Смекни!
smekni.com

Русское православие, как разновидность христианской религии (стр. 3 из 4)

1 Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Л-С / Ред. кол. С.С.Аверинцев, А.Н.Мешков, Ю.Н.Попов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. – с.60

собность контролировать органические процессы своего тела, которое приводится в соответствие новому духовному содержанию. Преображение организма подтверждается целительными свойствами, благоуханием и прочими отличительными чертами. После смерти, признанный святым превращается в заступника за людей перед Богом и удостаивается молитвенного обращения к нему верующих.

КУЛЬТОВЫЕ ОСНОВЫ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Обратимся еще к одному из столпов Православия – общей обрядности, а в первую очередь иконопочитанию. Иконопочитание рассматривалось как символ неприемлемого уклада. К тому же, антропоморфное изображение божества трудно увязывалось с общепринятым представлением о его непостижимости и неизъяснимости. На протяжении почти столетия (с середины VIII до середины IX веков) происходило массовое уничтожение икон, был закрыт ряд монастырей, иконопочитатели преследовались за «уклонение в идолопоклонство».

В защиту культа икон Иоанн Дамаскин выдвинул тезис о присутствии в мире обожествленной материи. Первым и бесспорным для православия подтверждением этому стало явление во плоти Богочеловека. Не менее достоверно в христианском сознании и регулярное воспроизведение Святых Даров при евхаристии. По Дамаскину, это означает усвоение божественного «эйдоса» и пронизанность им материи.

Языческому магизму в отношении процессов и элементов природы Дамаскин противопоставляет естественное понимание мира. Но мир сотворен. И несет на себе печать божественного присутствия. Поэтому культовый предмет, который сам по себе не есть божество, через причастность к сакральному получает мистико-символическое значение. В материальном образе (иконе) происходит вещественное раскрытие сверхчувственного начала. Существование иконы становится гарантом подлинной связи с божеством: честь воздаваемая образу, переходит и к «первообразному».

Посмертным торжеством идей Иоанна Дамаскина стало принятие VII Вселенским собором (787 г.) догмата об иконопочитании. Кроме того, этот собор оказался своего рода рубежом, завершившим эпоху согласованных решений восточной и западной ветвей церкви. Дальнейшие их взаимоотношения связаны с углублением вероучительных и культовых различий, приведших к «схизмам» IX и XI веков.

Находясь вне прямой зависимости от светских порядков монашество имело определенную автономию и свободу от условностей официальной идеологии. Особым достоинством монашеского состояния оказалась возможность индивидуализированного богообщения.

Содержание культа при таком способе мировосприятия заключается в установлении связи творения с Творцом, наведении «мостика», соединяющего человеческое с божественным. Этой цели служат также и особые священнодействия, при совершении которых, по христианскому учению, на верующих нисходит божья благодать. Общее название данных действий — таинства. В православии к ним причислены крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование).

Видимыми символическими актами, сопровождающими таинства, становятся разнообразные церковные обряды. Считается что установление таинств и их введение в богослужебную практику принадлежит самому Иисусу Христу и его ученикам, - апостолам. Первым по значимости является крещение. Вероучительный смысл этой процедуры толкуется как «умирание» человека для жизни грешной и переход к воцерковленному состоянию, которое духовно возрождает окрещенного и открывает ему перспективу спасения.

Кульминационный момент этого таинства - омовение крещаемого водой. Как символ очищения, подобный обряд известен еще с дохристианских времен, в культовых системах многих народов мира.

Православие допускает крещение людей практически любого возраста, хотя чаще всего это— новорожденные. Вскоре после имянаречения младенец приносится в храм, где священник, произнося молитвы, начертывает ребенком подобие креста и троекратно погружает в купель. Тем самым крещаемый как бы сопогребается и совосстает с Христом, воскресая для служения Богу. Затем звучат слова отречения от «Сатаны и всех дел его» и другие, необходимые по ритуалу, тексты (за новорожденного это делают его воспреемники — крестные

отец и мать). Далее следует облачение в белую крестильную

одежду, обнос вокруг купели и надевание нательного креста—

знака совершившегося акта.

При крещении взрослого, к чтению установленных молитв и Символа Веры добавляется произнесение заповедей Декалога, принародное отречение от прежних верований (для прозелита) и «преподание благодати» (священник трижды дует человеку в лицо, осеняет крестом и накладывает свои руки ему на голову). Завершается все поклоном и славословием Святой Троице.

Во время крестильных действий происходит также совершение таинства миропомазания. Для его проведения, предварительно, производится освещение оливкового масла (елея), белого вина, трав и ароматических добавок, которые затем смешиваются в особый состав, именуемый миро. Полученное благовоние используется для помазывания части тела крещаемого. Через этот обряд члену церкви передается печать благодати Святого Духа, что знаменует посвящение христианина Богу. Одновременно в верующем открывается способность к усвоению и культивированию так называемых «плодов Св.Духа», дающих силу для борьбы с грехом. К ним православие относит любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, веру, кротость, воздержание.

Обретаемая таким образом возможность «духовного возрастания» понимается православным человеком и как поддержка его повседневной, в частности, семейной жизни. Таинством, которое закрепляет супружеский союз, является брак. До XIII века оно осуществлялось во время литургии, позднее выделилось в самостоятельный ритуал. Действующий ныне в русском православии порядок основных обрядов церковного бракосочетания установлен с XVII века.

Совершение этого таинства положено предварять трехнедельным периодом так называемых «обыска» и «оглашения» (устного и письменного оповещения о готовящемся событии), чтобы выяснить вероятные препятствия к браку. Имеется обширный перечень ограничений к религиозному оформлению брака: возраст, состояние психического здоровья, нерасторгнутое предыдущее супружество, четвертый брак и т.п. Церковное бракосочетние не допускается, также, по вторникам, четвергам, субботам, на пасхальной и сырной неделях, накануне двунадесятых и престольных праздников, во время целого ряда постов и в некоторые другие дни (хотя, с благословения правящего архиерея, возможны исключения).

Значение таинства состоит в освящении семейной жизни, уподобляемой духовному союзу Христа и церкви, и получении верующими благодати на рождение и христианское воспитание детей1. Первый этап таинства — обручение, в ходе которого священник перед аналоем (стол с Евангелием) трижды осеняет крестом жениха и невесту, вручая им освященные кольца. Затем происходит обмен кольцами. Второй этап — венчание. Жених и невеста у аналоя вопрошаются о добровольности вступления в брак, после чего молитвенно испрашивается божье покровительство и благословение их союзу, целомудрию, многочадию и благочадию. Далее следует «возложение» венцов, благословение от священослужителя и троекратный обход с пением молитв вокруг аналоя. При повторном браке обоих супругов ритуал дополняется их покаянными молитвами.

Традиция воцерковленного бытия подразумевает обрядовое сопровождение также и печальных обстоятельств жизни. В этих случаях происходит таинство елеосвящения (соборования). Его принято совершать над заболевшим человеком. Внешняя форма таинства состоит в семикратном обмазывании елеем лба, щек, губ, рук и груди больного. Затем группа священнослужителей, окружив верующего, символически воспроизводит целительные действий Иисуса (наложение рук), прикладывая раскрытое Евангелие письменами к голове христианина. Оканчивается таинство молитвой служителей культа к Христу об исцелении тела и души соборовавшегося.

Кроме того, завершающая молитва таинства содержит и призыв о прощении грехов, в которых верующий до заболевания исповедаться еще не успел. Поэтому соборование практикуется и в случае приближения смерти, когда человек уже не в состоянии сам придти к покаянию.

1 Русские – М.: Наука. – 1997. – с.423

С уходом верующего из жизни связан ряд специальных обрядов, составляющих православный похоронный ритуал. Очно (после внесения умершего в храм) или заочно (над горстью земли с могилы) производится молебен о прощении грехов покойного — отпевание. Процедура погребения включает специальное богослужение над умершим (панихиду), вынос тела и захоронение. Забота о душе, покидающей этот мир, требует от родных и друзей выполнения и последующих поминальных действий с молитвенными просьбами об ее упокоении: на третий, девятый, сороковой дни, в годовщины смерти и по особым («родительским») дням1.

Спасение души, по христианским понятиям, есть ее полное освобождение от постоянно присутствующего в земной жизни греха. Путь к этому, согласно православным воззрениям, начинается с глубокого осознания верующими своей греховности. Назначение церкви - помочь христианам в противостоянии греху, для чего им предлагается таинство покаяния (исповедь).

В раннехристианскую эпоху исповедь нередко носила публичный характер. С VII века она становится тайным индивидуальным признанием вины в присутствии священнослужителя. Это таинство принято православной и католической конфессиями. Протестантизм также поощряет раскаяние, однако таинством не считает, поскольку грех полагается неустранимым при жизни и оправдывается не ритуалом, но личной верой.