Смекни!
smekni.com

Западная философия 20 века и нравственность в Библии (стр. 3 из 5)

XXвек на Западе стал веком неопозитивизма и прагматизма (позитивизма), философии жизни, психоанализа, неофрейдизма и экзистенциализма (иррационализма).

2.1. Развитие позитивизма: неопозитивизм и прагматизм

Основные проблемы позитивизма – соотношение бытия и мышления, проблемы мироздания. В рамках позитивизма предполагается решение проблем мироздания не с помощью философского (умозрительного) подхода, а методами естественных наук и данными конкретных опытов. Именно эти сведения назывались положительными, позитивными.

В позитивизме выделились две тенденции: для одной характерен уклон в сторону философии неопозитивизма (позднее постпозитивизма), считающего себя философией и логикой науки, аналитической философией языка, а для другой – поворот к иррационализму и узкому практицизму. Эта вторая тенденция нашла выражение в прагматизме.

Неопозитивизм

Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом. Это одно из наиболее распространенных и влиятельных направлений в современной западной философии.

Неопозитивизм продолжил линию классического позитивизма 30-ых годов XIX в. Целью позитивистской школы стало создание философии, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук.

Возникновение неопозитивизма связывают с развитием естествознания, стремлением понять трудности его роста. Общими гносеологическими проблемами возникновения позитивизма следует считать, во-первых, относительность знаний и, во-вторых, процесс математизации и формализации наук.

Неопозитивизм пытался решить актуальные философско-методологические проблемы, например, такие как роль знаково-символических средств научного мышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса.

В своих исследованиях неопозитивисты трактуют процесс формализации знаний как независимость логических связей от объективной действительности. Что ведет к изгнанию содержательного смысла из формализованных теорий, к отрицанию эвристической ценности человеческих знаний. Единственным критерием применимости формализованных теорий были объявлены их удобство, простота и т.п. В связи с этим уместно вспомнить пословицу «Простота хуже воровства».

В неопозитивизме философия понимается функционально, т.е. как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Так представитель неопозитивизма М. Шлик считал, что философия – деятельность, посредством которой проясняется смысл необходимых для познания знаний (буквально – «поиск смысла»).

Таким образом, неопозитивизм стыкуется с прагматизмом (см. далее), призывая руководствоваться не метафизической истиной, а смыслом-пользой.

Неопозитивисты утверждают, что понятия материя, пространство, время – «метафизические» фикции. Надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. Понятия – не отражения объективной реальности, а система мыслительных конструкций, создаваемых умом. Мир – система научных фраз и терминов. Необходимо очищать теорию познания от метафизических проблем (В том числе проблем морали и нравственности?!).

Фактически такой подход открыл дорогу субъективизму в науке, пропаганде утверждения, что наука – вне морали и нравственности.

Прагматизм

Прагматизм – американская форма развития позитивизма. Распространение прагматизма в США объясняется определенными историческими условиями. Конец XIX – начало XX века были эпохой исключительно бурного развития производства, что породило в среде бизнесменов веру в безграничные возможности обогащения. Наиболее почетным и полезным занятием стало «делать деньги», все оценивалось с точки зрения денежной стоимости, типичным воззрением стал утилитаризм. Прагматизм стал философским обоснованием утилитаризма и субъективного идеализма.

В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья в условиях «американского образа жизни». Прагматизм рассматривает человека преимущественно как биологическое существо, руководствующееся инстинктом. Поведение человека такое же, как у животного – у них путем проб и ошибок постепенно вырабатываются стереотипы поведения.

Идеал человека с точки зрения философии прагматизма – это делец, энергичный и волевой, проникнутый духом индивидуализма и эгоизма. Такой герой действует, скорее не руководствуясь какой-либо теорией, а инстинктивно, полагаясь больше на интуицию. Человек оценивается в соответствии с тем, что он делает, а не что он из себя представляет. Важна энергия, практическая сметливость, размах и деловитость, вера, что с любой проблемой можно справиться.

Основная моральная заповедь прагматика – «делай то, что окупается».

Согласно прагматизму смысл жизни в том, чтобы найти себе удобное место под солнцем, а для этого хороши все средства. Критерий пользы санкционирует любой аморальный поступок, лишь бы этот поступок не повлек за собой вредных последствий для совершающего его человека.

В соответствии с прагматизмом «масса» слепа, толпа беспомощна, если не подвержена влиянию «героя», «супермена». Только «герой» дает направление движению толпы, пока он «в моде», затем по тем или иным причинам его сменяет следующий «герой». Таким образом, в общественной жизни «политический прагматизм» проявляет себя как политика силы.

2.2. Философия жизни

«Философия жизни» приобрела самостоятельное значение как довольно широкое философское течение на исходе XIXвека. Это мировоззрение опирается не на абстрактное познание мира, а на философствование, вытекающее из полноты переживания жизни, где центром размышления является человек. Основы данного учения были заложены Артуром Шопенгауэром (1788 - 1860).

Философия Шопенгауэра противоположна традиционной схеме миропонимания, согласно которой деятельность мирового начала и благо человека в конечном итоге совпадает. Шопенгауэр придерживался этики абсолютного миро- и жизнеотрицания. В мире невозможно счастье. В жизни торжествует злая бессмыслица.

Такая позиция обосновывается противостоянием внутреннего мира человека и его внешнего окружения. Мир – мир человека, в том смысле, в котором он его видит с помощью собственной способности представления, этот мир неустранимо противоположен объективной реальности. Противоречие между внутренним, субъективным человека и внешним объективным заставляет Шопенгауэра искать сущность бытия в борьбе, в причинности борьбы.

Первооснова, объясняющая единство мира и человека у Шопенгауэра – воля, главное свойство которой – борьба. Воля – «самая сердцевина, самое зерно всего частного как и целого; она проявляется в каждой слепо действующей силе природы, но она же проявляется в обдуманной деятельности человека: всякое различие между первой и последней касается только степени проявления, но не сущностью того, что проявляется». «Воля к жизни» порождает соперничество и борьбу: в животном мире – утверждение одних особей путем «пожирания» других; в мире людей – отношение к природе как к продукту потребления, а к другим людям как к соперникам. Она бесконечна и бесцельна. Это злое, саморазрушительное стремление – и поэтому мир явлений, порождаемых волей, безысходен, не развивается: «То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей» (3, 433).

Шопенгауэр предлагает два способа, две нравственных позиции, позволяющих, несмотря на враждебность внешнего мира, достигнуть счастья, внутренней свободы – эстетическое созерцание и нравственный опыт (сострадание).

Эстетическое созерцание, созерцание прекрасного, возвышенного выводит человека из мира слепой необходимости в мир свободы. Человек начинает воспринимать вещи не с утилитарных позиций, не в силу своих хотений, а чисто объективно; ощущает свободу от объективных обстоятельств «... То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что у него есть» (3, 98). Мир перестает восприниматься как враждебное окружение, в нем больше нет «правильного» и «неправильного».

Второй путь освобождения человека от «воли к жизни» - нравственный опыт. В отличие от ухода в искусство (пассивное созерцание), данный способ освобождения человека позволяет быть свободным в повседневной жизни, свобода достигается путем изменения отношения к реальности, перевоплощения в «другое Я», с помощью сострадания. Сострадание освобождает человека от заботы о собственной жизни и поселяет в нем заботу о чужом благе.

Итак, предназначение и смысл жизни человека в философии Шопенгауэра состоит в эстетическом и нравственном освобождении от «воли к жизни». Это освобождение возможно путем изживания иллюзий о внутренней автономии индивида и осознания надиндивидуальной значимости жизни.

«Воля к власти»: философия Фридриха Ницше

Фридрих Ницше в своих первоначальных работах развивал взгляды Шопенгауэра, однако позднее (с 1880 – 1883) отказался от его идей, став автором философии «сверхчеловека».

Подобно Шопенгауэру, Ницше рассматривает мир как продукт воли. Однако он отказался от единства воли, считая что мир – продукт столкновения воль различных центров силы.

Мир, согласно Ницше, не един. Воля (воли) конструируют мир, все кроме воли – фикция. Материя, движение и т.п. – это фикция. В мире нет вещей. Если устранить привносимые нами самими понятия – числа, деятельности, движения, силы, «то вещей не будет, а останутся динамические количества, находящиеся в некотором отношении со всеми другими динамическими количествами». Ницше отрицал объективность движения и развития мира, самосовершенствование мира - «мир не развивается от низшего к высшему» - и человека - «человек как вид не прогрессирует».