Смекни!
smekni.com

Проблемы совершенствования борьбы с причинением смерти по неосторожности (стр. 5 из 8)

Диспозиция ст. 216 УК РФ является бланкетной, то есть для установления признаков преступного деяния необходимо обращаться к конкретным строительным, санитарно-техническим правилам, правилам эксплуатации строительных механизмов, в результате активного или пассивного нарушения которых был причинен вред здоровью людей или наступили иные тяжкие последствия. Вместе с тем возникает проблема в разграничении по объективной стороне ст. 216 со ст. 143 УК РФ, также предусматривающей уголовную ответственность за нарушения правил охраны труда или техники безопасности. Данный вопрос решается при сопоставлении содержания правил, предусмотренных данными статьями, в качестве предметов посягательства. Правила охраны труда и техники безопасности, за нарушение которых наступает уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ, носят общий характер. К таким правилам относятся положения глав 10, 11, 12, 17 КЗоТ РСФСР, Закона РФ "Об основах охраны труда в РФ", а также иные нормативные акты общего характера, направленные на конкретизацию вышеуказанных законов. В свою очередь, ст. 216 УК Рф является специальной по отношению к ст. 143, и ответственность по ней наступает при нарушении специальных правил, в соответствии с которыми необходимо выполнять конкретные строительные работы (например, работы на высоте).

Основным специальным нормативным документом, регламентирующим безопасное производство строительных работ, являются строительные нормы и правила, утвержденные Министерством строительства в 1999 году. Они являются обязательными для всех организаций, ведущих строительные работы, независимо от формы собственности. Глава 12 части 3 данных правил - "Техника безопасности в строительстве" - содержит основные требования по безопасности строительных работ: правила организации строительной площадки, эксплуатации строительных машин, технологической оснастки и инструментов, проведения транспортных, электросварочных, погрузочно-разгрузочных, изоляционных, земляных, каменных, бетонных, монтажных, кровельных и иных видов работ.

В соответствии с требованиями вышеуказанной главы и в их развитие организации, осуществляющие строительные работы, должны разрабатывать с учетом местных условий инструкции по технике безопасности, которые должны затем быть утверждены руководителем организации и председателем профсоюзного комитета (если в организации действует профсоюзный орган).

Кроме того, при производстве строительных работ также обязательно соблюдение правил по технике безопасности, разработанных органами государственного надзора: Государственного горного и технического надзора РФ, Государственного энергетического надзора РФ, Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Так, Госгортехнадзором были утверждены Правила устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов (30.12.1992), Госэнергонадзором - Правила устройства электроустановок потребителей (31.03.1984), Государственной санитарно-эпидемиологической службой - Правила техники безопасности и производственной санитарии в промышленности строительных материалов. Ранее к данной категории правил относились и разработанные Государственной противопожарной службой МВД РФ Правила пожарной безопасности при производстве строительных работ, однако в настоящий момент нарушение данных правил, приведшее к тяжким последствиям, влечет уголовную ответственность по специальной норме уголовного закона - статье 219 УК РФ.

Иногда вызывает затруднения разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 216 и 264 УК РФ, при нарушении правил эксплуатации строительных машин (тракторов, экскаваторов, грейдеров и т.д.), если они повлекли вред здоровью людей, их смерть или иные тяжкие последствия. Данное разграничение производится по характеру нарушенных правил. В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях" "лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ) в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по статье УК, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил"[23]. Таким образом, уголовная ответственность, предусмотренная ст. 216 УК РФ, наступает в случае, если трактор или иная самоходная машина использовались для производства строительных работ, и вследствие нарушения управляющими ими лицами правил безопасности их эксплуатации наступили тяжкие последствия.

Так, рассмотрев материалы о наезде автокрана на маляра О., выполнявшего покрасочные работы, следователь органов внутренних дел обоснованно возбудил уголовное дело не по ст. 264 УК, а по ст. 216 УК РФ, так как наезд произошел на строительной площадке и его причиной явилось не нарушение правил дорожного движения, а неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся, в частности, в отсутствии сигнальщика при движении автокрана. В результате дело было передано по подследственности в прокуратуру для дальнейшего расследования.

Преступные нарушения правил безопасности труда при ведении строительных работ относятся к материальным составам, то есть наступление ответственности по ст. 216 УК закон связывает не только с нарушением конкретных строительных правил, но и с наступлением в результате этого негативных последствий - тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, смерти одного либо нескольких человек либо иных тяжких последствий, преимущественно материального характера.

Причинная связь между деянием и вредными последствиями, предусмотренными ст. 216 УК РФ, носит сложный характер. Это означает, что для признания данной связи реальной необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, данное нарушение правил ведения строительных работ должно неизбежно вести к наступлению вредных последствий; во-вторых, данное деяние должно быть осуществлено конкретным лицом, от начала нарушения правил до наступления вредных последствий; в-третьих, данные негативные последствия должны быть результатом неосторожного поведения виновных лиц, так как при умысле данное преступление будет квалифицировано как преступление против личности, ее жизни и здоровья, либо собственности.

Следствием этого являются существенные трудности в установлении причинной связи между преступным нарушением правил ведения строительных работ и наступившими негативными последствиями, так как часто сложно установить признак неизбежности и причинности при установлении события данного преступления.

Так, 23 апреля 2001 года при выполнении работ по бетонированию был смертельно травмирован арматурщик Г. (поражение электротоком от трансформатора). В ходе расследования несчастного случая были обнаружены многочисленные нарушения правил техники безопасности со стороны должностных лиц ООО "СтройСпецКонтракт", заключившего договор на производство данных работ. В частности, был нарушен порядок передачи смонтированного электрооборудования между ЗАО "СТРОЙСЕРВИС-МОНОЛИТ" (подрядчиком) и ООО "СтройСпецКонтракт" (субподрядчиком) (нарушен п. 1.8.5 Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей); не было проведено испытаний электрооборудования (п. 1.8.1 Правил); не был проведен инструктаж с неэлектротехническим персоналом по вопросам электробезопасности (п. 1.4.1 Правил ). Однако вследствие того, что данные нарушения не находились в прямой причинной связи со смертью Г., данное уголовное дело было в их отношении прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления (п. 2 ст. 5 УПК РСФСР)[24].

Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, могут являться любые лица, достигшие 16-летнего возраста и обязанные соблюдать данные правила. Это могут быть не только должностные лица строительных организаций, но также все другие работники, осуществляющие строительные работы, а также иные лица (экскурсанты, практиканты и т.д.), ознакомленные с соответствующими правилами безопасности при ведении данных работ. Таким образом, ст. 216 УК разграничивается со ст. 143 УК РФ, субъектами ответственности по которой могут выступать только лица, на которых лежала обязанность соблюдения правил охраны труда в силу их служебного положения или на основании специального распоряжения руководства организации по подразделению или конкретному участку работы. Вместе с тем преступления, предусмотренные данной статьей, могут совершаться только при ведении работ на основании соответствующей лицензии, выданной регистрационной палатой субъекта Федерации. Если подобная лицензия отсутствует, то ответственность наступает по соответствующей статье УК РФ за преступления против жизни и здоровья личности.

Российское уголовное законодательство в соответствии со ст. 19 УК РФ признает субъектом преступления только физических лиц. Однако практика показывает, что в сложных составах преступлений установление конкретного виновного лица является довольно сложным, а часто и невозможным. Обычно при расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности при ведении строительных работ выявляется целый ряд лиц, допустивших нарушения, однако прямо установить причинную связь между их действиями и наступившими последствиями невозможно из-за отсутствия исчерпывающих доказательств их вины. Таким образом, здесь происходит распыление уголовной ответственности, что приводит к прекращению уголовных дел за отсутствием состава преступления в действиях конкретных лиц (п. 2 ст. 5 УПК РСФСР) либо к приостановлению уголовного дела за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 3 ст. 195 УПК РСФСР) с последующим прекращением дела в связи с истечением сроков давности.