каковы основные причины наступления тяжких последствий. Находятся ли они в прямой причинной связи с недостатками и ошибками, допущенными в диагностике и лечении, или неминуемо должны были наступить в связи с тяжестью заболевания или полученных травм;
если вред здоровью или смерть больного являются следствием как тяжести заболевания (травмы), так и дефектов лечения, возникает вопрос: можно ли было предотвратить их при правильно проведенном лечении.
Разумеется, юристы - следователи, прокуроры, судьи - сами на эти вопросы ответить не могут, их решение требует специальных познаний в медицине. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть поставлены перед экспертами не все перечисленные вопросы или, напротив, возникнут какие-либо дополнительные. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 185 УПК РФ такие вопросы при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы может поставить и обвиняемый. Но в любом случае указанные важнейшие обстоятельства должны быть выяснены. Только при этом условии можно решить: были ли допущены медицинскими работниками неправильные действия (бездействие), не соответствующие положениям медицинской науки и лечебной практики; есть ли прямая причинная связь между этими упущениями и наступившими тяжкими последствиями; допущены ли указанные упущения по небрежности или легкомыслию медицинских работников (ст. 26 УК РФ), и должны ли они нести за это уголовную ответственность.
Судебно - медицинская экспертиза по делам в отношении медицинских работников производится в соответствии с Правилами производства судебно - медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, согласованными с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом и Министерством внутренних дел Российской Федерации и утвержденными приказом министра здравоохранения от 10 декабря 1996 г. N 407 (приложение 8).
Такие экспертизы проводятся в бюро судебно - медицинской экспертизы субъектов Федерации, Республиканском центре судебно - медицинской экспертизы Минздрава РФ. Экспертиза может также поручаться преподавателям кафедр и курсов судебной медицины медицинских вузов. Экспертиза производится комиссионно, причем, если это требуется, к производству экспертизы привлекаются специалисты соответствующего профиля.
Вместе с постановлением о назначении экспертизы в экспертное учреждение направляется уголовное дело, подлинные медицинские документы, а в случае необходимости - подлежащие исследованию вещественные доказательства и другие объекты. Кроме документов, перечисленных выше, должны быть представлены заключения всех проведенных ранее экспертных исследований, а также характеристики медицинских работников, об ответственности которых идет речь, с указанием возраста, стажа работы по специальности, уровня профессиональной подготовки (специализация, повышение квалификации, категория, ученая степень) и т.п.
Поскольку производство экспертизы относится к числу следственных действий, она может назначаться только по возбужденному уголовному делу. Нарушение этого правила, встречающееся иногда в практике, отнюдь не носит формального характера. Если экспертиза назначается до возбуждения дела и производства расследования, когда еще не собраны необходимые данные и материалы, эксперты либо не смогут ответить на поставленные перед ними вопросы, либо их заключение может оказаться неполным, а порой и ошибочным.
Весьма целесообразно, чтобы следователь присутствовал при производстве экспертизы (такое право предоставлено ему ст. 190 УПК РФ). Это даст следователю возможность полнее уяснить содержание и смысл ответов экспертов на поставленные перед ними вопросы, выяснить, на каких медицинских данных основано их заключение. Кроме того, следователь имеет возможность выслушать объяснения причастных к делу врачей, которые обычно приглашаются на заседание экспертной комиссии (во всяком случае, они вправе присутствовать и давать объяснения экспертам), а по получении заключения - знакомиться с оценкой этих объяснений экспертами.
В целях наиболее полного исследования обстоятельств дела и правильного его разрешения необходимо ознакомить с заключением экспертов врачей, которых оно касается, выслушать и зафиксировать их возражения. В связи с этим может возникнуть необходимость в назначении дополнительной экспертизы или допросе экспертов. Такая потребность появляется нередко и в случаях, когда по тем или иным вопросам эксперты не смогли дать категорического заключения, в частности, когда установлены недостатки и ошибки в лечении, но нет уверенности, что и при оказании надлежащей медицинской помощи жизнь больного могла быть спасена.
Изложенное, разумеется, не исчерпывает всех вопросов, которые могут возникнуть при расследовании нередко по весьма сложным делам в отношении медицинских работников. Однако, мне кажется, они помогают прокурорам и следователям правильно спланировать и провести проверку и расследование по этим делам.
Если в результате неосторожного обращения с огнем, повлекшего уничтожение или повреждение чужого имущества, наступила смерть человека, действия виновного необходимо квалифицировать по совокупности статей, предусматривающих ответственность за причинение смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ) и уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (часть вторая статьи 168 УК РФ). Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности в смысле части второй статьи 168 и части первой статьи 261 УК РФ может, в частности, заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.)[20].
Статья 216 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению этих правил, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, либо их смерть, либо иные тяжкие последствия.
При расследовании уголовных дел об этих преступлениях следователи часто сталкиваются с трудностями при их квалификации. Сложность здесь заключается в разграничении состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, с пограничными составами - ст. 143 УК (нарушение правил охраны труда), ст. 109 УК (причинение смерти по неосторожности), ст. 118 УК (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Сходство отдельных элементов составов и сложность дел этой категории нередко приводят к неправильной квалификации этих преступлений следственными работниками, что ведет в дальнейшем к возвращению уголовных дел на дополнительное расследование. Кроме того, составы преступлений в сфере безопасности труда являются подчас столь неочевидными, что нельзя с уверенностью утверждать, что они подпадают под соответствующую статью уголовного закона либо вообще являются преступными. Именно поэтому необходимо более подробно рассмотреть элементы состава преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, и определить их влияние на квалификацию соответствующих преступных деяний.
Наибольшее значение при квалификации деяний, предусмотренных ст. 216 УК РФ, имеет определение обстоятельств, характеризующих акт преступного посягательства. Именно в результате установления данных обстоятельств преступные нарушения правил ведения строительных работ отграничиваются от смежных составов.
Для правильной квалификации данных деяний сначала необходимо определить, что понимается в литературе и судебной практике под "производством строительных работ". В настоящее время легальным определением строительных работ является определение, данное Пленумом Верховного Суда СССР в Постановлении от 5 декабря 1986 года N 16 "О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ": "...под строительными работами применительно к ст. 215 УК РСФСР (аналогично ст. 216 УК РФ) следует понимать земляные, каменные, бетонные, монтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и иные работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей, кроме аналогичных работ, указанных в абз. 1 п. 10 данного Постановления (строительство, реконструкция, ремонт, эксплуатация буровых установок, шахт, иных выработок подземных ископаемых, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых)"[21]. Таким образом, в данном Постановлении приводится исчерпывающий перечень всех видов работ, относящихся к строительству, и указываются обстоятельства, при которых они могут относиться к таковым, в отличие, например, от горных работ. Вместе с тем можно отметить громоздкость данного определения, его сложность для восприятия. Поэтому можно также пользоваться более простым толкованием термина "строительные работы", предложенным Ю.С. Тихоновым, определившим их как комплекс подготовительных и основных работ по проектированию, возведению, реконструкции, ремонту и полному сносу наземных зданий и сооружений любого вида и назначения, а также прокладка всех коммуникаций открытым способом[22].