Смекни!
smekni.com

История христианства (стр. 2 из 4)

О жизни Иисуса в Назарете известно немногое. Иосиф умер, когда Иисусу было девятнадцать лет. Согласно другому сказанию, Иисус, будучи подростком пас овец. Интонации, которыми проникнуты его притчи, косвенно подтверждают это. Из Евангелий видно, что в то время Он ничем не выделялся над другими людьми. Иисус не учился в богословской школе, как его сверстники, имевшие религиозное призвание. Он стал плотником и каменщиком и после смерти отца кормил Мать Трудами Своих Рук.

Евангелист Лука говорит, что окружающие любили Иисуса, но для них Он был лишь сельским юношей, хотя несколько страным, часто погруженным в какие-то Свои, никому не ведомые думы.Зная Его близко, сталкиваясь с Иисусом каждый день, жители Назарета незамечали в Нем ничего сверхестественного. Когда Он начал проповедовать Царство Божие, это застало их в расплох и повергло в искренее удивление. Неверие назарян изумило самого Иисуса. По его словам они подтвердили пословицу: "Нет пророка в своем отечестве".

Вероятно в свободные от труда часы Иисус, как и позднее, в годы проповедничества, любил уходить в уединенные места, где среди тишины звучал в Нем небесный голос. Там, на холмах Назарета, незаметно готовилось будущее мира. Долгий подготовительный период жизни Иисуса близился к концу. Ему было около тридцати лет, когда, полный духовных и телесных сил, Он уже только ждал знака, чтобы бросить в мир первые семена Благой Вести.

Однажды, по всей стране, разснеся слух о молодом пустыннике Ионне, который вел жизнь аскета и называл себя "гласом вопиющего" то есть, голосом глашатая, вестника. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Бог призвал его покинуть пустыню. Ему было открыто, что на него возложена миссия стать предшественником Избавителя.Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал свою проповедь "Покайтесь, - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное". Его слова упали на подготовленную почву и сразу нашли широкий отклик. Символом вступления в Мессианскую Эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, обряд крещения подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Иоанна стали называть крестителем.

По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному". Иоанн говорил: "-Я крещу водою, посреди же вас стоит Тот, Кого вы не знаете, Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..." Все поняли, что это значит. Мир должен пройти через огонь правды Божией, Иоанн - лишь предвестник очистительной грозы. О Мессии говорили давно, но только иорданский учитель возвестил, что дни Его прихода наконец наступили.

Иисус вместе с другими готовился принять крещение от Иоанна, однако, когда он подошел к воде пророк сказал: "Мне надо креститься от тебя" Впоследствии Иоанн сказал: "...Он есть крестящий Святым Духом. И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий".

После крещения Иисус покинул Бетанию и ушел в пустыню. Там в окрестностях Мертвого моря он провел в посте больше месяца. Возвращаясь в Галилею Иисус на некоторое время снова остановился в Бетании. Здесь он произнес первые проповеди, здесь же у него появились первые приверженцы.

Вначале могло показаться, что проповедь Христова была лишь продолжением мессии Иоанна Крестителя. Оба говорили о близости Царствия Божия, оба звали народ к покаянию и приняли в качестве обряда водное крещение. Тем не менее некоторое различие стало заметно сразу. Если Иоанн ждал, пока к нему соберутся слушатели, то Иисус сам шел к людям. Он обходил города и селения; по субботам его речь звучала в молитввенных домах, а в остальные дни - где-нибудь под открытым небом.

День Иисуса был заполнен напряженным трудом, до самой темноты за Ним по пятам следовали больные, ожидая облегчения недугов, верующие жадно ловили Его слова, скептики вступали с ним в споры, книжники требовали разьяснения трудных мест Библии. Порой Иисусу и его ученикам некогда было поесть, однако в Евангелиях только дважды говорится, что Учитель сильно устал. Обычно же мы видим Его неутомимым и полным энергии "Пища Моя, - говорил Он, - творить волю Пославшего Меня и совершать Его дело".

Глубоко человечным рисуют Христа евангилисты. На глазах Его видели слезы, видели, как Он скорбит, удивляется, радуется, обнимает детей, любуется цветами. Какая-то волнующая загадка, необьяснимая притягательность создавали вокруг Него атмосферу любви, радости, веры. Меньше всего Он походил на отрешенного аскета. Иисус мог говорить с нежной добротой, а мог быть строг и даже резок, тем не менее внутренний разлад был чужд Ему. Иисус всегда оставался Самим Собой.

После крещения в Бетонии Иисус пришел на побережье Галилейского моря и поселился в Копернауме; оттуда Он шел проповедовать напправляясь по берегу в Вифсеиду, Харазин, Магдалу, оттуда ходил на праздники в Иерусалим. В Копернауме люди стали свидетелями его первого исцеления и видели как Он одним словом остановил конвульсии одержимого.

В Капернауме сформировался круг ближайших приверженцев Иисуса. Все евангелисты утверждают, что эти люди, которых Он приблизил к Себе, первое время плохо понимали Его Самого и Его цели, несмотря на это Иисус любил учеников и ставил Свою духовную связь с ними выше кровного родства. Некоторые из его учеников позже отойдут от Иисуса, когда стало ясно, что он не таков, каким они ожидали увидеть Мессию. Учение Христово есть Благая, или Радостная Весть. Так Он называл Его Сам. Он принес миру не новые философские доктрины, не проекты общественных реформ и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил само отношение людей к Богу, открывая им тот Его лик, которые раньше лишь смутно угадывался. Благая Весть Иисуса говорит о высшем призвании человека и радости, которую дарует ему соединение с Творцом.

Ветхий Завет чаще всего говорил об отношении между Богом и народом. Евангелие же на первое место воздвигает отношение между Богом и душой. Проповеди Иисуса обращены не к "мессам", а к личности. Он придает большое значение отдельным судьбам, в любом человеке заключен целый мир, бесконечно ценный в очах Божьих.

Бога обычно представляют в виде деспотичного и властного повелителя, сурового господина и покровителя всего народа. Иисус же говорит о Боге, как об Отце которого может обрести каждая человеческая душа, если захочет этого. Из проповедей Христа люди узнают, что Бог это Любящий Отец, который ждет ответной любви. Любовь Божия не навязывает себя, она оберегает человеческую свободу.

Иисус учил, что Богу не нужна дань формального поклонения, не нужна респектабельная религиозность. Бог ожидает от человека открытости и доверчивости души.

Подлинная вера неотделима от человечности. Познавший Отца не может не любить Его творение. Основной заповедью Иисус считал заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя".

Как основу нравственности Иисус сохранил предписания Декалога. Он одобрял принципы Галилея "Не делай другому того, что не любо тебе самому". Иисус говорил, что Бог судить будет не по убеждениям людей, а по их делам.

А как должны поступать ученики Христовы, если сталкиваются с проступками других людей. Многие иудейские учители высказывались против греха осуждения. Иисус всецело одобряет это. При виде слабостей ближнего мы должны не выносить ему приговор, а сострадать, помятуя о собственной греховности.

"Не судите,- предостерегает Иисус чтобы и вы не были судимы".Тот кто служит ближнему, служит Богу, пусть даже он этого не осознает.

Искреннее раскаяние Христос ставит выше успокоенности тех кто считал себя угодным Богу. Всякий возносящий себя смирен будет, а всякий смиряющий себя вознесен будет",- говорил Иисус. Мытари, которых не признавали за людей, и уличные женщины нередко оказывались в числе тех, кто Его окружал, более того, все отверженные общества находили в Нем друга и заступника. Это шокировало добропорядочных книжников, кичившихся своей праведностью. Слыша их нарекания Иисус говорил: "Не здоровым нужен врач, а больным. Пойдите и научитесь, что значит "милосердие" хочу а не жертвы. Я пришел призывать не праведных, но грешных. Впрочем, раскаяние не должно ограничиваться только словами, Христос хотел пробудить в раскаявшихся стремление к новой жизни.

Закон считал "ближним" только соплеменника и единоверца, но Христос не ограничивает это понятие столь узкими пределами. Он считает, что "братом" и "близким" может быть любой человек. Евангелие недвусмысленно призывает бороться с национальной исключительностью и тем самым продолжает проповедь Амоса, Исайи, Иоана Крестителя.