ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНЛСТЬ «Социально-культурный сервис и туризм»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Археологические памятники России.
На тему: Троице-Сергиева Лавра.
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка
Чубаева Ольга Александровна
Группа: С2-21
Курс:6-ой
№ зачётной книжки:
01-19
Кон. Телефон:
279734
ПРОВЕРИЛ: Тропникова Надежда Лазаревна
Краткая рецензия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мурманск, 2004
Содержание стр.
Введение.…………………………………………………………………………...
1. Троице-Сергиева лавра, как объект архитектуры и религии ……………… 2. Троице-Сергиева лавра, как туристский объект, предлагаемые экскурсии…
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………….
Введение.
Тема контрольной работы по дисциплине «Археологические памятники России» звучит как - Троице-Сергиева Лавра.
Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – г. Загорск) – районный центр Московской области, расположенный в 70 км к северо-востоку от столицы. Он сложился вокруг Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной истории Русского государства.
Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в 1345г. В XV-XVI вв. монастыри разрастается. В начале XVII в. Он сыграл важную роль в борьбе с польской интервенцией, выдержав 16-месячную осаду отряда Сапеги и Лисовского. В 1744 г. Монастырю было присвоено почетное наименование лавры. Уже в советское время, в 1920 г., Троице-Сергиева лавра была превращении в историко-художественный музей, а в 1940 г. Объявлена музеем заповедником. Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422 г. Над гробом Сергея Радонежского на месте прежней деревянной церкви. В XVI в. Ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Как исторический памятник лавра интересна тем, что в 1606 г. Здесь в специальном помещении были погребены Борис Годунов, его жена, сын и дочь.
С учетом огромной художественной ценности Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад был объявлен туристским центром и включен в число городов, составляющих так называемое «Золотое кольцо России».
В введение данной контрольной работы необходимо выделить ее цель. Целью данной контрольной работы является изучение Троице-Сергиевой Лавры как архитектурного ансамбля, представить её как религиозный и туристский центр.
1. Троице-Сергиева лавра, как объект архитектуры и религии.
Троице-Сергиеву монастырю самой судьбой было предначертано стать собирателем и хранителем национального достояния – эталонных памятников художественной культуры разных периодов и эпох. В монастырской ризнице хранились вклады и пожалования великих и удельных князей, русских царей и императоров, представителей знатных родов и членов их семей. Многие произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры, создавались непосредственно в Троицком монастыре, в его художественных мастерских, выполнялись по заказам известнейших людей своего времени.
Их своеобразие и уникальность невозможно осознать, не представляя хотя бы в общих чертах исторической роли Троице-Сергиева монастыря, который был основан около 1342 года на северо-восточной окраине Радонежского удела Московского княжества, в глухом лесном «медвежьем углу». «Что бы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя», - писал священник Павел Флоренский. Он называл Сергея Радонежского (1314 или 1322-1392) «духовным родоначальником Московской Руси». Имя преподобного Сергия относиться к числу тех немногих в русской истории имен, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом.
На протяжении многих столетий великие и удельные князья, русские цари способствовали укреплению духовного авторитета и материального благополучия Троице-Сергиева монастыря. С 30-х годов XV века началось постепенное превращение монастыря в «государево богомолье». Русские государи приежали помолиться «у гроба преподобного Сергия», осуществляя при этом в монастыре богатые клады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственные или семейные дела совершать после посещения «Святой Троицы». Становиться обычаем в Троице-Сергиевым монастыре крестить наследников великокняжеского престола. В монастыре приняли крещение Иван III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был торжественно крещен будущий Иван IV Грозный. Все более регулярными становятся поездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомолье членов великокняжеской семьи. Как правило, такие поездки совершались на престольный праздник – Троицын день, на 5 (18 по новому стилю) июля – день обретения мощей преподобного Сергия, на 25 сентября (8 октября) – день памяти Сергия. Во времена Ивана Грозного такие посещения стали особенно частыми, а при Романовых превратились в своего рода ритуал.
С возвышением Троице-Сергиева монастыря связанно и другое знаменательное явление: превращение местной иконы «Троица» письма Андрея Рублева в официальный палладиум царской династии.
По свидетельству источников XVII-XVIII веков, «Троица» была написана Андреем Рублевым «в похвалу Сергию» при его ученике игумене Никоне, то есть в первой четверти XV века. Она находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423 годах. Около 1547 года в одно из посещений монастыря Иван Грозный привозит на икону драгоценный оклад, украшенный золотыми дробницами с изображениями святых (оклад сохранился не полностью, находиться в Сергиево-Посадском музее). Как показал Б.А.Клосс, в системе дробниц Грозненского оклада «Троицы» «отражены государственный пантеон святых и идеология божественного покровительства царской власти, а кроме того – включены изображения святых покровителей членов царской семьи». Это дало основания исследователю назвать икону «своего рода палладиумом царской династии». Не случайно в 1552 году, перед Казанским походом, Иван Грозный приезжал молиться в Троице-Сергиев монастырь и «к образу святому Живоначалной Троицы, яже сам он благочестивый царь украсил златом и бисером и камением многоценным, припадает и слезы много изливая».
Итак, Троицкий монастырь выполнял роль не просто сокровищницы, а сокровищницы особой, сакральной. Здесь, «у Троицы» (так часто называли Троицкую обитель), царские моления проходили не в обычном храме или монастыре, они совершались у гроба преподобного Сергия – покровителя царской семьи, перед иконой «Троица». Поэтому сам монастырь со временем стал хранилищем не только редких или уникальных исторических памятников, но и образцов святости, предметов священных.
Складывание исторического и художественного собрания Троице-Сергиева монастыря, формирование древнего хранилища сокровищ – монастырской ризницы – по праву можно считать одной из страниц предыстории музейного дела в России.
В XVIII веке происходит становление определенной системы учета и хранения монастырского имущества, в том числе ризничной и казенной утвари. Причем не только сам монастырь, но и государственная власть принимала деятельное участие в упорядочении и систематизации денежных, имущественных и исторических ценностей Троицкой обители.
Государство также заботилось о пополнении монастырской сокровищницы драгоценными раритетами, сакральными предметами и значительными духовными памятниками (мощами святых и другими реликвиями). Оно брало на себя попечение о защите памятников в периоды смут и тяжелых испытаний. Характерный пример – спасение ценностей монастырской ризницы во время войны с наполеоном. 20 августа 1812 года, накануне Бородинского сражения, генерал-губернатор Москвы граф Ф.В.Ростопчин приказал убрать в ящики патриаршую ризницу, ризницы кремлевских соборов и монастырей Москвы, в том числе Троице-Сергиева монастыря, и отправить в Вологду.
Можно сказать, что уже на протяжении XVIII-XIX веков к монастырскому собранию сложилось отношение как к своего рода государственному хранилищу, особо ценному объекту государственного значения. Это отношение сохранялось вплоть до 1917 года.
Организации Сергиево-Посадского музея в 1920 году предшествовала большая подготовительная работа. В 1918 году была создана специальная Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. В состав комиссии вошли видные деятели церкви и культуры: священник Павел Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, М.В. Боскин, П.А. Каптерев, Т.Н. Александрова-Дольник, позже – В.Д. Дервиз, А.Н. Свирин, Вл. И. Соколов.
О том, как создавался музей в Сергиевом Посаде и с какими трудностями столкнулись его организаторы, сохранились яркие воспоминания учетного секретаря Комиссии, вступили как в темный лес, ибо она была не только не изучена, но даже и не расставлена удобообозримо; мы хорошо помним, как приходилось лазить по приставным лестницам, что бы рассмотреть ту или иную икону, рыться в тряпье, чтобы извлечь иногда первоклассное шитье, отыскивать в старом доме любопытные памятники, из пыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков лавры вытаскивать портреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любому музею, были перемешаны с второстепенными или даже вещами, стоящими ниже критики, а тем самым заинтересовались среди них. Отыскание некоторых вещей, приблизительно доступных теперь обозрению, напоминало извлечение предметов из земли при раскопках, но вместе с тем доставляло и соответствующие радости нового открытия. Мы имели дело с некоторым неопределенным кругом музейных объектов невыясненного состава, неизвестных дат, вообще неизвестных, и если бы тогда потребовался вопрос на ответ о числе и виде нужных для музея комнат, то мы вынуждены были бы ограничиться неопределенным указанием, что комнат нужно много, но, сколько именно – неизвестно. В самом деле, мы решили теперь лучшие расчищенные иконы выделить в особую залу и состав их приблизительно, только приблизительно, определился; но как же можно было заранее говорить, сколько нужно места для лучших икон, когда до расчистки оставались под вопросом и степень их сохранности, и качество письма… Теперь же подготовительные работы почти завершены…». Деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры завершила предысторию Сергиево-Посадского музея и открыла первую страницу его истории.