Однако есть и осязаемые факты, находящиеся в поле зрения историка. В тот самый момент, когда Церковь, едва зародившись, казалось погибла, когда здание, возведенное Иисусом, лежало в развалинах, а Его ученики потеряли веру,- все внезапно коренным образом меняется. Ликующая радость приходит на смену отчаянию и безнадежности; те, кто только что покинул Учителя и отрекся от Него, смело возвещают о победе Сына Божия. Что-то произошло, без чего не было самого христианства...
Апостолы поверили в воскресение Христа лишь после того, как они сами воочию увидели Господа. Иисуса видели самые разные люди. Он являлся при различных обстоятельствах и во многих местах отдельным людям и группам и большим толпам. Эти явления с полной достоверностью подтвердили, что смерть не властна над Иисусом, что она " не могла удержать Его ".
Профессор Томас Арнольд, заведующий кафедрой современной истории в Оксфорде, писал: " На протяжении многих лет я изучал историю прошлых эпох, и я не знаю другого факта в истории человечества, который был бы подвержен доказательствами, более убедительными для непредвзятого исследования нежели факт смерти и воскресения Христа , великий знак, который дал наш Бог".
Пройдя через агонию и смерть, Иисус непостежимым для нас образом приобрел иную, духовную телестность. Апостол Павел говорит о ней как о ступени бытия, ожидающей всех людей, но в тот момент Богочеловек был первым, предварившим всеобщее преображение.
Для апостолов Воскресение было не только радостью вновь обрести Учителя; оно знаменовало победу над силами тьмы, стало залогом конечного торжества Правды Божией, неодолимости Добра, олицетворенного в Иисусе Назарянине.
Завершился мессианский путь Сына Человеческого, но Его благовестников, которых Он посылал " проповедовать Евангелие всей твари " ждала впереди долгая дорога.
Утро Церкви занималось над страной. С каждым днем увеличивался приток верующих. Иногда сотнями уходили они в пустынные места для молитвы, ожидая встречи с Господом.
Пронеслись века...
Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, военные, политические и социальные перевороты меняли облик земли, но Церковь основаная Иисуом Назарянином, возникшая, как скала, среди бушующего моря. Вера, которую первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на разных языках, создавших бесчисленные формы культур. Когда евангельская проповедь, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир, она принесла надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соеденило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем "согласии"; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства. Позднее в молодых варварских странах Запада оно стало опорой гуманности и просвещения, заставив грубую силу признать духовный и нравственный авторитет.
Грозы и ураганы проносились над Церковью, внешние и внутренние опасности подстерегали её. Властолюбие вождей, мирские и аскетические соблазны, натиск открытых противников и грехи христиан, распри и расколы порой, казалось, ставили под удар само существование Церкви. Но она выдержала все исторические битвы и кризисы. Тайна её неодолимости заключена в Сыне Человеческом, который, по слову апостола, "вчера, сегодня и вовеки - Тот же".
Список используемой литературы
1.А.Мень "История религии" Т-7
2.Д.Макдауэл "Доказательства воскресения"
3.Д.Макдауэл,Б.Ларсон "Иисус"