В 20-е годы собрании пополнилось иконами и другими богослужебными и светскими предметами из закрывавшихся церквей города и уезда (района), Спасо-Вифанского монастыря и Гефсиманского скита, из других музеев и частных собраний. В то же время конец 20-х-30-е годы по праву можно назвать «черным периодом» в истории Сергиево-Посадского музея (впрочем, как и всего музейного дела в стране). В это время музей лишился редких памятников. Ёще со времени деятельности Комиссии по охране Лавры в 1918-1925 годах несколько раз проводилось выделение ценностей, «не имевших историко-художественного значения», в Государственное хранилище (Гохран). Общее количество золота и серебра, которое было в Лавре, в тот период оценивалось «в несколько сот пудов». В это число входил и золотой, со множеством драгоценных камней, оклад XVI-XVIII веков на икону «Троица» Андрея Рублева. Все эти «несколько сот пудов» предлагалось без предварительного отбора передать в Гохран. И только благодаря деятельности ученных и специалистов количество переданных в Гохран предметов удалось свести до минимума.
Самым разрушительным образом на музейных коллекциях сказалось преобразование в 1929 году Сергиево-Посадского музея в «Государственный антирелигиозный историко-художественный и бытовой». Во время реорганизации часть предметов была признана «подлежащей ликвидации» как «вещи не музейного характера» и передана в главную контору АО «Госторг РСФСР» («Антиквариат») для «реализации». Тогда же многие значительные произведения были изъяты из музейного собрания и переданы в другие хранилища. Несколько наиболее ценных икон XIV и XV веков из основного собрания Троице-Сергиева монастыря поступили в Государственную Третьяковскую галерею, церковные предметы из золота и серебра – в Оружейную палату, западноевропейские ткани – в Эрмитаж, а огромное собрание рукописей, в том числе в драгоценных окладах, - в Государственную библиотеку им В.И.Ленина (теперь РГБ). Позже, в 1946-1948 годах, около 4 тысяч предметов было предано в Московскую Патриархию.
В конце 1950-х годов, в период послаблений знаменитой «оттепели», музей начинает активную работу по комплектованию уже сложившихся коллекций и формированию новых. В результате государственных закупок, отдельных поступлений и экспедиционных привозов 1960-1990-х годов музейное собрание пополнилось редкими и значительными памятниками XV-XX веков, включая древние рукописи и старопечатные книги, иконы и шитье, предметы церковного и светского серебра, произведения изобразительного и прикладного искусства. Новые поступления в музей явились логическим дополнением древнего монастырского комплекса. Сегодня фонды музея включают около 130 тысяч экспонатов: иконы, рукописные и старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства, предметы истории и археологии.
Особое место и ранее в монастырской ризнице, и ныне в собрании музея занимали и занимают подлинные реликвии, связанные с именем Сергея Радонежского. До недавнего времени в музее хранились священнические облачения Троицкого игумена – фелони из коричнево холста и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный Радонежскому подвижнику константинопольским патриархом Филофеем. В 1992 году священнические облачения и филофевский крест а также две «келейные» иконы Сергея Радонежского были переданы в Троице-Сергиеву Лавру. В музее остался крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, гравированными изображениями Троицы, Распятия, Богоматери, Иоанна Богослова «да чудотворца Сергия». Этот великолепный драгоценный крест с подписью «а делал Андрейко Петров сын Малово» в XVII веке был выполнен в качестве ковчега для хранения филофеевского креста-мощевика.
Ученику и приемнику Сергия, преподобному игумену Никону Радонежскому, принадлежала фелонь из белой шелковой итальянской ткани (один из ранних образцов итальянской камки XV века в наших музейных собраниях) и литая серебренная панагия с изображением «Вознесения». По заказу игумена Никона было выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого храма. На нем надпись: «6913 (1405 год. – Л.В.) сие кадило создано быть святей троицы замышлениемъ игуменомъ Никономъ, при благоверномъ князи великомъ Висили Дмитриевиче».
Надписи на предметах – бесспорно, самые точные свидетельства времени и места изготовления произведения, имени его создателя, заказчика, владельца или вкладчика. На средневековых предметах надписи такого рода являются чрезвычайно редкими. Чаще всего какие-либо сведения об истории создания памятника и его дальнейшей судьбе мы узнаем из письменных источников. Многие музейные экспонаты овеяны преданиями и легендами, они полны загадок и неразгаданных тайн истории и культуры. Документальные источники раскрывают некоторые подробности создания и бытования этих вещей, помогают связать отдельные произведения с историческими именами, обозначают историко-культурный контекст.
Документальны фонд музейного собрания насчитывает около 300 единиц хранения. Он включает главным образом рукописи древнего монастырского архива: синодики, кормовые книги, акты, грамоты, описи, вкладные, староприбыльные и новоприбыльные книги. Эти источники – свидетели политической, религиозной, культурной и экономической жизни как самого монастыря, так и России в целом.
В музее храниться «Опись монастырского имущества 1641 года» - единственная сохранившееся из общего числа составленных в монастыре до XVIII века (архив Троице-Сергиева монастыря сгорел во время пожара в 1746 году, поэтому от средневекового периода дошли до настоящего времени лишь единицы документов). В музее находятся вкладные книги Троице-Сергиева монастыря 1639-1673 годов – ценнейшие источники по истории складывания монастырских коллекций. Здесь хранятся многочисленные и подробные описи монастырской казны XVIII-XIX веков, а также последняя многотомная «Опись 1908 года», зафиксировавшая состояние монастырского имущества накануне революционных потрясений.
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике храниться одна из лучших в России коллекций икон. В 1920 году собрание насчитывало около 400 икон, в настоящее время – более 1200 произведений XIV – начала XX века, представляющих различные периоды русской иконописи. Коллекция включает произведения различных художественных центров – Москвы, Твери, Новгорода, Ростова Великого, а также иконы Византии и Балкан. Ядро собрания составляют памятники, связанные с художественной культурой Москвы.
При этом собрание икон Сергиево-Посадского музея богато и разнообразно по составу, иконографии, художественным качествам и стилистической направленности. По функциональному назначению можно выделить несколько групп.
Первая из них сопровождала русских царей и полководцев во время военных походов. Монастырские власти этой чудотворной иконой благословляли русское войско на битвы. Икона с изображение преподобного Сергия Радонежского создавалась по приказу создавались по приказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
Вторая группа памятников включает храмовые иконы – иконостасные, принастенные, настольные, прецессионные, аналойные. Здесь, поимо традиционного канонического набора иконных изображений, значительное место занимают иконы с изображением Троицы, преподобного Сергея Радонежского, его учеников и сподвижников и разных иконографических вариантов.
Третью, довольно многочисленную группу составляют иконы «подносные» и «раздаточные». Первые из них дарили («подносили») высокопоставленным гостям монастыря – государям и членам их семей, патриархам и высшим церковным иерархам, иностранным послам. Чаще всего это были богородичные образы или иконы с изображением Спаса, иногда – «Сергиева видения» («Явление Богоматери преподобному Сергею Радонежскому»). «Раздаточные иконы раздавали (или продавали) приходящим в монастырь паломникам.
Большое место в собрании икон Сергиево- Посадского музея составляют памятники XVIII-XIX столетий. Этот пласт русской художественной культуры, до недавнего времени невостребованный и недооцененный, в последние годы начинает активно изучаться. Памятники синодального периода в собрании музея представляют богатое многообразие стилистических и художественных поисков на протяжении XVIII- начала XX века. Среди произведений этого времени много так называемых окладных икон, драгоценные уборы которых – из золота, серебра, жемчуга, драгоценных камней – создавались одновременно с живописью. Традиция драгоценного украшения икон, богословски и художественно разработанная, восходит к древним памятникам Византии и средневековой Руси.
Золотой фонд музея и в прямом, и в переносном смысле – собрание русского прикладного искусства XIV-начала XX века. Самая древняя часть этого собрания хранится и экспонируется на своем историческом месте - в здании монастырской ризницы конца XVIII века. Подлинность места, которое само по себе является музейным экспонатом, немало способствует тому, что представленные в этом пространстве произведения воспринимаются как нечто существующее. Именно здесь предметы сохраняют свою мистическую связь с тем, ради чего они создавались, богослужебным действом.