Смекни!
smekni.com

Русское православие, как разновидность христианской религии (стр. 4 из 4)

Свидетелем покаяния является священник. Православие отводит ему роль поверенного: он не отпускает грехи, но служит «проводом», соединяющим кающегося с Богом. Достижение цели исповеди зависит от искренности верующего. Поэтому таинству должен предшествовать продолжительный период эмоционально-психологического настроя на покаяние - посещение церковных служб, размышления над Библией и житийной литературой. Православный вариант исповеди предполагает троекратное поклонение в храме кресту и Евангелию,

1 Русские – М.: Наука. – 1997. – с.434

открытие грехов по вопрошениям священника, коленнопреклоненное выслушивание разрешительной молитвы, творимой иереем от имени Христа. Характер приносимых к покаянию грехов определяет их оценку служителем культа. Он может дать совет или наставление, либо назначить епитимию (наказание в виде особых требований к поведению верующего на определенный срок). Священник, в свою очередь, не имеет права разглашать содержание исповеди. При совершении всех таинств главными участниками обрядовых действий выступают священнослужители. В православии к ним относят ту часть клира (совокупности профессиональных служителей церкви), которой «преподан» дар божественной благодати—особой силы для преодоления греховности. Наделение этим даром осуществляется через хиротонию (рукоположение), от уже имеющих благодатное дарование иерархов, в ходе таинства священства. Цель таинства — возведение достойного христианина в сан, дающий право участия в богослужении и пастырской деятельности. Самым значительным среди прочих таинств в православии оказалось причащение. В нем усматривается акт непосредственного мистического слияния верующих со Спасителем. В ходе данного таинства человек как бы «обоготворяется» и это вызывает потребность благодарения—евхаристии—за искупительную жертву Христа и пережитое единение с божеством. Таинство причащения стало в ряд центральных событий самого значительного этапа суточного богослужебного круга - божественной литургии (в просторечии — обедни, так как совершается в предобеденное время).

Важное место в православии занимает культ святых угодников. Понятие святости означает, как уже отмечалось, что христианин удостоен за особые заслуги персонального восстановления в нем начальной безгрешной природы, даруемой божественной благодатью. Установленный церковью порядок причисления к лику святых — канонизация — требует общепризнанности достоинств кандидата (так называемого «прославления»), наличия его жизнеописания, свидетельств чудотворения (идя погибших за веру — необязательно) и, по возможности, сохранения нетленного тела (мощи), либо благоуханных костных останков. Типы святых, иначе — подвижников, разнообразны и многочисленны. К их сонму отнесены: праотцы и пророки Ветхого Завета; новозаветные апостолы; прославившиеся обращением народов в христианство государственные и церковные деятели («равноапостольные»); выдающиеся хранители веры из епископов («святители») и прочих монашествущих («преподобные»); защищавшие святыни веры монархи («благоверные»); несколько разновидностей пострадавших до смерти за веру (из мирян — «мученики» и «великомученики», из монахов — «преподобномученики», из иереев — «священомученики»); погибшие от рук единоверцев («страстотерпцы»); мученики, уцелевшие после покушения на их жизнь («исповедники»); бессребренники; юродивые (демонстративным «безумием» подчеркивающие низменность мирского в сравнении с верой); наконец, «блаженные» — святые, почитаемые и католицизмом, если их культ был установлен до разделения церквей. Общее количество святых, согласно полному месяцеслову, достигает нескольких тысяч, включая всеправославных, общецерковных и местнопочитаемых.

Участие в отправлении культа требует от христианина сосредоточенности и тщательной подготовки. Этой цели служат множественные посты — полное или частичное воздержание от пищи сроком от одного дня до нескольких недель. Самыми значительными в православии стали весной — Великий (семь недель перед Пасхой), летом — Апостольский (Петров), осенью — Богородичный (Успенский) и зимой — Рождественский посты.

Большинство канонов, праздников, обрядов имеют свои аналоги и в католицизме и его толках, но есть конечно же те праздники, которые православные не празднуют, и есть праздники, которые не отмечают особо католики. Это в основном те, что были введены после официального разделения церквей.

РАСКОЛ И РАСКОЛЬНИКИ

Как и в католицизме, в православии есть такое явление, как толки. В православии это конечно же секты раскольников.

Началом раскола церкви считается начатая ревизия церковных книг в первой четверти 16 века. Максиму Греку было поручено исправление книг по имеющимся старым греческим образцам. Но по недостаточному знанию церковно-славянского языка он, по мнению митрополита Даниила, сделал новые ошибки за что и был отстранен от этого занятия. На этом исправление книг пока остановилось.

В середине столетия, в 1550 году был созван Собор, который постановил использовать при исправлении книг не подлинники старых книг на греческом, а «добрые переводы».

Многих священнослужителей белого духовенства привлекли к этой работе. Но ошибок становилось еще больше, так как в исправлениях появлялись в виде догматов то, что раньше догматами не считалось. Протопоп Черниговский Михаил Рогов и архимандрит Сильвестр возвели в догматы следующее:

- произносить имя Исус, а не Иисус

- двуперстное знамение

- употребление просфор при богослужении

- хождение посолонь

- о чтении в «Символе веры» о сыне божьем так:

«…его же царствию несть конца»

- о чтении о святом духе в «Символе веры», как о «Господе истинном»

- о небритии бород и усов

- о сугубой аллилуйе

Очень остро встали вопросы о церковном благочинии, о церковном пении, иконописании, церковной проповеди.

В очередной раз исправление книг было приостановлено. И при богослужениях стали применять как исправленные книги, так и старые, неизмененные.

Возобновились разговоры об исправлении книг только в 1648 году. Решено было пригласить греческих ученых-богословов. Началось исправление основного служебника. Наконец, 23 апреля 1656 года был созван новый Собор на обсуждение нового служебника.

На соборе выявилось размежевание по следующим вопросам:

- двуперстное знамение

- неизменность «Символа веры»

Постановлением Собора было наложено проклятие на двуперстное знамение и его приверженцев, был допущен к изданию служебник.

Преданы анафеме были те священнослужители, которые в последствии также между собой разделились на несколько партий. Ядром раскола оказались Павел Коломенский, Иоан Неронов, Аввакум Повольский, Даниил Костромской. Из них трое остались верны старине, а Павел Коломенский, после снятия Никона с поста патриарха, вновь вернулся в Москву и принял нововведения.

Уже в рядах раскольников появились различные трения по вопросам:

- как жить вне церкви

- иерархия священнослужителей

- какие книги использовать

- изменять ли обряды или нет

С того времени в России сложились два пласта в культуре Православия, и они развивались независимо друг от друга. Среди старообрядцев также есть конфессиональные трения, у них нет единой «старой» церкви. Есть лишь группы или толки, которые звались по имени основателя. В 1842 году были известны и описаны в докладе Священному Синоду следующие толки:

Федосеевщина, Филипповщина, Аристовщина, Странники, Рябиновщина.

По типу конфессии и противостоянию отмечались также «вреднейшие»

и наименее вредные. Вот наиболее «вредные» по выражению архиерея Владимирского Алексия:

- иудействующие

- молокане

- духоборцы

- хлыстовщина

- скопцы

- беспоповщина

Видимо Алексий путал отдельные секты, толки и церкви старообрядцев, так как иудействующие и духоборцы явно не старообрядцы.1

О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками… Тема по сей день остает-

1 Русские. – М.: Наука – 1997. – с.525

ся актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого России были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная сторона православия, - оно никогда не способствовало прогрессу. То есть, для истинного православного смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись. И в этом восточная особенность православия: восточные религии никогда не ставили целью достижение богатства. Да, впрочем изначально, и христианство к этому не стремилось. Даже католицизм этому не способствовал. Может потому христианская культура в голом виде была так не приемлема для русских? Ведь православие – это не христианство с особенностями русского колорита, а сумма культурных компонентов, в которой не выделена особая роль служению богу, церковным обрядам.


ЛИТЕРАТУРА

1. Христианство: Словарь / Под. общ. ред. Л.Н.Митрохина и др. – М.: Республика. – 1994. – 559 с.

2. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Л-С / Ред. колл. С.С.Аверинцев, А.Н.Мешков, Ю.Н.Попов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. – 672 с.

3. История Русской Церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. – 1991. – 736 с.

4. Иллюстрированная история религий. В 2-х т. / Под. ред. проф. Д.П.Шантели де ля Соссей – 2-е изд. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: Российский фонд мира. – 1991. – 430 с.

5. Закон Божий. В 2-х т. – М.: Российское библейское общество – 1992. – 432 с.

6. Русские. – М.: Наука. – 1997. – 828 с.

7. Экономцев И.А. Православие. Византия. Россия. Сб. статей. – М.: Христианская литература. – 1992. – 233 с.