Смекни!
smekni.com

Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа) (стр. 11 из 22)

Втретьих, о благодати Св. Духа, подаваемой через Божию Матерь: "Дух Святой найдет на землю и через Пречистую Деву Марию будет устроять Царство Новой земли и Нового неба"31; "Дух Святой Параклит, Утешитель в Скорбях, действует через Меня"32; "Благодать изливается через Божию Матерь"33.

Вчетвёртых, согласно откровению, Богоматерь "приняла Распятие с Ним и стала Соискупительницей рода"34человеческого. В этой связи необходимо заметить, что издревле существует краткая молитва: "Пресвятая Богородица, спаси нас".

В завершении краткого обзора учения церкви о Богоматери приведем в концентрированном виде имена, дававшиеся Богоматери согласно православной традиции. Они суть: "Соискупительница, Распределительница благодатных даров и милостей, Госпожа народов всей земли, Первопророчица, Первосвященница, Царица мира, Новая Ева, Жена Облеченная в Солнце, Знамение, Ковчег спасения последних времен, Заступница российского народа, Живое Евангелие, Мать Новой Святой Руси"35. Пожалуй слово "новой" стало употребляться в Православной Церкви Божьей Матери Державная.

Особенности учения о Богоматери во многом связаны с другими разделами учения церкви, но наиболее сильная связь обнаруживается с общим эсхатологическим учением христианства.

Таким образом, церковь считает, что она своим вероучением возвращает святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода человеческого или, говоря теологическим языком, "рода Адамова".

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА

Как и все Христианство, включая Православие, церковь уделяет большое внимание литургической практике. Церковь служит литургию Иоанна Златоуста (на русском и церковнославянском языках); богослужебные тексты православной церкви переводят на понятный современному прихожанину язык. Используются также молитвенные тексты других Церквей. На литургиях читается Розарий. Богослужения сопровождаются инструментальной музыкой (электроинструменты) и песнопениями. Автору довелось быть неоднократно на литургиях Церкви. Основой их, действительно, являются древние литургии, в том числе и упомянутого Иоанна Златоуста. Однако все литургии непохожи друг на друга: "У нас литургии абсолютно разные" (архиеп. Иоанн авторский вечер в конференцзале гостиницы "Россия", Москва, 15 января 2004 г.). Сохраняется некоторая чинопоследование, но в частях нередко мало общего с литургиями предыдущими. Священнослужители в первые годы существования катакомбной общины богородичной ветви ИПЦ соборно, в беседах и на семинарах изучали традиционный строй литургии. Они пришли к мнению, что ее текст, строгая последовательность, отдельные возгласы, тексты песнопений не могут быть неизменными, канонизированными на века. По их мнению, должно существовать литургическое творчество, и оно, прежде всего, идет от сердца, "облагодатствованного Духом Святым", от вдохновения священнослужителей, при этом, однако, обязательно ограниченных церковной традицией и благословением предстоятеля церкви, трезвенным самоконтролем. На литургиях, отлично от Русской православной церкви (Московской патриархии), постепенно формировался строй, сложившийся к настоящему времени. Менялось содержание ектений, наряду с традиционными текстами церковь включает молитвы не только о страждущих,
о болящих вообще, но и конкретно о наркоманах, бомжах. Молится церковь не только о властях вообще, но и о президенте Путине. Что касается предстоятелей церквей
и отдельных их представителей, в ектениях (и на молебнах) упоминаются имена архиеп. Иоанна, свв. митрополита Серафима (Поздеева)36, священника Иннокентия Балтского и некоторых других.

Из средств культовой деятельности и церковной атрибутики наряду с иконами используются и большие фотографии чтимых святых, хоругви выполнены из ткани, вышитые и расписные. Также в определенные моменты литургии и во время ходов находят применение флаги
и знамена с духовной символикой, которыми размахивают в ритм музыки и песнопения дьяконы там, где это необходимо во время богослужения. Автору доводилось видеть флаги в грекокатолических храмах на Украине, там они имеют название "фаны".

Церковь ввела полюбившуюся духовенству и мирянам молитву, в которой чувства и переживания выражаются то в плавных, то в резких движениях рук, в поклонениях Богу и в других литургических действиях.

Они находят выражение в покаянии (исповедь) всех присутствующих. Покаяние может быть общим, но в храмах, где небольшое число прихожан, оно может проводиться индивидуально. Обычно индивидуальная исповедь совершается наиболее духовно опытным священником для людей, недавно пришедших к Богу и нуждающихся в особом духовном руководстве. Каждый присутствующий на литургии может подойти после нее к Св. Дарам Крови и Телу Христову под видом пресуществленных вина и хлеба.

Ярко выраженной эмоциональностью отличаются литургии, которые ведет сам архиеп. Иоанн. Особенно сильное воздействие на чувства верующих оказывают его проповеди, а именно те места, где он рассказывает о мучениях и гибели соловецких узников. Он часто напоминает, что Соловки это вторая Голгофа. Он настолько переживает это мученичество тысяч узников, что были моменты, когда у него во время молитвы подкашивались ноги.

Таким образом, одна из главных особенностей литургии заключается в том, что её неизменной частью является только Евхаристический канон. Записанные богослужебные тексты имеются, но их содержание
и объем может сужаться или расширяться священнослужителями. Они говорят, что Бог, видя их братскую любовь между собой, всегда подскажет каждому из них, что следует произнести во время Литургии, их мысли придут
в согласие, готовых текстов для этого почти не требуется. При этом общий контроль за ходом богослужения осуществляется главным лицом, ведущим литургию. Священнослужители не пользуются традиционной певческой литературой (Октоихами, Триодями, Минеями), исполняя традиционные молитвы и гласы.

Возможно, что подобным образом проходили богослужения в древней церкви. Но к настоящему времени сформировавшаяся литургическая практика (канон) в церкви Богородичной ветви претерпевает реформационные тенденции. Быть церкви ближе к мирянам вот, пожалуй, главное стремление ее духовенства. Но с таким стремлением можно встретиться в других частях культовой практики,
а также в организационной структуре церкви.

Таинства. В церкви совершаются семь христианских таинств. Таинства совершаются как по древнему, полному чину, так и по упрощенному чину, более доступному пониманию и духовному восприятию современных прихожан, по благословению предстоящего архиерея церкви, внося необходимые изменения или дополнения. Учение церкви о таинствах мало отличается от общеправославного учения. При их совершении, как и при любом богослужении, не всегда используются тексты, напечатанные в книгах, из них сохраняются только тайносовершительные формулы (например, слова Христа при пресуществлении Св. Даров). Священники церкви объясняют это тем, что таинство это один из важнейших эпизодов духовной жизни человека, именно в этот момент Бог хочет вести с ним диалог. Так как каждый человек индивидуален, то невозможно каждому говорить одни и те же слова, а тем более слова, которые говорились многие века назад, в то время как Бог может каждый день творить всё новое. Души людей также изменяются. Поэтому священнослужитель, через которого Бог действует в это время, должен чувствовать духовное состояние человека, просить Бога о том, чтобы Он подсказал такие слова, которыми легче было бы пробудить душу человека.

Таинство крещения совершается в любом возрасте, чаще всего через трёхкратное погружение в воду. Души же людей, согласно мистическому учению церкви, проходят три крещения: первое при рождении, когда впервые сталкиваются с миром и жизненным крестом. Второе во время земной жизни (сфера несения креста). Третье духовное крещение или крещение Св. Духом. По учению церкви, водное крещение не только посвящение в тайну Голгофы, но и в тайну Соловецкой Голгофы. Особый акцент делается на то, что путь христианина это крестный путь. Душа призывается к блаженству в скорбях.

Таинство миропомазания совершается сразу после крещения. В отличие от других православных церквей, в ПЦБМД миро, по замечанию священнослужителей, не приготовляется специально, а "чудотворно изливается" от икон и крестов. Также елей (масло), находившийся рядом с мироточащими святынями, изменяет после этого свой состав. После помазания им были исцеления.

Таинство священства совершается епископом. При посвящении в сан учитывается не столько уровень общего и богословского образования, сколько степень открытости сердца посвящаемого для Бога, степень умаления греховной чаши. Учение об иерархии священнослужителей несколько отличается от принятого во Вселенском Православии. По учению ПЦБМД, Бог может передавать благодать через диакона, например, во время долгого отсутствия священника. Поэтому диакон, если он обладает старческим дарованием, при необходимости может совершать исповеди, как это практиковалось
в древней церкви, а также отпевания. Иногда старший диакон может читать текст литургии, но без совершения Евхаристии; может принести преждеосвященные Св. Дары с собой и ими причастить нуждающихся, как это было в древней церкви. Но все это диаконы могут совершать лишь по особому благословению или епископа или священника. Он не может совершать молитвы о преосуществлении Св. Даров, а также творить другие тайносовершительные молитвы.

К таинству брака в ПЦБМД предшествует некоторая подготовка, считается, что желающие принять это таинство должны быть хотя бы минимально воцерковлены и чувствовали, угодно ли Богу сочетать их.