Специально ничего не говорю о традиционных протестантских церквах — адвентистах седьмого дня, евангельских христианах-баптистах, христианах веры евангельской-пятидесятниках, лютеранах. Отношение к ним доброжелательное со стороны прессы и со стороны государства, по крайней мере на федеральном уровне. Высокая мораль их последователей, крепкие семьи, трудолюбие соответствуют самым строгим требованиям нашего мятущегося общества. Сложнее обстоит дело со Свидетелями Иеговы, мормонами, некоторыми другими религиями, образ которых часто преподносится негативно. У религиоведов, экспертов, части общества есть существенные претензии, скажем, к тем же иеговистам. Но может быть, надо видеть и положительные стороны последователей этих религий. Скажем, в той же области морали.
Существует еще один вопрос, игнорирование которого наности политический и материальный урон церкви и государству. В мире существует огромный интерес к религиозной жизни в России. Информация, которая идет на Запад и в США нередко бывает нарочито искаженной и запутанной. Известно, что многие христиане, мусульмане из-за рубежа хотели бы посетить Россию. Однако журналисты представляют Россию суперкриминальным государством. Страна, обладающая огромным количеством святых мест, уникальных православных, мусульманских памятников, по существу, стала закрытой и недоступной для иностранных паломников.
В жизни любой конфессии неизбежно возникают ситуации, разрешение которых невозможно без участия государства или его органов. Нередко и сами представители органов государственной власти, вплоть до Президента или Правительства страны инициируют предложения, в которых предусматривается прямое или косвенное участие религиозных организаций. С учетом светского характера нашего государства принимаемые решения не всегда взвешены и адекватны законодательству. Компетентность принимаемых решений по вопросам отношений государства и религиозных организаций должна быть особенно безупречной.
Намерения и попытки официальных структур оптимизировать меконфессиональный диалог зачастую носит бессистемный и непрофессиональный характер, порой допускаются и непростительные просчеты. Встречи руководства страны с лидерами религиозных организаций проходят эпизодически, выборочно и без основательной подготовки. Президент страны может щедро наделять высокими государственными наградами рядовое духовенство и в то же время с подачи сотрудников своей Администрации и Аппарата Правительства «не заметить» 70-летний юбилей Предстоятеля Русской православной Старообрядческой церкви митрополита Алимпия. Власти, федеральные и московские, периодически осыпают вниманием и милостями несомненно перспективного московского муфтия и забывают о работе с десятками других, не менее популярными мусульманскими авторитетами, особенно в полыхающем войной Северном Кавказе. Политика «двойных стандартов» во взаимоотношениях с религиозными деятелями формирует отчуждение между конфессиями, порождает ревность, соперничество, порождает недоверие к властям и их действиям в сфере государственно-церковных отношений.
Что же надо сделать, чтобы отношения государства и религиозных организаций были цивилизованными, опирались на правовую базу и служили благу общества? Прежде всего необходимо:
— создать четкую концепцию отношений государства и религиозных организаций, придать ей правовую форму и, главное, неуклонно добиваться ее выполнения.
— добиться единства законодательной базы в области отношений государства и религиозных организаций. У нас же пока существует, говоря словами классика, законность калужская и законность казанская.
— освободить религиозные организации от жестких политических объятий государства, не заигрывать с ними, стимулируя лишь духовную, социальную и иные сферы деятельности, предписываемые канонами той или иной религии.
— поставить под контроль государства внецерковную деятельность религиозных организаций в той части, где затрагиваются или даже ущемляются интересы государства. Поскольку есть существенные налоговые льготы, выделяются значительные бюджетные средства и квоты государство вправе проявлять интерес к этой, прямо скажем, потаенной сфере жизни религиозных организаций.
Большинство специалистов в области отношений государства и религиозных организаций убеждены, что комплекс проблем, выходящий за рамки чисто культовой практики религиозных организаций, может решить специализированный орган. Но это по целому ряду причин трудно разрешимый вопрос.
Список использованной литературы
1.Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г.
2.Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. Москва. Наука. 1985.
3. Кочетов А.Н. Буддизм. М.,Политиздат,1968.
4. Крывелев И.А. История религий. Т.2 М.,"Мысль",1988.
5. Александр Мень. История религии. М.,1994.
6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.
7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
8. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977.
9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.
10.Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.