Смекни!
smekni.com

Истории религий: "Восемь бессмертных Даосизма" (стр. 1 из 3)

Даосизм

Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в

конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о

нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны всевозможными легендами.

В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках" Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван

уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр, прозвище Дань.

Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и

встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько

отрывочны и противоречивы, что среди ученых-историков

вообще нет уверенности в реальности этого лица.

По значению и популярности. Лао-цзы считают вторым после Конфуция философом Китая. Его учение изложено

в знаменитом трактате "Даодэцзин", что означает "Книга

пути и добродетели".

O появлении этой книги существует много легенд. Приведем одну из них. Лао-цзы решил совершить путешествие на

черном быке через горный проход Ханьгу в западной части нынешней провинции Хэнань. Однажды его слуга

Сюй-цзы отказался сопровождать философа дальше, требуя уплаты жалованья - по сто монет в день за все время службы. Поскольку они путешествовали уже двести лет,слу-

ге причиталась огромная сумма. У Лао-цзы, понятно, денег не оказалось; тогда слуга пожаловался на него смотри-

телю заставы. Философ объяснил, что нанял слугу с условием, что уплатит ему чистым золотом лишь после

прибытия в страну Аньси. А столь долго Сюй-цзы служит потому, что, желая предохранить слугу от разрушительно-

го действия времени, философ дал ему талисман бессмертия.

После объяснения со смотрителем заставы Лао-цзы по-

звал слугу к себе и, выразив недовольство его поведением, приказал ему наклонить голову. Тут-то изо рта слуги выпал

на землю талисман с написанными на нем киноварью словами. Как только это случилось, слуга упал бездыханным

и превратился в скелет - законы природы, приостановленные на двести лет, немедленно вступили в свои

права.

Пораженный увиденным, смотритель заставы стал умолять Лао-цзы вернуть жизнь слуге, обещая расплатиться с ним

своими деньгами. Философ сжалился, взял талисман и бросил его на скелет слуги - кости тотчас же соединились,

обросли плотью, и через минуту слуга встал, не подозревая, что с ним происходило.

Расставаясь со смотрителем заставы, Лао-цзы оставил краткое изложение своего учения - до той поры никому

не известную книгу "Даодэцзинь", а сам на своем черном быке продолжил путь на запад.

"Даодэцзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основную суть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этот трактат был создан примерно в IV - III вв. до н. э.

За долгие века даосизм вызвал много разноречивых толкований, о нем существует огромная литература. Мы, разу-

меется, имеем возможность познакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах.

Главная категория философского даосизма - дао

(путь) - понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что существует, говорится в "Даодэцзине", произошло

от дао, чтобы затем, совершить кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная

цель и завершение бытия.

Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять,- это не дао. Ни-

кто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется

через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее проявление в действительности.

Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности",под которой имеется в виду "гармония мира" -

слияние человека с природой. Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно из нарушений

гармонии. Своеобразным выражением протеста против социальной несправедливости является отшельничество и аске-

тизм, иначе говоря - возврат к "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоно при-

роды и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира".

Большое место в книге "Даодэцзин" уделено принципу "недеяния", который предписывает человеку отказаться от

всякой деятельности, не вмешиваться активно в жизнь -

она должна развиваться естественно, как бы сама собою.

Конфуций верил в могущество человеческой природы, которая всегда останется на правильном пути, если должным

образом будет направлена воспитанием. Лао-цзы же счи-

тал, что человеческая природа останется непорочной, бу-

дучи предоставлена самой себе Этот тезис и явился основой доктрины "недеяния".

Дао-цзы порицал стремление к образованию, утверж-

дая, что народом "легче управлять тогда, когда он глуп".

В древние времена, говорится в "Даодэцзине", "умевший

служить дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэто-

му управление страной при помощи знаний - враг страны, а без их применения - счастье страны".

Заботой людей всех времен, сетует Лао-цзы, было "сохранение тела и удовлетворение чувств" в ущерб духовно-

му развитию. Однако все внешнее и чувственное обманчиво скоропроходяще. Мудрецу нет необходимости обобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы

природы и общества разумом, созерцанием, не прибегая к изучению фактов. "Не выходя со двора,- поучал Лаоцзы ,- мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он ви-

дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он называет их").

Чрезмерное возвышение универсального абстрактного

закона мироздания (дао) и отрыв его от материальной основы жизни, созерцательное отношение к окружающей

действительности, непомерное преувеличение роли рационального элемента и третирование чувственного элемента в познании - эти идеалистические черты в учении Лаоцзы заложили основы для перерождения даосской филосо-

фии в религию.

Вместе с тем многие исследователи справедливо усматривают в постулатах даосизма (в частности, в его призна-

нии борьбы противоположных начал в природе) элементы

наивного материализма и диалектики. В "Даодэцзине"

идея единства противоположностей выражена такими словами: "Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное явля-

ется прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает и зло. По-

тому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, зву-

ки, сливаясь, приходят и гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом".

Как уже говорилось, конфуцианство, будучи официальной государственной идеологией, имело дело главным

образом с социальными и семейными отношениями. За

пределами конфуцианского учения оставались различные

элементы примитивных древних верований и культов китайского народа. Все эти древние верования, суеверия, обряды шаманов и гадателей вобрал в себя религиозный даосизм, а древний философ Лао-цзы в сознании верующих был превращен в божество, изображение которого обыкновенно выставлялось в храмах.

Религиозный даосизм, о котором мы поведем рассказ, оформился как религиозное учение на рубеже нашей эры.

По представлениям даосов, всем миром сверхъестественных сил правит Нефритовый (или Яшмовый) небесный

император - высшее божество даосской религии. 0 славных делах Нефритового императора создано немало легенд. одна из них гласит, что н глубокой древности китайский правитель и его супруга молились о даровании им наслед-

ника. После таких молитв супруга увидела во сне Лаоцзы, сидящего верхом на драконе с младенцем на руках.

вскоре она разрешилась от бремени долгожданным сыном, который с детства проявлял милосердие, заботился о бед-

ных, был добродетелен. Заняв царский престол, он через несколько лет уступил его одному из министров, а сам стал

вести отшельнический образ жизни, лечить больных и размышлять о пути к бессмертию. Этот-то юноша и стал од-

ним из наиболее популярных божеств даосского пантеона - Нефритовым императором, владыкой рая и ада.

В его обязанности входили искоренение всех грехов, внедрение справедливости посредством наказания грешни-

ков при жизни и. суда над ними после смерти, вознаграждение за добродетель и обещание радости в загробной жизни.

Простолюдины считали Нефритового императора человеческим воплощением Неба, поэтому он пользовался боль-

шой популярностью в народе. В деревенских храмах, построенных на возвышенных местах, часто можно было ви-

деть его изображение, которому фанатично молились крестьяне. Отец Нефритового императора правитель Цзин-дэ олицетворял солнце, а ого мать Бао-шэн - луну. Зеленые

растения и красивые цветы символизировали их совместную жизнь.

Не довольствуясь обожествлением видимых сил при-

роды, даосская мифология создала священные горы, небесные и земные пещеры, где живут бессмертные святые.

Важное место в даосском пантеоне занимает богиня Си Ван-му - мать Западного неба. По преданию, она про-

живает в горах Куньлунь, в прекрасном дворце из мрамора

и нефрита, который окружен обширным садом, окаймленным золотым валом. Двенадцать высоких башен и зубча-

тые стены, сооруженные из ценных камней, предохраняли обитель от нечистой силы. В саду находились изумитель-

ной красоты фонтаны, но главной достопримечательностью сада были персиковые деревья, которые плодоносили один раз в три тысячи лет. Такой плод даровал бессмер-

тие тому, кто его отведает.

Это была обитель мужчин и женщин (бессмертных), которые обслуживали Си Ван му. Они в соответствии с присвоенными им рангами носили халаты разного цвета - голубые, черные, желтые, лиловые и светло-коричневые.