Смекни!
smekni.com

Истории религий: "Дао де Дцин" (стр. 2 из 3)

ров.

Когда-то он поклялся Чжун Ли-цюаню, что будет всеми силами направлять своих товарищей к познанию дао. Однажды Люй Дун-бинь пришел в местечко Юэян под видом торговца маслом. Он хотел сделать бессмертными всех тех, кто не станет домогаться выгоды при покупке масла. Целый год он продавал масло, встречая только жадных и недобросовестных покупателей; лишь одна женщина оказалась честной и не требовала больше, чем ей следовало. Люй Дун-бинь пошел к ее дому и бросил в колодец посреди двора несколько зерен риса. Вода тотчас превратилась в вино, и старая женщина, торгуя им, выручила много денег.

Затем Люй Дун-бинь убил дракона, причинившего людям бесчисленные беды, и отказался взять за это награду. Вообще он сотворил много чудес, делая добро, но только людям с открытым сердцем.

Хэ Сянь-гу

Еще в раннем детстве она встретила Люй Дун-биня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сянь-гу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, а в другой она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами..

Хэ Сянь-гу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.

По другой версии, превращение девушки в бессмертную произошло так. Ей было четырнадцать лет, когда однажды она увидела во сне духа, который сказал:

- Если хочешь достичь бессмертия, прими жемчужный порошок.

Проснувшись, она исполнила указание, и вдруг тело ее сделалось легким, как бы невесомым, и вечным.

Вскоре к Хэ Сянь-гу пришли бессмертные Ли Те-гуай и Лань Цай-хэ и посвятили ее в тайны дао и бессмертия. С этого времени она проводила все дни в одиночестве, странствуя по горам и, едва касаясь земли ногами, с необычайной легкостью переносилась с одной вершины на другую. Домой она возвращалась только к ночи, принося с собой собранные за день лекарственные и волшебные травы и фрукты для матери.

Хань Сян-цзы

Хань Сян-цзы был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего с 768 по 824 г. при импера-

торах танской династии.

Несмотря на свои глубочайшие познания, дядя обладал характером беспечным и легкомысленным и блестящую карьеру считал единственной целью жизни каждого человека. Племянник был ему прямой противоположностью: он не обращал никакого внимания на все соблазны, привлекающие молодежь, с жаром предавался постижению

мистики и отвлеченных наук. Дядя доказывал ему необходимость изучения классических книг, для того чтобы

он смог сдать государственные экзамены и подняться по служебной лестнице. Но юноша думал иначе. Они не могли столковаться, и племянник оставил дом дяди, решив предаться изучению интересующих его предметов.

Отправившись на поиски учителя, он случайно встретил мудрого Люй Яня. Слушая его наставления, он быстро постигал учение о дао.

Однажды они пришли в страну, где в изобилии росли "персики духов". Хань Сян-цзы хотел сорвать несколько плодов и для этого влез на дерево. Вдруг сук под ним подломился, он упал на землю и умер. Но в тот же миг воз-

несся на небо - уже как бессмертный, без страданий и

боли.

Желая приобщить к дао своего дядю, Хань Сян-цзы прибег к помощи волшебства, так как знал, что обычные

убеждения на старого человека не подействуют.

Случилось в это время, что засуха охватила огромные пространства, и император приказал Хань Юю совершить торжественное всенародное моление Небу о ниспослании

дождя. Но сколько Хань Юй ни молился, небо оставалось

безоблачным, и министру грозило увольнение со службы и

лишение титулов. Хань Сян-цзы воспользовался этим случаем, Приняв образ даосского монаха, он сказал министру,

что у него имеется "большой запас дождя и снега". Так как положение Хань Юя было безвыходно, сообщение монаха чрезвычайно его обрадовало; он тотчас послал к даосу

чиновника с просьбой вызвать дождь. Монах поднялся на тот самый помост, где недавно министр безрезультатно мо-

лился, и произнес магические заклинания, И вдруг дрогнули и заколыхались неподвижно до тех пор висевшие

листья деревьев, и горячий воздух пронизала волна холода. На юго-восточной стороне неба показалось быстро растущее облако. Скоро оно охватило все небо; хлынул ли-

вень. Вскоре дождь перешел в снег, который толстым слоем покрыл все вокруг.

Этот случай поколебал недоверие Хань Юя к знаниям даосов, но все еще не привел его на правильный путь.

Прошло еще некоторое время. Хань, Юй праздновал день своего рождения. Множество гостей и родственников

веселились и его доме. Пир был в полном разгаре, когда

вошел Хань, Сян-цзы в образе монаха, Он также поздравил министра, затем стал декламировать импровизирован-

ные стихи, в которых говорилось о цветах, мгновенно расцветающих.

- Ну что вы пустяки говорите,- воскликнул хозяин,- разве может цветок наперекор законам природы в

один миг распуститься?

Тогда Хань Сян-цзы взял сосуд, наполнил его землей и накрыл тазом. Через несколько минут даос слегка при-

поднял таз, и все увидели, как из земли показался росток;

он быстро увеличивался и скоро превратился в пышное

растение с двумя бутонами, которые распустились в два

роскошных цветка...

Хань Сян-цзы изображается часто с корзиной цветов. или фруктов в руках и считается покровителем садовни-

ков.

Чжан Го-лао

Из всех восьми бессмертных Чжан Го-лао самый ста-

рый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали лао - "старый", "почтенный", "уважаемый". Жил он

отшельником в горах и всю жизнь скитался.

Чжан Го-лао всегда ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли.

Когда бессмертный останавливался где -либо, он складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше , брыз-

гал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал.

Чжан Го -лао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном в народе рисунке

он изображен сидящим на муле и подносящим младенца

только что повенчанной паре.

Чжан Го-лао считают также покровителем изящных искусств. Он часто изображается с бамбуковым сосудом для кистей.

Цао Го-цзю

Существует несколько легенд о том, почему этот человек изменил свой прежний, земной образ жизни и стал

бессмертным.

Однажды, говорится в одной из легенд, семь гениев, достигших бессмертия, пировали в небесной Стране блажен-

ных. В разгар пира Ли Те -гуай, бывший обыкновенно распорядителем всех празднеств, сказал:

- Друзья, нас здесь семеро. Мы занимаем семь из восьми гротов в небесных сферах. Если бы еще одного бес-

смертного прибавить к нам, то наш круг был бы замкнут. Но знаете ли вы кого-либо достойного занять место рядом

с нами?

- Если вы подняли этот вопрос,- отвечали ему другие,- то, вероятно, у вас есть кто-нибудь на примете!

- Да, я слышал, что у императрицы Цао,- ответил Ли Те-гуай,- есть младший брат, нравственные качества которого и стремления соответствуют нашим взглядам.

Как вы полагаете, не следовало бы принять его в наше общество?

Это предложение было одобрено всеми. Чжун Ли-цюань взялся испытать, насколько искренне брат императри-

цы (его звали Цао Го-цзю) стремится к постижению дао.

Если испытание пройдет успешно, то Чжун Ли-цюань превратит его в бессмертного.

Был у Цао Го-цзю младший брат, Цао-эр, который творил всякие мерзости и вел распутный образ жизни.

Все это в высшей степени оскорбляло Цао Го-цзю, кото-

рый представлял прямую противоположность своему бра-

ту. Все усилия Цао Го-цзю исправить Цао-эра были напрасны - он только восстановил брата против себя.

- Законы природы, - пробовал Цао Го-цзю убедить

юношу,- созданы так, что люди, творящие добро, будут благоденствовать, а поступающие дурно - погибнут, Мне

стыдно за тебя; более того, я в ужасе предвижу твою судьбу.

Сам Цао Го-цзю с тех пор стал раздавать деньги нищим, расстался с семьей и друзьями, оделся в даосское

платье и зажил отшельником в горах.

Однажды его посетили два таких же, как и он, отшельника. Это были бессмертные Чжун Ли-цюань и Люй Дунбинь. Они спросили, что он делает в одиночестве.

- Единственная цель моего пребывания здесь,- ответил Цао Го-цзю,- это воспитать в себе дао.

- Где же находится дао? - спросили его.

- Дао - там,- Цао Го-цзю указал на небо.

- А где же небо? - спросили бессмертные.

Вместо ответа Цао Го-цзю указал на свое сердце.

Чжун Ли-цюань улыбнулся и сказал:

- Сердце есть небо, а небо есть дао. Вы проникли к происхождению вещей!

Тотчас же Цао Го-цзю был превращен в бессмертного.

Цао Го-цзю изображается с большими кастаньетами в руках и считается покровителем актеров.

Легенды о восьми бессмертных получили самое широ-

кое распространение и народных сказаниях, театральных

представлениях, а также в изобразительном искусстве

Китая.

Представления даосов о рае и аде во многом близки буддийским. Однако в них есть и немало своеобразного.

Даосский рай известен под названием шоу-шань - горы Долголетия. Эта страна блаженства изображалась в

виде горного массива, из которого видны озера, протоки,

скалистые берега, мостики, беседки, сосновые и персиковые рощи. В раю прогуливались даосские божества, а над

ними в воздухе парили журавли и проносились быстроногие скакуны.

Даосский ад (обычно его называли Земля желтого источника), по преданию, находился где-то среди мрачных скал в провинции Сычуань и представлял собой десятиэтажное сооружение. На каждом из этажей помещалось особое отделение, которое напоминало китайский суд во главе с судьей. Ад обслуживали писцы, чиновники и палачи, одетые в халаты, подбитые тигровой шкурой - это служило признаком их свирепости. Грешник последовательно проходил все десять отделений ада, и в каждом его ждало суровое испытание.