Нравственность в Библии и западная
философия XX века
Содержание
Вступление
1. Нравственные идеи Библии
1.1. Ветхий Завет: «око за око»
1.2. Новый Завет: «прощайте и прощены будете»
1.3. Заключение
2. Западная философия XX века
2.1. Развитие позитивизма: неопозитивизм и прагматизм
2.2. Философия жизни
2.3. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм
2.4. Философия экзистенциализма
2.5. Заключение
Заключение. Человек и общество в XXвеке.
Приступая к описанию нравственности в Библии и западной философии XXвека, нельзя не сказать несколько слов о причине выбора данной темы.
Нравственный выбор для личности невозможен без ответа на вопросы о сущности человека и социальных институтов, о смысле жизни, о первичности материи или идеи. Мировоззренческие и нравственные принципы (или их отсутствие) безусловно взаимосвязаны с поведением индивида в обществе. Поэтому на основе выявления наиболее популярных в обществе (и общественных институтах) философских, религиозных и мировоззренческих концепций можно характеризовать в определенной степени его состояние и развитие.
Цель данного реферата – описание философии Запада XXвека с нравственных позиций Библии, что может стать ответом на вопрос «Что такое западное общество? Что от него можно ждать?».
1. Нравственные идеи Библии
Ветхий Завет состоит из свода книг, в которых содержатся исторические хроники, кодексы законов, ранние философские трактаты, сказания, гимны и песни. В нем отражена дохристианская жизнь еврейского общества, поиск нравственных и религиозных идеалов.
В Новом Завете Библии говорится о жизни и деятельности Иисуса Христа и его учеников-христиан («... ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами», Деян. 11:26), излагаются основы христианского вероучения.
Библию нельзя назвать законченным философским произведением, в котором идеи выстроены, как в классических философских трактатах. Философские идеи разбросаны по всему тексту Библии. Однако она дает ясное представление о том, как человек в те времена представлял мир, что он думал об обществе, о самом себе, какие философские проблемы его мучили, какие нравственные вопросы волновали.
1.1. Ветхий Завет: «око за око»
Ветхий Завет составляет примерно три четверти объема Библии. В Ветхий Завет входят Пятикнижее Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Книги пророков и Писания. Также условно все книги Ветхого Завета можно разделить на книги нравственно-религиозного и светского содержания.
Среди книг нравственно-религиозного содержания особенно выделяются следующие (из Пятикнижия Моисея):
1. Бытие и Исход (гл. 1-20), где описывается Бог, возникновение мира, начало отношений между человеком и Богом, первые моральные и нравственные понятия о добре и зле, грехе и отношении Бога к грехопадению людей.
2. Исход (гл. 20-40), Левит, Второзаконие. В них развивается идея всемогущества Бога, закладывается фундамент нравственно-религиозных отношений в древнеиудейском обществе.
3. Книги Пророков и Писания развивают нравственно-религиозные концепции, заложенные в Пятикнижии Моисея, описывают и предсказывают последствия отказа от нравственных ценностей, данных в Книгах Моисея.
В первых книгах Библии (Бытие, Исход) на основе описания возникновения мира и людей, истории жизни первых людей закладывается обоснование под нравственно-этические нормы и ценности, которые даны в следующих книгах Священного Писания.
Обоснованием необходимости соблюдения нравственных норм (Божиих заповедей) в Ветхом Завете служит существование безтелесного, невидимого (Ис. 33:20), вечного (Псал. 89:3, Ис. 40:28), неизменного (Мал. 3:6), всемогущего (Быт. 17:1), вездесущего и всеправедного (Псал. 138:7-12; 7:12; 10:7) Бога, от милости которого полностью зависит жизнь всего мира.
Несоблюдение человеком нравственных норм в Ветхом Завете приравнивается к отказу от отношений с Богом, к вражде с ним: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей. Чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, ...» (Втор. 10:12-13). И в Ветхом и в Новом Завете неоднократно снова и снова подчеркивается, что «послушание лучше жертвы ... Ибо непокорство есть такой же грех, что волшебство ...» (1 Царств 15:22-23) и даже за неискреннее, показное соблюдение заповедей Божиих следует расплата «... ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7).
В Ветхом Завете существует две основные заповеди, которые можно назвать основными:
1. «... люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.» (Втор. 6:5).
2. «... люби ближнего своего, как самого себя. ...» (Лев. 19:18).
Смысл и дух этих двух главных заповедей отразился в 10 законах Моисея (так называемое Синайское законодательство – см. Ис. 20:3-17, Втор. 5:7-21) и множестве правил и норм, регулировавших жизнь древнеиудейского общества (Второзаконие, Левит и др.). Перечислять их все здесь не представляется возможным. Поэтому отметим, что в них строго регламентируется поведение личности в обществе и, далее, кратко охарактеризуем принципы, на основе которых они сформированы.
Первым и главным нравственным принципом формирования Закона стало одобрение насилия по отношению к его нарушителям. Мораль Ветхого Завета тесно связана с правом, фактически право и нравственность в Ветхом Завете синонимы, так как исполнение требований морали санкционируется не только формами духовного воздействия (нравств. оценки, одобрения и осуждения), но и формами физического воздействия, что является прерогативой права(2, 828).
Насилие в Ветхом Завете обосновано тем, что несоблюдение закона Божьего отдельной личностью может привести к развращению всего Израиля, возбудит гнев Божий и приведет к истреблению всего народа (см. Исх. 32:7-10, Исх. 34:14). За несоблюдение правил и норм поведения в Ветхом Завете предусматривается применение наказаний (физического воздействия) в зависимости от тяжести нарушения.
При тяжких преступлениях (волшебство, гадание, идолопоклонство, убийство свободного, прелюбодеяние, скотоложество, продажа свободного еврея в рабство и т.п.), которые были совершены намеренно – смерть в соответствии с требованием «...истреби зло из среды себя» (Втор. 13:5).
При менее тяжких преступлениях (кражи, членовредительство, лжесвидетельство и др.) или при ненамеренном совершении тяжких преступлений (непреднамеренное убийство) наказание соответствует причиненному ущербу или тяжести преступления (40 ударов, отсечение руки и т.п.) в соответствии с принципом «око за око» (Втор. 19:21).
Второй нравственный принцип, который необходимо выделить - отказ от кровной мести, от ответственности детей за преступления родителей и ответственности родителей за преступления детей «... каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление» (Втор. 24:16).
Третий нравственный принцип – активная общественная позиция «... обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17). Человек ответственен за поведение окружающих его людей, и за праведников и за «беззаконных». Нравственная обязанность человека – проповедь добра, вразумление отпадших «... если ты не вразумлял его ... Я взыщу кровь его от рук твоих ...» (Иез. 3:17-21).
Четвертый нравственный принцип - внутреннее служение Богу важнее внешнего, дух важнее буквы: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши ...» (Иоил. 2:13).
1.2. Новый Завет: «прощайте и прощены будете»
Новый Завет состоит из 27 канонических книг: четырех Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Книги Деяний апостольских, 21 Книги Посланий апостольских и Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова).
Условно все книги Нового Завета можно разделить на следующие части:
1. Евангелия – четыре независимых, авторских жизнеописаний Иисуса Христа, его нравственных и религиозных принципов, ставших идеалом для его учеников (первых христиан);
2. Книга Деяний и Книги Посланий апостольских – описание возникновения христианства, нравственных ценностей первых христиан, реализации этих ценностей в реальной, практической деятельности;
3. Апокалипсис (Откровения Иоанна Богослова) – описания отношения к нераскаявшимся грешникам, пророчества о конце мира и Страшном Суде.
Как уже отмечено выше, обоснованием необходимости соблюдения нравственных норм (Божиих заповедей) в Библии является существование Бога. В Новом Завете образ Бог существенно дополнен по сравнению с Ветхим Заветом. Бог стал всеблагим (Матф. 19:7), вседовольным (Деян. 17:25) и всеблаженным (1 Тим. 6:15), т.е. Бог:
1. Как всеблагой Бог любит всех людей, независимо от того, добрый человек или злой, «большой» грешник или «не очень». Бог всегда готов сделать и делает человеку добро. Даже когда Господь наказывает человека, Он делает это так, чтобы человек изменился, отказался от греха, который ведет к смерти и нравственной и, часто, физической.
2. Как вседовольный Бог ни в чем не нуждается, т.к. все в этом мире сделано, существует и живет им.
3. Как всеблаженный Бог всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость. Именно поэтому только в нем человек может быть счастлив, иметь высшую любовь, превосходящую земную страсть и похоть.
Образ Бога стал скорее не подавлять своей силой и могуществом, а будить в человеке чувства уважения и восхищения, а также чувство стыда за свою греховность, за духовное предательство Бога.