба с миром есть вражда против Бога! ...» (Иак. 4:4);
· иудаизм внешне оппозиционен властям, придерживаясь своих норм поведения и обычаев, внутренне же одобряет (равнодушие к чужим проблемам – молчаливое одобрение сильного) политику насилия по отношению к необрезанным иноверцам.
Современный иудаизм – религия Закона (только Ветхого Завета), его развитие отразилось в формировании нравственно-религиозной системы, нашедшей свое отражение в Талмуде (куда вошла большая часть Ветхого Завета).
Таким образом, нравственные идеи Библии (и Ветхого и Нового Завета) нашли свое выражение только в христианстве. В дальнейшем христианство и нравственные ценности Библии будут приняты как синонимы. В данном реферате не рассматривается дальнейшая история христианства и Христианской Церкви.
2. Западная философия XX века
К середине XIXв. западноевропейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередь разложением гегелевской философской школы и в меньшей степени затронул иррационализм и позитивизм, которые получили широкое распространение в Западном мире XX века.