В последнее время ни одна из проповедей не обходится без ссылок на подвижническую жизнь и мученическую смерть священноцерковнослужителей на Соловках. Архиеп. Иоанн проводит различные форумы церкви: Соборы, конференции, семинары со священнослужителями. В Духовном центре церкви встречается с простыми верующими. За последнее время он неоднократно выезжал за границу. Уже в немалом числе стран известен как один из вдохновенных пророков.
В начале 90х гг. церковь вошла в Международный Совет общинных церквей, являющийся коллективным членом Всемирного Совета Церквей. Процесс вступления, который занимает обычно не менее 34 лет, занял всего несколько дней.
В 1993 г. владыка Иоанн благословил и возглавил проведение первого Всероссийского Покаянного Собора, который прошел 1214 июня 1993 г. в СанктПетербурге. Было принесено соборное покаяние в грехах не только отдельных людей, но и целых сообществ, а также от лица профессий, городов, церкви и всей России.
Архиепископ Иоанн участник ряда международных конгрессов. Одновременно с напряженной творческой работой и служением в церкви владыка постоянно проводит пастырскобогословские беседы (семинары), на которых присутствуют священники и прихожане. Его деятельность получила международное признание: ему присудили звание почетного доктора Алабамского университета (США). В последнее время большое внимание он уделял и уделяет одному из разделов или направлений православной мысли софиологии.
Международной Ассоциацией "Educators for World Peace" при ООН, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО архиеп. Иоанн утвержден специальным консультантом в знак "признания его выдающегося вклада в дело служения человечеству и утверждения взаимопонимания и мира между народами", а также награжден почетной наградой "как выдающийся борец за мир".
"Легионом Марии" (г. Хантсвиль, Алабама, США)18архиеп. Иоанн награжден почетной наградой имени Божией Матери Царицы мира "как человек, жизнь которого является примером служения любви и миру". Этот факт указывает на то, что сам архиеп. Иоанн и созданная им церковь вошли в международное религиозное движение, получившее с давних пор название "марианское" (Marian Movement of priests).
Таким образом, даже кратко изложенная биография архиеп. Иоанна даёт представление о начальных этапах организационного оформления богородичного движения в посткатакомбный период становления Православной церкви Божией Матери Державная и получения ею известности в мире.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВЕРОУЧЕНИЯ.
“ДЕРЖАВНЫЙ КАТЕХИЗИС”
К середине 90х гг. уже было издано несколько книг, излагающих Откровения Богоматери, книги по истории христианской церкви, в которых нашли своё отражение своеобразные подходы к этой истории представителей Богородичной ветви, а также взгляд на историю отечественной православной церкви. Постепенно формируется и культовая практика церкви на основе глубоких традиций православия. В целях официальной регистрации религиозного объединения последователи Богородичной ветви, еще недавно Катакомбной церкви, в 1992 г. начинают составлять административный Устав, формируя своё устройство. Далее в работе будет охарактеризовано учение, обрядовая практика и организационная структура церкви.
Итак, рассмотрим некоторые стороны учения Православной церкви Божией Матери Державная. Существует обширная вероучительная литература, она является источником для изучения догматики церкви. Немаловажным источником к настоящему времени является подготовленный и изданный церковью в 1997 г. "Державный Катехизис"19. Он сосредоточил основы духовных исканий представителей богородичного движения Православия. Он же, как и всякий Катехизис, сформулировал главные положения её вероучения. Опираясь на "Державный Катехизис", можно выявить онтологические и гносеологические основы учения, найти ответы на вопросы по христианской антропологии Богородичной ориентации, а также на некоторые вопросы социального учения. Предваряя конкретную характеристику Катехизиса, можно сделать главное замечание: он отнюдь не является неким новым вероучительным документом. В нём получает развитие, прежде всего, учение христианской церкви о Божией Матери. Вследствие этого Катехизис во многом отличается по своей структуре, отчасти и по содержанию, от Катехизисов церквей Вселенского Православия, Католической церкви и протестантских формирований. Если сравнить объёмы Катехизисов трёх упомянутых направлений с Державным катехизисом, то напрашиваются следующие выводы: среди них, прежде всего, выделяется Катехизис Католической церкви20. Это фолиант, имеющий около 800 страниц и включающий четыре части: Исповедание веры, Совершение христианской тайны, Жизнь во Христе, Христианская молитва. Катехизис имеет сложную структуру в своём содержании. Части делятся на разделы, а разделы на параграфы. Форма изложения обычная, без задаваемых, как это делалось в старых Катехизисах, вопросов. Имеются обширные приложения, включающие список сокращений, указатель текстов, тематический указатель. По форме материал катехизиса изложен не столь популярным языком. Потребуется большое количество дней, чтобы изучить Катехизис. В противоположность ему, протестантский Катехизис (лютеранский "Артикулы веры и учения") намного короче, всего лишь около 100 страниц. Весь текст разделяется на параграфы, материал изложен простым языком и параграфы, даже очень важные, к примеру, О Боге, О первородном грехе, О Сыне Божьем, О Церкви, О святом Причастии, О покаянии…, О вере и о добрых делах, изложены очень кратко, некоторые укладываются в один абзац. Наряду с вероучительными вопросами и культовой практикой, эти два катехизиса уделяют большое внимание вопросам социального служения (особенно католический). Что касается православных Катехизисов, для сравнения автор имеет два: первый издан в 1909 г.21 (авторство его относят к митр.Московскому Филарету (Дроздову). До сих пор это дореволюционное издание изучается в современных духовных учебных заведениях Русской православной церкви). Второй епископа Александра (Семёнова ТянШанского) архиерея Русской православной зарубежной церкви22. Эти катехизисы также небольшого объёма, чуть более ста страниц. Первый Катехизис изложен в традиционной форме вопросноответной. Во втором же катехизисе материал разделяется на части и параграфы, не имеет
традиционной формы изложения. Наконец, общее замечание, касающееся вопросов, связанных с учением о Божией Матери. Во всех только что упомянутых Катехизисах большее место этому учению уделяется в католическом Катехизисе. В протестантском Её имя даже не упо
мянуто. В православном Катехизисе Её имя упомянуто в связи с Рождеством Христовым. А у еп. Александра выделен отдельный небольшой параграф.
Православная церковь Божией Матери Державная, как отмечалось, подготовила "Державный Катехизис". По объёму он не отличается от протестантского и православных Катехизисов. Однако имеет большие отличия от всех вышеназванных по форме, по структуре и содержанию. Весь его материал разделён на девять глав. Первая глава отведена не учению о Боге, как в других Катехизисах.
В ней раскрываются две традиции Православия: святое старчество и иосифлянство. Далее идут главы: Учение о Боге, Эсхатология, Домостроительство Лиц Святой Троицы и Божией Матери, Учение о Непорочном начале, Миссия Божией Матери в последние времена, Учение о "Державной", Экклесиология, Мистическая Экумена путь единения церквей. Оригинальность данного Катехизиса, прежде всего, состоит в том, что таким учениям, как о Боге Троице, о Христе, о Святом Духе, о Церкви, о Божественной Благодати и Таинствах, о духовной жизни христианина он уделяет небольшое место. Богословы Богородичной ветви, считают, что фундаментальные положения веры изложены в других богословских сочинениях, но действие Духа Святого различно для людей в разные времена.
Не прекращаются и откровения Богоматери. Следствием этого и является продолжение и развитие прежде изложенного учения. Богословы также считают, что и здесь не должно быть некой закостенелости. Таким образом, большая часть Катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Попадается редкая страница, на которой не упомянуто Её имя. По форме изложения Катехизис напоминает католический и православный, а также еп. Александра. Только в редких местах задаются вопросы и на них даются ответы. Державный Катехизис, пожалуй, вряд ли призван для популярного научения вере своих последователей. Скорее всего, это теологический трактат, в котором излагаются истины церкви. В нём же представлены и апологетика, и сравнительное богословие. Катехизис проникнут ещё духом критицизма в отношении к православной церкви, имеющей название "Русская православная церковь (Московская патриархия)". В книге подробнейшим образом излагаются экскурсы в её историю. Язык Катехизиса или стиль включает и некоторую публицистичность, и строго выраженный теологический язык. Одновременно он пронизан мистическим содержанием через изложение откровений Божией Матери, причём данных не только о.Иоанну (Береславскому), но и другим пророкам и вероучителям Православной и Католической церквей.