Смекни!
smekni.com

Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа) (стр. 2 из 22)

Прежде чем перейти к исследованию богородичного движения, дадим характеристику современной религиозной ситуации и места в ней этого движения.

В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ
РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером межрелигиозного диалога; особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.

Состояние религиозной ситуации в современной России, соотношение в ней прежде существовавших конфессий и появившихся новых, в том числе и юрисдикций в них, а также изменения в ней за последние 1517 лет, наблюдающиеся тенденции и противоречия можно рассмотреть по четырём аспектам.

Вопервых, в России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.). До этого в советский период было сформировано Законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящемся новом обществе. С 20х гг. ХХ в. под руководством партии большевиков, а впоследствии КПСС, была развёрнута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно-атеистическое воспитание. Среди прочих религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность (правда, в послевоенное время с середины 40х гг. частично разрешенная). В законодательстве о религиозных культах, таким образом, было больше запретов (к примеру, на благотворительную деятельность религиозных организаций), чем разрешений на свободу вероисповеданий. Достаточно внимательно ознакомиться со сборником документов6. В нем, действительно, мы найдем много запретов. Более того, что было разрешено по закону или инструкциями на практике подвергалось сильному контролю или вовсе не разрешалось.

В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству или государству, строящему демократию. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР "О свободе совести и религиозных организациях" и "О свободе вероисповеданий" в корне начали меняться религиозные ситуации в республиках, в частности и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственноцерковных отношений. Она стала основой российского Законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных, что усугубило ситуацию. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ
"О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г. Согласно этому Закону разработан механизм предоставления вероисповедных прав гражданам, религиозным организациям предоставляются права юридических лиц и собственности. Государство не только декларирует свободу совести, но и берет на себя обязанность защищать права верующих граждан и религиозных организаций.
С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате уполномоченного по правам человека работает отдел по правам верующих граждан. В субъектах федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены небольшие структуры и должности в них, осуществляющие связи с религиозными объединениями. Однако многие представители этих структур выходят с предложениями о введении на федеральном уровне госоргана, который стал бы для этих структур руководящим, методическим и информационноаналитическим центром.

В России действует сильное правозащитное движение. Немало общественных организаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных организаций является Российское отделение Международной ассоциации религиозных свобод (МАРС), Российская Хельсинская группа, общественная организация "Мемориал", Институт свободы совести и др.

По мнению многих представителей правозащитного движения, юриспруденции, некоторых представителей религиозных объединений, закон РФ 1997г. далеко не совершенен, более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона, однако закон функционирует, на его основе регулируются государственные конфессиональные отношения, совершенствование его продолжается. В различные государственные инстанции поступают многочисленные письма с предложениями. В правительстве РФ уже второй год работает группа по анализу и обобщению предложений с мест. Предложения самые различные: есть те, над которыми следует задуматься законодателям, есть такие, которые вряд ли будут учтены, а есть вовсе противоречащие конституционным принципам по свободе совести. По информации консультанта Государственной думы РФ Медведко С. В., к примеру, из Татарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Есть предложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительным организациям. Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России, приданию им особого статуса, предоставление им отдельных льгот. Этой проблеме большое внимание было уделено на заседании "круглого стола"
16 января 2002 г. в Измайлово (Москва)7. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием Законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс.
По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование (было утверждено осенью 2004 г.).

Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.

Еще необходимо указать на благоприятную тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав.
В доперестроечное время при всех многочисленных нарушениях прав верующих прокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению этих прав.
К настоящему времени, начиная с рубежа 8090гг. ХХ века уже рассмотрено немало подобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный закон 1997 года поправки через Конституционный суд РФ. Уже несколько раз он возвращался к этому закону и выносил соответствующие решения.

В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990 г.). В этот период во многих субъектах федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане, в Удмуртии… (в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения не могут пройти перерегистрацию по разным причинам. Среди них есть и явное стремление органов юстиции задержать перерегистрацию или вовсе решить этот вопрос отрицательно. Особенно такая практика заметна в отношении к религиозным меньшинствам.

Более того, наблюдаются нарушения прав верующих, их общин на свободу вероисповедания, распространения своего учения и соответствующей литературы и рецидивы их преследования. Только в текущем году произошло несколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельности некоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощью бутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви "Слово Жизни"; попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономной церкви;
в Тутаеве Ярославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двух служителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовали некоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской области местной милицией под руководством представителей городских властей было прекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения, среди которых были женщины и дети, получили психологические и физические травмы.

Существует несколько причин упомянутых рецидивов, самое главное здесь это отсутствие должной толерантности или терпимости к иным вероисповеданиям, а также потворство представителей светских властей к конкурирующим религиозным объединениям, но именно тем, кому власти отдают предпочтение.

Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идёт к своей стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые тенденции. Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях находится в стадии совершенствования, а возможно, стремится к некоторому отходу от декларируемых принципов. Поступают просьбы отдельных верующих и правозащитных организаций о доработке некоторых статей специального закона (1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых представителей госорганов и религиознообщественных организаций, вовсе пересмотреть конституционный принцип о недопустимости в РФ какойлибо официально признанной религии или церкви. Речь идет о православии. Некоторые представители православного духовенства (Московской патриархии) уже определяют православие как "господствующее в российском государстве", обращается внимание на большое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительство храмов и часовен не только в независимых, но и в государственных учреждениях. К их числу относятся и государственные вузовские учреждения.
В ряде университетов и институтов, в их зданиях и на территориях организованы и построены храмы и часовни. Кстати сказать, 25 ноября текущего года на территории самого крупного вузовского учреждения России Российского государственного социального университета установлен и освящен закладной камень на месте строительства будущей часовни(ныне уже построена). Можно предположить, что эта тенденция будет усиливаться и окажет влияние на изменения некоторых принципов современной вероисповедной политики.
Её вектор может получить направление в сторону признания православия как официальной конфессии.