КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ( вариант 2)
( III КУРС, ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1996 / 1997 г. )
ФИЛИАЛ ______________________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ: КАТЕХИЗАТОРСКИЙ
Ф.И.О. студента: Горбунов Дмитрий Александрович
Основные черты богословия св. Иринея Лионского,
I. Самая краткая характеристика гностических учений II века в христианстве. Скакими из них боролся св. Ириней в своем труде «Опровержение и победа над знанием, ложно таковым именуемым»(известном у нас под названием «Против ересей»)?
Философская мысль во II в. от Р.Х. характеризуется лавинообразным ростом числа всевозможных гностических учений и сект, претендовавших на конечную полноту раскрытия христианского знания. Отправной точкой для развития этих учений послужили космогонические системы греческих философов (Фалес, Демокрит, Эпикур, Пифагор и пр. (II, 14)[1]) и Евангельское откровение, стремительно распространявшееся среди язычников. Данный синтез получил название «гносис» (греч. знание).
Главной отличительной чертой гностических учений можно назвать дуализм и построение «бесконечных родословий» (1 Тим.1,4) в духе языческих религий. Источником развития всякой жизни, по мнению гностиков, служит первоначальное половое различие. Эоны (греч. век) - одушевленные божественные силы, часто парные - рождаются в Плироме (греч. полнота) после совокупления в строгой иерархической последовательности (Глубина и Молчание, Ум и Истина и т.д.). Существует ограниченное количество эонов, число которых определяется измышлениями ересиархов со ссылкой на Евангелие (12 апостолов, крещение в 30 лет Иисуса и т.д.). В гностических учениях неизменно присутствовал Демиург - низшее божество-творец; падший эон; Иисус, полнота совершенства, - творение эонов. Гностики пренебрегали телесным началом человека, считая его источником зла. Поэтому ими отвергалось возможность и необходимость Боговоплощения.
В своих сочинениях св. Ириней развенчивает большинство существовавших во II веке от Р.Х. псевдогностических учений. Наиболее значимые из них это: валентиниане, маркиониты, симониане, николаиты, докеты и монтанисты.
I. Учение о Боге.
1. Св. Ириней о Боге как Творце человека (две "РУКИ" Божии).
Для первых христиан Бог - это прежде всего Отец, поэтому св. Ириней говорит об особой икономической близости Сына и Духа, через Которых «творит все вещи» (IV, 20, 1) Отец. Здесь нет какого-либо «субординационизма» и наиболее точное воплощение идея св. Иринея Лионского нашла в иконе «Троица» преп. Андрея Рублева: Отец благословляет Сына и Св. Духа, протягивающих Свои руки к Чаше - символу домостроительства.
Св. Ириней пишет: «...ангелы не могли создать образ Божий, никто другой кроме Слова Господа, ни какая-либо сила, далеко отстоящая от Отца всего. Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, через Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил...» (IV, 20, 1); «Человек есть соединение души и плоти: он создан по подобию Божию и образовав Его руками, т.е. чрез Сына и Духа Святого, которым и сказал (Бог): «сотворим человека»... » (IV, 0, 4). Отвечая докетам, св. Ириней говорит о целостной природе человека: «руками Отца, т.е. через Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию» (V, 6, 1).
Господь не только создает человека, но и постоянно промышляет о нем, ведет его в Свое Царство: «Энох... и Илия... посредством тех самых рук, которыми они вначале были созданы, получили вознесение и преложение. Ибо в Адаме руки Божии обыкли образовать свое создание, держать, носить и помещать его, где они хотят» (V, 5, 1). И ограниченность человека со временем упраздняется путем совместного творчества человека и Бога. «Ибо Он мог придти к нам в неизреченной славе Своей, но мы не могли вынести величия Его славы» (IV, 38, 1), поэтому «надлежало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием, тленное - нетлением, и человек сделался по образу и подобию Божию, получив познание добра и зла» (IV, 38, 4). «Как же будет Богом, кто еще не сделался человеком? Как будет совершенным только что произведенный?...Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки твоего Художника, все делающего в надлежащее время» (IV, 39, 2).
I. Христология и сотериология св. Иринея Лионского.
1. Св. Ириней о Воплощении.
Цель воплощения заключается в установлении полноты общения между Богом и человеком для того, чтобы человек обрел во Христе сыновство и бессмертие - «обожение». Это не упразднение человеческого, не монтанистское развоплощение и не эпикурейское «водворение в теле» (2Кор. 5,6), но целостная полнота Божественной Жизни, которую человек получает верою, через усыновление посредством воплощения Бога Слова - «Я сказал: вы все боги и сыны Вышняго; но умрете, как человеки»(Пс. 81; 6, 7). Это без сомнения Он говорит к тем, которые не принимают дара усыновления, но бесчестят воплощение чистого рождения Слова Божия и устраняют человека от восхода к Богу и становятся неблагодарными к воплотившемуся за них Слову Божию. Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим» (III, 19, 1), см. (III, 10, 2). «Каким образом человек перейдет в Бога, если Бог не перешел в человека?» (IV, 33, 4).
Целью воплощения было искупление падшего человечества, возведение всей полноты человеческой природы к Богу - «...Он был человек, чтобы подвергнуться испытанию, так был и Слово, чтобы быть прославленным...» (III, 19, 3), и через это человек обретает бессмертие - «Если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления» (III, 18, 7), «воссияв от Его плоти, он (свет Отца) проник в нас, и т.о. человек... достиг нетления» (IV, 20, 2). Нетление человека, «надежда на воскресение» (IV, 18, 5) обретается по образу Евхаристии: как простой хлеб становится плотью Христа, - «так и наши тела, участвующие в Евхаристии, более не подвластны тлению» (IV, 18, 5).
Сын Божий становится «Посредником», чтобы «...привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога» (III, 18, 7).
2. «Новый Адам».
Согласно св. Иринею, Воплотившийся должен был возобновить человеческий род, выполнив всё, чего не смог когда-то сделать Адам: «Он снова начал длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т.е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе» (III, 18, 1). Сам человек, «побежденный и погибший через непослушание» (III, 18, 2) не в силах спасти себя, это «сделал Сын,... совершивший домостроение нашего спасения» (III, 18, 2), начавши Собою новое духовное человечество. «Он в Себе самом восстановил все народы от Адама... и... вместе с самим Адамом... и принимая в Свое недро древних отцов, возродил их в жизнь Божию, Сам, сделавшись началом живущих, как Адам сделался началом умирающих» (III, 22, 4). При этом спасаются все поколения, ибо «Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Пет. 3, 19).
Иисус был истинным человеком, таким же как и Адам: «как сотворенный живою душою, обратившись к худшему, потерял жизнь; так тот же самый, возвращаясь к лучшему и получая животворящего Духа, найдет жизнь» (V, 12, 2). Св. Ириней, следуя Св. Преданию, снова и снова проводит параллель «Адам - Иисус»: «восстановляя в Себе всего человека от начала до конца», Господь должен был «повторить и его смерть» (V, 18, 2) и как Адам создан из «персти земли», так и Иисус должен был родиться от Девы. И даже «если бы Адам имел отцом человека и родился из семени мужа, то можно было бы говорить, что и второй Адам родился от Иосифа» (III, 21, 10). В соответствии с этим и Мария промыслительно становится связана с преслушанием Евы: «что связала дева Ева через неверность, то Дева Мария разрешила через веру» (III, 22, 4), «и как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасается» (V, 19, 1).
3. О спасении как возглавлении Христом миропорядка.
Бог во Христе Иисусе приходит в мир, чтобы найти евангельскую «заблудшую овцу», пронзить Своим очищающим присутствием всё мироздание, вплоть до мрачных глубин преисподни «для воссоединения всех вещей» (ДАП,6)[2]: «Человек... не надеялся, чтобы Дева зачала и оставаясь Девою могла родить Сына и чтобы рожденное было «Бог с нами» и низошло в дольнюю землю, ища погибшей овцы, которая была Его собственное создание, и взошло на высоту, принося и представляя Отцу обретенного человека... ; дабы как глава воскресла из мертвых , так и остальное тело всего человечества... воскресло... укрепляемое приращением Божиим» (III, 19, 3). «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), дабы как Слово Божие имело начальство на небесах, так имело начальство и на земле... и над тем, что под землею, дабы все... видело Своего Царя» (IV, 20, 2).
Через Свое воплощение Господь собирает распадшийся мир, «возглавляя в Себе все небесное и земное» (Еф. 1, 10). Под небесным же разумеется духовное, а под земным - домостроительство относительно человеческой природы. Это Он возглавил в Себе; соединяя человека с Духом и Духа влагая в человека, Он Сам сделался главою Духа и дает Дух во главу человека, ибо через Него (Духа) мы видим и слышим и говорим» (см. вопр.III.4) (V, 20, 2).
Св. Ириней, как истинный преемник апостольского предания, развивает учение ап. Павла о возрастании «в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело» (Еф. 4; 15,16) - тело вселенской Церкви, охватывающей все мироздание в эсхатологической перспективе: «...так что как в пренебесном, духовном и невидимом (мире) начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви все привлечет к Себе в надлежащее время» (III, 16, 6).