Ещё одним фактором, являющимся залогом процветания монастыря, является его грамотная хозяйственная деятельность, которая способна обеспечить его экономическое благополучие. Архимандрит Матфей и его последователи, как это видно из одного раздела курсовой работы, добились в этом больших успехов. Они с одной стороны, проявляли экономическую смелость, находя для обители новые источники дохода, а с другой стороны, старались (по возможности) не нарушать церковные нормы и гражданские законы.
Однако в современное время в экономических вопросах следует проявлять некую осторожность: «…в условиях нынешней нестабильности экономики[49], подобные операции не всегда приемлемы и могут быть даже опасны для духовного развития некоторых ещё молодых в вере насельников, порой не умеющих точно различать, как в этой области работать Богу, при этом не работая мамоне»[50].
То есть и здесь важен пресловутый человеческий фактор.
Подводя итог, нужно сделать вывод: монастырь – это прежде всего сообщество людей, объединённых общими целями, главная из которых – это помощь друг другу на пути спасения, и чтобы эта цель была достигнута, необходимо чётко налаженное взаимодействие членов братии. Монастырь таким образом – эта маленькая модель мира, в котором каждый должен найти своё место, и употребить свои таланты и способности не ради себя, а ради ближних и ради обители, которая и есть их временный дом до того момента, как Господь призовёт их к себе.
1. св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Коми книжное изд-во, 1993
2. Арсеньев Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян. М., 1889
3. Святитель Стефан Пермский (К 600-летию со дня преставления). Сост. под ред. Г. М. Прохорова, СПб, 1995
4. еп. Питирим (Волочков). Путь становления обители. Сы‑р, 2001 г
5. Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы‑р, 2001 г.
6. Проблемы истории России XVIII-XX веков (научные чтения памяти профессора Ю. Д. Маоголиса). Сы‑р, 1997
7. Жизнь национальностей, №4, 1996 г
8. Северные просторы, №2, 2001 г
9. Историко‑культурный атлас Республики Коми. М, 1997г.
10. Вера‑Эском, 2002г, – №20.
[1] Выходные данные указанных в библиографическом обзоре источников см. в прилагаемом списке литературы в конце работы.
[2] См: Ф.А. Арсеньев. Ульяновский монастырь у зырян. Стр. 24
[3] св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. стр. 86
[4] См.: Святитель Стефан Пермский (к 600-летию со дня преставления). Сост. под ред. Г. М. Прохорова, СПб, 1995
[5] Вогуличи (вогулы, манси) – финно-угорский народ, живущий в Западной Сибири рядом с восточными склонами Северного и Приполярного Урала.
[6] Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 30
[7] См: Рогачёв М.Б. Пермская епархия в XIV-XV веках // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001 г, стр.57
[8] Св. Стефан Пермский (к 600-летию…), стр. 37
[9] Таскаев М. В. Ульяновский монастырь. Историческая справка. // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы‑р, 2001 г, стр. 83.
[10] Так в тексте – см. Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 30
[11] Опубл. в прилож.№1 к книге Арсеньева «Ульяновский монастырь…», см стр. 115-117
[12] Четь (или четверть) – старинная мера площади. По словарю В. Даля: «мера земли; была не везде и не всегда одинакова: 40 саж. длины и 30 саж. шир. (Карамзин); полдесятины, а в трех полях, полторы десятины (межв. инструкция 1766); в сем знач. высшею единицею была соха, см. это сл.; дикой земли, две десятины; усадебной земли, 360 квадр. саж.».
[13] Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 34
[14] См. Таскаев М. В. Ульяновский монастырь. Историческая справка. // Христианство и язычество народа коми… стр. 84
[15] См: Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 17
[16] Павлюшин С., Рогачёв Д. Дом Божий. // Северные просторы, №2, 2001 г., стр. 94
[17] цит. по: Таскаев М. В. Ульяновский монастырь… стр. 85
[18] см. там же.
[19] Лальск – маленький городок в вологодской губернии, недалеко от г. Великий Устюг.
[20] Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 37
[21] См: Арсеньев. Ульяновский монастырь… приложение 1 на стр.129
[22] Селение в 25 км от Сольвычегодска.
[23] См. Арсеньев, указ. соч., стр. 45-46.
[24] Там же, стр. 58
[25] Там же, стр. 63
[26] Т.е. размер иконы был 187 х 98 см.
[27] Желающие ознакомится с полным текстом надписи см.: Арсеньев. указ. соч., стр. 81-82.
[28] См.: Рощевская Л .П. Экономика ульяновского монастыря в Коми крае в 1866-1917 гг. // Проблемы истории России XVIII-XX веков (научные чтения памяти профессора Ю. Д. Маоголиса). Сыктывкар, 1997, стр 64
[29] См. там же.
[30] В данном разделе курсовой работы по умолчанию используются сведения, опубликованные в вышеназванном труде Л. П. Рощевской.
[31] Столь низкое соотношение полученного урожая к объему посевного материала (примерно 3/1) объясняется тем, что в данных климатических условиях урожайность злаков крайне низка, и это нормально. Урожайность корнеплодов (картофеля и репы) в регионе гораздо выше (10/1), но сведений о выращивании в монастыре данных культур данных нет.
[32] Следует отметить, что вложение денег в процентные бумаги (к числу которых относятся облигации, векселя, привилегированные акции) является одной из форм ростовщичества, к которому в Церкви издревле было негативное отношение. К примеру, занятие ростовщичеством упоминается как препятствие для посвящения в священнослужители (см. прот.В.Цыпин. Курс церковного права. М, 2002, стр.203). Изменение отношение к этому виду коммерческой деятельности связано с тем, что в 19 веке экономика уже приняла цивилизованный вид, и ростовщичество не носило более грабительского характера. как в древности. И вложение денег в процентные бумаги служит свидетельством хозяйственного таланта монастырского начальства, не боящегося заслужить обвинения в «модернизме».
[33] См. Рощевская Л .П. указ. соч. стр.68.
[34] См. Арсеньев. Ульяновский монастырь …, стр. 94.
[35] См: Кручинина Г. Возвращение на круги своя. // Жизнь национальностей, №4, 1996 г, стр. 40.
[36] Рощевская Л .П. указ. соч. стр. 72
[37] См: еп. Питирим (Волочков). Путь становления обители. Сыктывкар, 2001 г., стр 23-24.
[38] Еп. Питирим. Указ. соч., стр 39
[39] Еп. Питирим. Указ. соч.., стр 47.
[40] Таскаев М. В. Ульяновский монастырь. Историческая справка. // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001 г, стр.88
[41] Таскаев. Указ соч. стр 88.
[42] Цит по: Таскаев. Указ. соч., стр. 90
[43] См: Еп. Питирим (Волочков). Путь становления обители. Сы-р, 2001 г., стр. 61
[44] См. там же.
[45] Там же, стр. 63.
[46] Позже, в сентябре 1999 года, этот монастырь был преобразован в Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Сделано это было «из‑за малочисленности братии», как гласит официальная версия (см. еп. Питирим, указ соч., стр.115).
[47] См.: Еп. Питирим. Указ. ист. Стр. 68
[48] См.: еп. Питирим, указ. соч., стр. 108.
[49] книга писалась во второй половине 90-х гг., издана в 2001 г.
[50] еп. Питирим, указ. соч., стр. 111.