Христос становится Главою человеческого рода, первым поражая главу обольстителя, князя мира сего (Быт. 3; 15): «Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага, и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме, и попирая главу его» (V, 21, 1).
Спасение человека - это долгий путь исторического развития, когда рука Божия «ради младенчества человека» (IV, 38, 2) проводит все человечество через последовательную цепь Договоров-Заветов (с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем, см. (III, 11, 8)). И «в последние времена, восстановляя в Себе всё... Он, совершенный хлеб Отца, представил нам, младенцам Себя Самого как молоко - таково было Его человеческое пришествие, - дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти... , мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца» (IV, 38, 1).
4. Дух Божий - единственный источник жизни человека.
По мысли св. Иринея, благодатная божественная сила поддерживает всё мироздание. Именно благодаря этому «пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе восстает через Дух Божий,всё содержащий» (V, 2, 3). Но истинная полнота, приготовленная человеку, состоит в причастности Богу, а значит и вечной жизни и «видящие Бога причастны жизни» (IV, 20, 5). «Невозможно жить без жизни; а бытие жизни происходит от общения с Богом; общение с Богом состоит в познании Бога и в наслаждении Его благостию» (IV, 20, 5). Только Бог есть жизнь, все, что вне Его не имеет собственного бытия: «Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него» (V, 17, 2)
По смерти человека его плоть подвергается разложению, т.к. тело лишается двух его животворящих составляющих: души которая есть «дыхание жизни» (психосоматические процессы) и духа, который «сам есть жизнь для получающих его» (V, 7, 1) через причастность к Духу Божию. В воскресении мертвых «тела душевные, т.е. причастные души, потерявши которую они умирают; ...восставши через Дух делаются телами духовными, потому что через Дух имеют всегда пребывающую жизнь» (V, 7, 2). Сами по себе «плоть и кровь не могут наследовать царства Божия» (1Кор. 15; 50), «потому что не имеют в себе Духа Божия... , оживляющего человека» (V, 9, 1). Но «плод же дела Духа есть спасение плоти» (V, 12, 4), т.к. «наследует живущий, а наследуется плоть» (V, 9, 4). Поэтому спасается или погибает всё трехсоставное единство, обретая вечную жизнь или вечное осуждение. «Дыхание..., пребывая некоторое время, потом уходит, оставляя то, в чем прежде было, бездыханным. Дух же, окружая человека внутри и вне, всегда пребывает и никогда не оставляет его» (V, 12, 2).
5. Что противопоставляет св. Ириной гностикам, отрицавшим значение тела?
Первый и главнейший аргумент Церкви в споре с докетами - это реальный исторический факт Боговоплощения. «Иисус Христос... сделался человеком среди человеков, видимым и осязаемым, чтобы... осуществить полное соединение Бога и человека» (ДАП,6). «Всякий же согласится, что мы состоим из тела, взятого от земли, и из души, получающей дух от Бога. Сим и сделалось Слово Божие, восстановляя в Себе Самом создание Свое» (III, 22, 1). Иисус Христос воистину вочеловечился и претерпел все те страдания, которые свойственны человеку (III, 18, 4). Вслед за этим преображенная природа Богочеловека становится дверью, через которую «свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас» (IV, 20, 2).
Св. Ириней приводит длинный ряд ветхозаветных пророчеств, подтверждающих полноту Боговоплощения: «...пророки..., предсказали Его во плоти пришествие, через которое... совершилось соединение и общение Бога и человека» (IV, 20, 4), «... имеющий спасти нас будет не человек только, ни (существо) без плоти - ибо без плоти ангелы - ... «не ходатай, ни ангел, но Сам Господь Бог спасет их...» (Ис. 63, 9)» (III, 20, 4).
Человек - это целостное единство и ни одна из его составляющих (тело, душа, дух) не может претендовать на исключительное право быть причастной Божества. «Душа же и дух могут быть частию человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию» (V, 6, 1)
Временное и вечное так же отличаются по своей значимости и силе, как небытие от бытия, поэтому «если временная жизнь, которая гораздо немощнее той вечной жизни, однако может оживлять наши смертные члены, то почему более сильная вечная жизнь, не оживотворяет плоти, уже знакомой с жизнью и привыкшей к ней?» (V, 3, 3)
Кроме того, наиболее часто встречающимся аргументом св. Иринея в защиту плотяной составляющей человека от нападок гностиков является ссылка на Евхаристию, совершение которой завещано Самим Иисусом. Не может «подвергаться истлению и не участвовать в жизни, - плоть, которая питается от тела и крови Господа» (IV, 18, 5). «Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию , не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (IV, 18, 5). Истинный человек состоит «из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его» (V, 2, 3). Поэтому только через причастие тела и крови Христовой наши тела, «погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, т.к. Слово Божие дарует им воскресение» (V, 2, 3).
IV.Учение о Церкви и Священном Предании.
1. Святой Дух и Истина в Церкви («Против ересей». III, 24,1).
Учение Церкви «повсюду постоянно и пребывает неизменно... в начальные времена и в средние и последние» (III, 24, 1). Т.е. Церковь всегда и неизменно по существу присутствует в этом мире от первобытных времен Адама, через времена патриархов до «последнего» времени Христа и Апостолов. Ее учение только раскрывается во времени, развиваясь и углубляясь в соответствии с древним Преданием. Предание - это, по выражению св Иринея, «spiritus juvenescens» - дух юности, постоянно пребывающий в церковном теле и обновляющий его.
Касаясь этого вопроса, проф. Оливье Клеман пишет: «Именно в духе Церковь есть таинство Воскресшего, Его сакраментальное присутствие. Можно сказать, что Пневматосфера - то «место», в котором сохраняет жизнь и актуальность апостольская проповедь. Благая Весть как продолжение «свидетельства пророков, апостолов, всех учеников» (III, 24, 1). Верное и творческое Предание означает жизнь Святого Духа в Теле Христовом не только как передачу, но и как «новизну» Духа в вечно обновляющейся новизне личностей. Дух преизобилует в сакраментальном теле Христа, а везде, где действует Дух - в истории и космосе, - тайно присутствует Церковь. Всякая былинка произрастает в Церкви, всякое светило пребывает в ней, всякий поиск истины, правды и красоты совершается в ней (даже если пророки и великие творцы жизни порой подвергались преследованиям со стороны церковной институции), всякая крупица размышления, мудрости, поклонения собрана ею (даже если в некоторые моменты христианство утверждалось в сакрализованном обществе, игнорирующем «чужих» или борющемся против них)»[3].
(Кто из русских богословов XIX века основывался на таком понимании Церкви в своих трудах?)
Митрополит Московский свт. Филарет, см. «Православный Катехизис», СПб, 1995, стр. 56 (О девятом члене, напр. вопрос: «Какие мысли и воспоминания соединять должно с наименованием Церкви Восточной?»).
2. Преемственность священства от апостолов.
Отвечая новоявленным «основателям и изобретателям... превратного учения» (III, 4, 3), которые «гораздо позднее епископов, коим Апостолы вверили Церкви» (V, 20, 1), св. Ириней указывает на отсутствие у них «преемства церковного от Апостолов, здравой и неукоризненной жизни и неискаженного и неповрежденного учения» (IV, 26, 3-5). Само по себе «преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца» дает «известное дарование истины» (IV, 26, 2).
Преемство непрерывно прослеживается вплоть до Самого Господа «и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквях, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят» (III, 3, 1). И проповедь апостолов, возвещаемая в мире через их преемников, неизменна, всегда та же и о том же, «и кто не согласен с ними, тот... противится своему собственному спасению» (III, 1, 2).
3. В чем заключается особенность учения св. Иринея о Таинствах?
Учение о Таинствах св. Иринея в основном сосредотачивается на Евхаристии. Жертвоприношение новозаветной Церкви берет свои истоки от иудейских жертв, но здесь уже «приношения делаются не рабами, а свободными» (IV, 18, 2). В отличие от ветхозаветных жертв, «приношение Евхаристии есть не плотское, но духовное, и по всему чистое» (Отр. 35)[4] (ср. Малах. 1,2; Откр.5,8; Рим. 12, 1; Евр. 13, 15; Ин. 4, 24). Сама Евхаристия состоит из двух частей:
1) приношение Богу «начатков сотворенного» (IV, 17, 5) в виде хлеба и вина, «благодаря Его за то, что Он повелел земле произрастить эти плоды в нашу пищу» (Отр. 35);
2) эпиклеза, призывание «Святого Духа, чтобы Он показал эту жертву - хлеб телом Христовым и чашу кровью Христовою, дабы принявшие сии вместо-образы получили прощение грехов и жизнь вечную» (Отр. 35), это - «лекарство бессмертия», прямой путь к нетлению и обожению (см вопр. III, 5).