Смекни!
smekni.com

Патрология (стр. 3 из 3)

Т.е. цель храмового действа - «благодарение Его владычества и освящение твари» (IV, 18, 6).

Св. Ириней особенно тщательно рассматривает взаимовлияние жертвы и человека, совершающего жертвоприношение. «Не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть... освящает жертвоприношение» (IV, 18, 2). Происходит взаимообщение в свободе и любви: «не нуждающийся ни в чем Бог принимает на Себя добрые действия наши, для того, что бы вознаградить нас Своими благами» (IV, 18, 6) - в этом заключается двухчастное деление Евхаристии, описанное выше.

Св. Ириней выступает против формального, магического отношения к Таинствам: «Если кто только по наружности станет делать приношение чисто, правильно и законно, а в душе своей не имеет надлежащего общения к ближнему, ни страха Божия, то, имея внутри грех, он не обманет Бога тем, что правильно... принесена жертва, и таковое приношение... не будет ему полезно» (IV, 18, 3).

4. Священное Предание как критерий правильности наших суждений об истине.

Число гностических сект во II в. от Р.Х. непрерывно умножалось, и у каждого ересиарха было своё собственное суждение о мире и домостроительстве спасения. Почкованию сект св. Ириней противопоставляет «твердое предание от Апостолов», которое «дает нам видеть, что у всех одна и та же вера» (V, 20, 2). В единой Церкви одно и тоже учение, одно устройство, один «путь спасения» (V, 20, 2).

По словам св. Иринея, «только Церковь надежна (как) рай в этом мире» (V, 20, 2). И только от неё можно безопасно вкушать знания с «ненадменным умом» (V, 20, 2). Поэтому «не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из неё питие жизни» (III, 4, 1).

5. Универсальный вселенский характер Священного Предания.

Приняв «древнее апостольское предание», все церкви неизменно «тщательно блюдут» его. И даже неграмотные «племена варваров... имеют спасение свое без хартии и чернил, написанное в сердцах... Духом», ни на шаг не отступая от полученного учения (III, 4, 2).

«Принявши это учениеи эту веру, Церковь, хотя и рассеянна по всему миру, -как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном, доме, одинаково верует этому, какбы имеяодну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в, мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и неразличное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но как солнце-это творение Божие - во всем мире одно и то же, таки проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих придти в познание истины. И ни весьма сильный въ словеиз предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением, ибо никто не выше Учителя, - ни слабыйв слове не умалит предания. Ибо, так как вера одна ита же, то и тот, кто многое может, сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет» (I, 10, 2).

Задача верных состоит в «исследовании мысли сказанного», в «раскрытии..., объяснении..., уразумении..., исследовании... и возвещении» путей Божьего домостроительства (I, 10, 3).

6. Отличается ли, по учению св. Иринея, Священное Предание от «преданий», понимаемых гностически? Если да, то в чем ?

Предание в понимании гностиков «передано не через письмена, но живым голосом, и потому... Павел сказал: «мы говорим премудрость между совершенными, премудрость же не мира сего» (1Кор. II, 6)» (III, 2, 1). Т.е. в рамках христианства существует некое тайное, эзотерическое знание, доступное только посвященным. Апостолы часто «лицемерно приспособляли свое учение к приемлемости слушателей..., а способным понять неименуемого Отца излагали неизреченную тайну» (III, 5, 1). Сама проповедь апостолов началась до того, как они «получили «совершенное знание» (III, 1, 1). Поэтому многое из сказанного ими является полуистиной. Гностики претендуют на абсолютное знание, которое ещё не было известно в апостольское время, в результате же они «проповедуют себя самих» (III, 2, 1), исправляя апостолов и Самого Господа.

По учению св. Иринея Лионского, от Апостолов была получена вся полнота знания, необходимого для спасения. «Предание Апостолов открыто во всем мире», степень усвояемости Откровения зависит только от личного благочестия, и «если бы Апостолы знали сокровенные таинства..., то передали бы их в особенности тем, кому поручали самые церкви» (III, 3, 1). Количество гностических сект, противоречащих друг другу в самих основах веры, противопоставляется св. Иринеем единому учению Церкви. Непрерывное и неизменное преемство само по себе обличает все нарождающиеся измышления еретиков, «не согласных ни с Писаниями, ни с преданием» (III, 2, 2).

7. «Предание апостолов» - единая основа Священного Предания.

Любые разногласия внутри Церкви, разрешаются не иначе, как через обращение к тому, чему учили Апостолы: «Если бы возник спор..., то не надлежало бы обратиться к древнейшим церквям, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили бы нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви?» (III, 4, 1).

Предание Апостолов первично во всех измерениях и питается устной проповедью Спасителя - с их слов было записано Евангелие, в качестве назиданий ими были написаны Послания и даже то, что не записано, эти «вторые распоряжение Апостолов» (Отр. 35), неизменно передаются и соблюдаются из поколения в поколение в единой Церкви.


[1]«Против ересей»,(II, 14) ; далее- (II, 14).

[2] Доказательство апостольской проповеди, 6; далее (ДАП,6)

[3] Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии; М., 1994 г., стр. 94.

[4] Отрывки из утраченных сочинений св. Иринея, 35; далее - (Отр. 35).