Рубеж 7080х гг. и время около середины 80х оказались, повидимому, судьбоносными в жизни Вениамина. Вопервых, это время, когда получило развитие диссидентство в СССР, затронувшее и область отношений отдельных представителей церкви и протестантских движений к проблеме жизнедеятельности религиозных объединений в Советском государстве. Вовторых, это время предперестроечное, и социальнополитические, экономические и религиозноситуационные реалии не могли не оказать влияния на сознание Вениамина. Все эти предперестроечные реалии как социальные факторы, дают право утверждать, что возрождение богородичной ветви (усиленное почитание Богоматери) можно характеризовать как социальный феномен.
Важной вехой Богородичного движения стал 1984 год. В один из дней Вениамин Береславский почувствовал пророческий дар. В этот день он вошёл в ряд известных мистиков, пророков и вероучителей нашей современности. Когда он был в одной из паломнических поездок, в Троицком соборе Смоленска перед чтимой иконой Божией Матери Одигитрии ему было откровение. Вениамин в духе услышал слова Божией Матери, обращённые к нему.
В отечественной религиоведческой литературе приводится лишь небольшой фрагмент из этого рассказа и опускаются очень важные моменты, которые раскрывают начало пророческих дарований вл. Иоанна и само содержание первого откровения.
По свидетельству Вениамина, это случилось в ноябре 1984 года в городе Смоленске у древней чудотворной иконы Божией Матери Смоленская Одигитрия (Путеводительница). Икона находится на возвышении. Подойти к ней можно, поднявшись по невысокой лестнице. Перед ней небольшая площадка. После службы Вениамин направился к иконе, чтобы приложиться к ней. Но не сразу мог подойти к ней, так как очень глубоко переживал встречу с иконой. Это продолжалось долго. Вениамин приложился к иконе и на долгое время припал к ней. И когда спустился вниз по ступенькам и весь народ стал выходить из Собора, он вдруг сказал своему спутнику: "Задавай вопросы. Сейчас Божия Матерь будет говорить. Она, Божия Матерь, открылась и готова отвечать на вопросы". Нашли бумагу и чем писать. Они шли медленно, а Божия Матерь отвечала на вопросы и в духе побуждала к задаванию новых вопросов, касающихся судеб человечества. Внешне голоса Её не было слышно. Было сильное переживание. Вениамин плакал и был потрясён. В этом первом откровении (однако, как в последствии отмечал Вениамин, еще до этого от некоторых икон Божией Матери в московских храмах он ощущал "особые действия благодати") речь шла о глобальных судьбах XX века, о будущем России и человечества вообще. О том, будет ли атомная война, погибнет ли в кратчайшие сроки мир, вернется ли коммунизм, каков путь церкви и священства. Она говорила также о фарисействе в православии.
То, что было услышано, было связано с духом святоотеческих текстов и записывалось в краткой афористической форме. Вопросы он произносил мысленно, а ответы диктовал.
После примерно полутора часов общения Божия Матерь отступила, и в течение месяца или двух подобных откровений не было. Эти откровения, а также и другие, полученные старцами и боговидцами в России и за рубежом (о них подробно узнали немного позже), были самим Вениамином и его сподвижниками искренне приняты и осмыслены, комментировались и распространялись. Впоследствии они воспринимались частью верующих катакомбного движения, которые самостоятельно распространяли эти тексты в самиздате. Из разных источников получив духовную литературу, много узнали о явлениях Божией Матери на Западе, в частности в Фатиме, Меджугорье, Лурде и многих других местах. Откровения Западной церкви сравнивались с произошедшим откровением в России. Все они были охарактеризованы как дар библейского пророчества, т.е. старческое дарование, когда Дух Святой сообщает откровения не извне, а внутри, в человеческом сердце. Первое откровение было как бы диалогом: ясно и ощутимо задавались вопросы и на них поступали ответы. Вениамин находился под воздействием Богоматери: если Она скорбела, то и он скорбел. Он не смотрел со стороны, он сострадал и говорил: "Вот Божия Матерь скорбит, вот Она сейчас проливает слезы". Он внутренне переживал подобные состояния. Всё это было осознано Вениамином как откровение Богоматери и появление у него дара пророчества в традиции старческой, подвижнической церкви. После этого дня с небольшим перерывом он стал часто получать такие откровения, они записывались, и в настоящее время на их основе издано более 350 книг и брошюр.
Получив "озарение", Вениамин стал жить, более ревностно следуя мистической традиции православного монашества. Им было написано несколько духовных книг под общим названием "Огонь покаянный", распространявшихся в рукописях и самиздате. Появившиеся почитатели искали встречи с ним. Постепенно Вениамин пришёл к священническому призванию. Так как в то время он ещё не был знаком ни с кем из иерархов Катакомбной церкви, он думал о возможности рукоположения в РПЦ. Согласно рассказу о.Иоакима, представителя богородичного движения, когда Вениамин беседовал с одним из архиереев Русской православной церкви, тот сказал ему, что готов в скором времени рукоположить его, но в РПЦ существует правило каждый священник, как "советский человек", обязан дать расписку в том, что будет отчитываться в государственных специальных органах о тех случаях, когда на исповеди он узнает то, что интересуют эти органы. После этого Вениамин понял, что не может оставаться в такой церкви и служить не Богу, а безбожному государству.
Вскоре сложившаяся вокруг Вениамина группа подвижников получила самостоятельный характер.
После знакомства с представителями Катакомбной церкви, Вениамин приносит монашеские обеты и рукополагается в сан священника в катакомбном монастыре в 1985 г. схимитрополитом Геннадием (Секачем) и его духовными чадами схимитрополитами Феодосием (Гуменниковым) и Григорием15. О. Иоанн рассказывает, что узнать адрес этого катакомбного монастыря и добраться до него было не что иное, как чудо. Правда, Вениамин имел рекомендацию от схимонахини Марии, пребывавшей в одной из катакомбных обителей близ Почаева (Западная Украина). И всетаки, когда он прибыл в монастырь, то был встречен крайне настороженно. Схимитр. Феодосий в ответ на просьбу о рукоположении сказал, что это невозможно, указывая на то, что присутствующие в обители старцы прошли гулаговские лагеря и знают, что очень много людей желают погубить церковь и что никто не может сказать, не прислан ли незнакомец властями. Но схимитр. Геннадий, помолчав некоторое время, сказал, что этого человека необходимо рукоположить.
Через некоторое время под руководством о. Иоанна был создан своеобразный катакомбный монастырь, о котором мы ещё мало знаем подробностей. Он существовал в Москве, в Подмосковье. Возможно, существует до сих пор. Схимитрополит Геннадий благословил иеромонаха о. Иоанна и его сподвижников на свидетельство
и проповедь от лица Катакомбной Церкви.
В декабре 1990 г. по благословению исполняющего функции руководителя Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ) митрополита Иоанна (Боднарчука), бывшего узника ГУЛАГа, (сам предстоятель церкви Мстислав Скрыпник в это время находился в Канаде) архимандрит московского катакомбного монастыря Иоанн (Береславский) был возведен в сан епископа. Тогда же была утверждена иерархия церкви. Митр. Иоанн (Боднарчук) благословил организацию церкви16 (впоследствии получившую название Церкви Божией Матери). Владыка Феодосий (Гуменников) также благословил самостоятельное, независимое служение и свидетельство. Таким образом, по благословению исповедниковиерархов начала свою открытую деятельность Богородичная община Катакомбной ИстинноПравославной Церкви.
Итак, с хиротонией Иоанна была образована независимая юрисдикция современного православия "Российская Автокефальная Православная Церковь". В июне 1991 г. постановлением Священного Собора вновь созданная религиозная структура вышедшей из катакомб общины получила наименование "Церковь Божией Матери"17.
Владыка Иоанн является главой Собора Епископов Церкви (с момента регистрации в 1996 г. и поныне) и с 1997 по 2001 гг. возглавлял Духовное Управление Церкви.
Архиеп. Иоанна по праву можно отнести к известным в России и во многих странах современным мистикам. По его высказываниям следует, что он почти каждый день получает откровения Богоматери. Эти откровения сохраняются в его памяти и публикуются. Более того, он стремится в проповедях донести до людей то, что ему говорит Богоматерь и включает фрагменты откровений, полученные в разное время и в разных местах другими мистиками и боговидцами.
Язык архиеп. Иоанна пронизан мистическим смыслом с присущим ему символизмом и метафоричностью. Большинству ныне живущих людей не всегда понятно то, о чём он говорит. В одном из откровений Божия Матерь сказала ему, что он знает многое "на две тысячи лет вперёд". Таким образом, его слова принадлежат, возможно, будущему,
и современный человек не совсем готов к их восприятию.
Иногда владыка Иоанн для выражения мыслей использует язык притч. Ими он выражает нечто несказaнное, слова, полученные через откровения Божией Матери, которые можно понять, как считают близкие к нему люди, только сердцем, но невозможно точно выразить обычным человеческим языком.
По рассказам очевидцев, когда Бог и Дева Мария говорят через владыку Иоанна, "его внешний облик иногда преображается: однажды появился свет вокруг головы. Видеть это мог каждый присутствующий".
Как основоположник новой церковной организации владыка Иоанн ведёт активную религиознообщественную деятельность. Прежде всего, заметно его участие в литургической жизни церкви. На литургиях он выступает с проповедями, которые имеют сильную эмоциональную окраску. Вначале своей проповеднической деятельности содержание многих проповедей имело большей частью эсхатологическую и апокалиптическую направленность. В последние годы с особенным проникновением и сильным чувством находят выражения темы, связанные с учением о тайне Христовой, о Премудрости Божьей. Архиеп. Иоанн часто говорит о необходимости отказа народа от греха, принятия истин Православия. При этом говорится о том, что прежде всего следует принять внутреннее содержание православного учения и меньше думать о соблюдении внешних форм: "Золотить надо не купола храмов, а сердца народа российского, чтобы они сияли". Через владыку Иоанна Божия Матерь предупреждает мир о бедствиях, которые неизбежны, если мир не покается. Она говорит, что дьявол забирает энергию, которую люди тратят на совершение грехов, и использует её в своих целях. Изза этого происходят катастрофы, появляются новые неизлечимые болезни. В связи с этим, чтобы както смягчить социальную напряженность и укрепить в вере людей, о. Иоанн в проповедях большое внимание уделяет откровению Божественного света, Божественной любви. Цель же дьявольских сил истребление Божьего творения, рода Адамова. Отец Иоанн беспрестанно напоминает о том, что Бог хочет спасти этот род своей любовью.