Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 7 из 10)

Сайентистская Церковь

Это религиозное направление возникло в 70-е годы Х1Х века в США, его основала Эдди Бекер, которая написала Устав "Матери Церкви", в котором обосновала христианскую науку о здоровье, являющуюся ключом к "Священному Писанию". Вероучение близко к протестантизму. Устав Бекер строго регламентирует поведение членов Церкви. В нем признается Триединый Бог(божественный утешитель),а человек - суть образ и подобие Бога. Приверженцы этого вероучения признают прощение Богом греха, распятие Иисуса Христа и его Воскресение - искупительную жертву Спасителя; они стремятся, чтобы" разум Иисуса был в каждом из нас".

Саентологическая церковь

Не все исследователи считают, что учение, созданное его основателем Л. Роном Хабардом, религия. Кое-кто видит в этой организации лишь коммерческую структуру. Однако есть все основания видеть в самом учении и его культовой практике и религиозное учение и священное знание. Прежде всего это представление о духовной и вечной сущности, которой должен идентифицировать себя человек. Кроме того, сама истории или однократное какое-либо ее событие (катастрофа), вызвавшее забвение человеком своей настоящей природы. То есть классическая для религиозного учения тема пленения истинного вечного Я природными или социально злыми силами. Материя, энергия, пространство и время являются творениями вечного и всемогущего Я, которое утрачивает осознание своей всемогущественности и попадает во власть своих собственных созданий.
Последователи этого учения верят, что все люди вне зависимости от цвета кожи, национальности или вероисповедания, были созданы равноправными; каждый человек может исповедывать ту религию, которую он выбрал для себя сам; каждый человек имеет право на собственную жизнь; что души людей обладают правами людей; что изучение разума и лечение болезней, вызванных состоянием души, не должно отделяться от религии или игнорироваться в нерелигиозных сферах деятельности; что никто, кроме Бога, не имеет права не считаться с этими правами или приостанавливать их действие. Кроме того саентология учит, что человек в своей основе хороший; что он стремится к выживанию; что его выживание зависит от него самого и от людей, его окружающих, а также от достижения им единени со Вселенной; что Божьи законы запрещают уничтожать себе подобных и уничтожать разум других; разрушать или порабощать другие души; разрушать или снижать способность к выживанию своих товарищей или своей группы; дух можно спасти; сам дух может спасти или вылечить тело.

Старообрядческие церкви

Старообрядчество - совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церковные реформы, проведенные Патриархом Никоном во второй половине ХУ11 века. Суть реформ касалась главным образом обрядовой стороны: введение трехперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов на поясные, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца - "посолонь"), изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и др. Старообрядчество делится на два основных направления - поповщину и беспоповщину, состоящих в свою очередь из множества течений, толков и согласий.
Старообрядцы празднуют те же праздники, что и Русская Православная церковь. Исключение составляют торжества, связанные с днем тезоименитства и интронизации Патриарха Московского и Все Руси, которому они не подчинены ни юридически, ни канонически

Толстовцы

Религиозно-утопическое движение в России, возникшее в 80-х годах Х1Х века на базе религиозно-этического учения Л. Н. Толстого.

Язычники

Язычество - термин, используемый богословами "главных" религий и учеными и обозначающий многочисленные религиозные верования первобытных и древнейших народов - тотемизм, магия, анимизм, фетишизм и др.

Тантризм

Тантризм - одна из древнейших и самых естественных религий человечества. Ее главная цель - осуществление триединой гармонии Бога, Единой Жизненной силы бытия и всех живых существ через их воссоединение в единой Божественной Семье Шивы (Бога-Отца) и Шакти (Богини-Матери). Тантрический Путь духовного совершенствования несет людям наслаждение жизнью, духовное освобождение, содержит в себе полноту эзотерических знаний и практик йоги, медитации, магического ритуала, искусства любви и науки истинно Божественной жизни.
Храм “Тантра - Сангхи” посвящен Шиве и Богине Матери Кали. Здесь регулярно проводятся богослужения, лекции, медитации, занятия йогой и магические ритуалы. При храме имеется святилище для огненных ведических жертвоприношений. Функционируют курсы йоги, изучения санскрита и индуистско-тантрической философии.

Цивилизация и церковь их отношения: традиции и современность.

Религиозный фактор — едва ли не самый значимый в сегодняшней российской общественной жизни. Пожалуй, ни одна партия или общественное движение не пользуются таким вниманием общества, как религия. Во многочисленных исследованиях, проведенных в регионах, обращается внимание на актуальность религиозного фактора во всех сферах российской действительности. Наиболее заметно присутствие православия или ислама. При этом подчеркивается ряд важных моментов. Во-первых, большинство населения позитивно оценивает религию, считает ее сегодня одним из устоев этнической и мировой культуры, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества. Рейтинг доверия населения к Церкви со стороны населения, как свидетельствуют большинство исследований, значительно превышает 50%. В Пермской области, например, он составляет 54,6% — это наивысший показатель среди всех остальных социальных институтов. Во-вторых, налицо резкое преобладание в общинах различных конфессий лиц, осознавших свою религиозность именно в последние годы. Отсюда высокий процент неофитов, что не может не влиять на жизнь общины и особенно на характер межрелигиозных отношений. В-третьих, исследования фиксируют качественный сдвиг в характере религиозности — число убежденных верующих неуклонно растет и в настоящее время эта категория составляет около трети всех религиозно ориентированных граждан. Наконец, за минувшее десятилетие отмечается ежегодный прирост удельного веса верующих. Однако в 1999 году по сравнению с предыдущим годом в отдельных регионах имеет место количественное снижение верующих, порой на 2-2,5%. Вполне возможно, 1998 год стал пиком подъема религиозности, за которым можно ожидать стабилизацию и некоторое снижение религиозно-мистических проявлений.

В то же время нельзя не замечать и некоторой переоценки религиозного фактора. В стране, не имеющей государственной идеологии, у части общества не без влияния средств массовой информации сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить религия в том или ином конфессиональном выражении. Однако мы не имеем права игнорировать того обстоятельства, что религиозный фактор и его влияние на общество — малоизученное явление, отношения государства и религиозных организаций с момента начала перестройки, то есть полтора десятка лет, не опираются на четко сформулированную концепцию, не определены приоритеты, цели и задачи этих отношений. Контакты государства и религиозных организаций зачастую носят спонтанный характер, формируются, как правило, под влиянием сиюминутных политических интересов, определяются стремлением политических деятелей использовать религию, авторитет ее лидеров для решения конкретных задач. Становление отношений государства и религиозных организаций с момента распада Советского Союза, то есть на протяжении всего истекшего десятилетия, по существу, происходило стихийно, в обстановке романтического упоения как в церковной среде, так и в обществе чувством безграничной вседозволенности.

Уместно напомнить, что в прошлом государство занимало четко выраженную позицию в религиозном вопросе. В ней преобладал прежде всего интерес власти. Вплоть до 17 апреля 1905 года приоритетной религией было православие. В определенной мере власти отдавали должное уважение мусульманству. Одним из наиболее гонимых было старообрядчество: это была трагедия миллионов верующих, по размаху и последствиям не уступающая атеистическим гонениям советской власти. Впереди старообрядцев по объему прав и привилегий стояли католики, иудеи, буддисты, ряд других религий. Царский манифест 17 апреля 1905 года о началах веротерпимости не был актом доброй воли: он появился под давлением прогрессивной общественности. В немалой степени его рождение было обусловлено предчувствием очередной революционной бури.

Еще более циничной была политика в религиозном вопросе последующих режимов. Так, Советская власть в зависимости от политической обстановки в стране, чередовала репрессии с периодами послаблений религиозным организациям. В первой половине 20-х годов под влиянием экономических обстоятельств, обрушившегося на страну голода ленинское правительство заигрывало со старообрядцами, с представителями сектантских течений. Специальная правительственная комиссия в обращении «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей» 3 октября1921 года призвала « к творческой земледельческой работе эти народные по преимуществу крестьянские и ремесленные так называемые сектантские и старообрядческие массы.., зарекомендовавшие себя выдающейся трудоспособностью, честностью, исполнительностью, прямотой и искренностью». Аналогичные призывы были обращены к мусульманам, буддистам. Представители этих религий, в полной мере испытавшие тяжелую десницу самодержавия, отнеслись с энтузиазмом к просьбам советской власти помочь в преодолении экономического кризиса, содействовать подъему сельского хозяйства. Но уже в те же 20-е годы государство ответило массовыми репрессиями на доверие верующих граждан. Отношение к бывшей государственной церкви было не менее жестоким и , по существу, направленным на искоренение православия. В годы войны с фашистской Германией вновь оказался востребованным патриотический потенциал конфессий, прежде всего самой авторитетной — Русской православной Церкви. Однако недолго продолжался ее послевоенный расцвет. Репрессии конца 50-х-60-х годов в очередной раз обескровили церковь. Цифры, по словам одного из древних мудрецов, не управляют миром, но показывают, как управляется мир. К 1937 году РПЦ имела 8706 храмов, к 1948 — 14383, к 1950 — 13913, к 1966 — 7481, а к 1986 — 6737.