Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 9 из 10)

Отдельные регионы принимают меры по ограничению влияния ваххабизма. Первыми приняли законодательные акты, запрещающие деятельность религиозных экстремистов республики Дагестан и Ингушетия. Влияние ваххабизма нельзя принижать, но было бы неверно и преувеличивать степень его распространенности и опасности. Вольно или невольно ажиотаж вокруг ваххабизма и его негативных последствий для населения целых регионов порой создают отдельные журналисты. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на Волгоградскую область и приведу несколько выдержек из недавнего официального документа: «Состояние религиозной обстановки носит относительно спокойный характер. Иную, противоположную точку зрения заняли в своих публикациях журналисты московских СМИ. Во-первых, в своих статьях они запугивали население «исламским терроризмом», «экстремизмом» и наличием тысяч ваххабитов — боевиков, готовых к боевым действиям (В. Шумилин, «Мечеть раздора»//«АИФ-Нижнее Поволжье», № 10 от 11.03.99; В. Шумилин, «Скандалы в мечетях»//«АИФ. Нижнее Поволжье, № 25 от 24.06.99; А. Серенко, «Кавказские пленники»//«Независимая газета» от 14.09.99; «Ваххабиты ведут тихую оккупацию области»//«Все для вас», № 72 от 16.09.99г.) и т. д. Все материалы написаны по одному стандарту, в ряде публикаций говорится, что, «по сведениям спецслужб», в области насчитывается от 2000 до 7000 «ваххабитов», «боевиков». В публикациях о «ваххабитах» перечислены все населенные пункты, в которых действительно зарегистрированы религиозные организации мусульман, состоящих из татарского и казахского населения. В одной из последних публикаций «С чего начинается Косово?» («Крестьянское слово», издается в Москве, № 40, октябрь 1999 г.) повторяются те же домыслы: «По оценкам спецслужб более 7 тысяч человек в Волгоградской области открыто исповедуют ваххабизм. Их штаб-квартира усиленно работает в Старой Сарепте (музей-заповедник в Волгограде)». Журналистом делается категорический вывод: «По единодушному мнению целого ряда виднейших российских ученых и политологов, без немедленного вмешательства в религиозную, политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Поволжье (читай — в Волгоградской области) …повторение югославской трагедии неизбежно…». Все публикации неоднократно проверялись областной и районными прокуратурами, факты не подтвердились. Мусульманские организации области были вынуждены принять «Обращение к органам власти, жителям области, средствам массовой информации, правоохранительным органам», в котором, в частности, сказано: «Мы, мусульмане Волгоградской области, ответственно заявляем, что информация в прессе о якобы наличии в нашей области ваххабизма, недостоверна и не соответствует действительности. Ни одна мусульманская община в нашей области не разделяет идей ваххабизма и не приемлет его в качестве религиозного догмата и веры».

Отсутствует серьезный и продуктивный диалог между духовными управлениями мусульман и другими конфессиями, прежде всего с Русской Православной Церковью. Имеются факты, когда представители православного духовенства, верующие, общественность препятствуют мусульманам строить на законных основаниях культовые здания. Скандальные ситуации по этому поводу возникали в Амурской, Воронежской, Московской и других областях. Факты неприятия неправославных конфессий, к сожалению, имеют достаточно широкое распространение. Москва, Краснодарский и Хабаровский края, Омская область — географию распространения пикетирований, нападений на культовые здания, их поджогов можно продолжать и дальше. Межрелигиозный совет, призванный стимулировать диалог между религиями, оздоровить отношения между ними, по моему убеждению, не способен выполнить свои гуманные функции: мешают амбиции религиозных лидеров, существующие и не существующие обиды.

Не проявляют здравомыслия, стремления к развитию межрелигиозного диалога и отдельные церковные и околоцерковные издания. Например, атака православных радикалов на старообрядчество вынудила Синод Русской Православной Церкви 19 июля 1999 г. призвать все церковные и светские издательства критически подходить к публикациям и переизданию работ по истории и современному положению старообрядчества. 24 ноября 1999г. Комиссия по координации действий РПЦ со старообрядчеством в развитие решения Синода выразила озабоченность, что некоторые периодические издания продолжают распространять факты о старообрядчестве, имеющие сомнительное происхождение, а также печатать статьи, проникнутые духом ненависти, что несвойственно и чуждо христианскому мироощущению. Не способствуют нормализации отношений между конфессиями радикальные высказывания некоторых исламских лидеров. 22 декабря 1999г. председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, в частности, заявил: «Можно сделать вывод, к сожалению, печальный, что сегодня мусульмане в России вне закона».

Не ослабевает, к сожалению, тенденция к клерикализации важных сфер жизни государства и общества. Это в первую очередь касается органов власти, школы, культуры, армии. По-прежнему освящаются боевые знамена частей и кораблей, боевая техника, оружие. Имеются факты, когда войсковые священники зачисляются Министерством обороны Российской Федерации в штат войсковых частей. Примеров на этот счет имеется более чем достаточно. Известно, что клерикализм никогда не был панацеей, не открывал дорогу к счастью и благоденствию народа. Более того, он всегда провоцировал рост антиклерикальных настроений (можно процитировать из письма). Фактический отход Российской Федерации от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов государства и органов власти, неизбежно ведет к жесткой регламентации духовно-нравственной сферы, навязыванию обществу «правильного», по мнению властных групп, мировоззрения.

Деятельность религиозных организаций носит прежде всего духовный характер и тесно связана с общечеловеческой культурой. Церковь и культура должны идти рука об руку в духовном возрождении России. Мы знаем, что отдельные проблемы церкви государство вынуждено решать за счет культуры. Но чем больше разрушается культура, тем, казалось бы, должны быть прочнее позиции церкви. Однако это спорная позиция. В их деятельности должны быть и взаимные уступки, и сотрудничество, и разумный баланс в решении спорных вопросов.

Светский характер российского государства компрометируется и политизацией ряда религиозных организаций. Если участие религиозных структур в недавней компании по выборам президента России было умело замаскировано, то осень 1999 года была ознаменована заметной политической активностью отдельных религиозных организаций и особенно ряда религиозных деятелей. Сегодня можно было бы назвать фамилии конкретных священнослужителей Русской Православной Церкви, мусульманских деятелей, активно участвующих в предвыборной компании. Прямые обращения кандидатов, блоков, партий к служителям культа за поддержкой привели к появлению в среде священнослужителей стойкого комплекса собственной значимости, самодовольства и самонадеянности. При этом нельзя не отметить, что вмешательство священнослужителей от имени той или иной религиозной организации в предвыборную ситуацию является прямым нарушением закона. Использование религии в политических целях- фактор для России постоянно действующий, наносящий серьезный урон религиозным организациям и слабо воздействующий на политическое состояние страны.

В религиозной среде, особенно православной и мусульманской, широко распространено мнение, что государство отстранилось от материальной помощи, не поддерживает конфессии, их деятельность по восстановлению культовых зданий и по возрождению духовности в стране. Немало сделано на этот счет и официальных заявлений религиозных авторитетов. Действительно, помощь из федерального бюджета относительно невелика. Но существует льготная налоговая и таможенная политика по отношению к религиозным организациям как на федеральном, так и на региональном уровнях, выделяются значительные квоты на различные виды сырьевых ресурсов, продуктов питания, получения гуманитарной помощи и т. п. Можно не сомневаться, что это значительные средства. Как они распределяются, на что они идут — все это остается тайной за семью печатями. Существующая «закрытость» финансово-хозяйственной деятельности религиозных центров, общин, активизация предпринимательской деятельности под прикрытием религии неизбежно приводит к злоупотреблениям и конфликтам. Между тем в мире существует практика по созданию «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций, особенно в той части, где затрагиваются и интересы государства. Имеется в виду прежде всего Инструкция Минфина США (форма 1023, список А—Церкви).Из 19 вопросов, на которые должны быть даны обязательные ответы, 5 носят финансовый характер.