Смекни!
smekni.com

Свет Христовой Истины (стр. 2 из 3)

Промыслительной была идея святого митрополита Петра пере-

нести первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву. В на-

чале XIV века этим глава Русской Церкви сделал малую тогда

Москву церковной столицей, провидя ее великое будущее.

До совершеннолетия князя Дмитрия его крестный отец и

воспитатель митрополит Московский Алексий долгие годы нес бре-

мя правления церковными и госсударственными делами, неустанно

умножая силы Московского княжества. Москва становится обще-

русским центром при князе Дмитрии Донском. Он воплощал в себе

лучшие черты Московских государей: глубокую религиозность,

яный и сметливый ум, талант полководца, высокую христианскую

нравственность и третьей провиденциальной личностью стал пре-

подобный Сергий Радонежский. Преподобного Сергия история наз-

вала Игуменом земли русской.

Игумен - значит ведущий.

Преподобный сергий первый основал монастырь вдали от го-

рода и положил начало новой русской святости - в рассеянии и

пустынножительстве. Ученики преподобного поставили в отдален-

ных, глухих местах 40 монастырей. Ученики учеников еще более

60-ти. Собор радонежских святых обьял своим трудничеством мно-

гие окраины Московской Руси. Святость как бы разлилась вширь

по всей русской земле. Княжеская власть продолжала подбирать

под одну госсударственную руку новые уделы, а добровольное ду-

ховное миссионерство соединяло их внутренним единством. Народ

веками шел под покровительство монастырей и святых старцев,

способных защитить от справедливости и неправедности. Среди

ближайших сподвижников, учеников и последователей преподобного

Сергия - преподобный Стефан Пермский, просвятитель народов ко-

ми и зырян, основатель Боровского монастыря - преподобный Пан-

футий, преподобный Макарий Унженский, положивший начало Желто-

водскому монастырю на Волге и Унженскому в далеких костромских

лесах, преподобный Сава Сторожевский - основатель Сторожевско-

го монастыря близ Звенигорода, преподобный Александр Свирский,

возродивший Волаамский монастырь.

В канун Куликовсой битвы, перед лицом грядущих испытаний

преподобный Сергий молился в созданной им Лавре у иконы Живо-

начальной Троицы о ниспослании помощи Божией. Он провидел по-

беду над врагом. Благославляя князя Дмитрия на битву с ордын-

цами, он дал ему в помощь двух своих иноков - Пересвета и

Ослябю. Битва пришлась на 8 сентября 1380 г. , в день, когда

Русская Православная Церковь празднует Рождество Богородицы.

На поле Куликовском встретились две всемирно исторические си-

лы: русская созидательная , исповедующая нравственные начала

Православия, и разбойничья ордынская, основаннная на насилии,

на философии хищного зверя.

Но " не в силе Бог , а в правде ". Русские, крепкие верой

и осознанной правдой Божией, посекли мамаеву рать. Победа на

Куликовом поле имела и общемировое значение. Она открывала

путь к возрождению Русского народ, возвращала Православную

Русь,окрепшую в своем сознании и назначении, в число великих

самостоятельных держав, влиявших по произволению Божиему, на

ход всемирно-исторического процесса.

Свержение татаро-монгольского ига вызвало национальное и

культурное возрождение Руси. Русская Православная Церковь при-

няла в этом самое деятельное участие.

В XIV-XV веках на русский язык были переведены творения

виднейших святых отцов и учителей Восточно христианской Церкви

: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Лествичника,

Иссаака Сирина, и других.

Достигло расцвета и творчество генияльных иконописцев:

Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева. В

древней Руси христианское отношение художника к творчеству

создавало особый тип иконописца, для которого иконопись была

средством выражения личного духовного опыта . Иконописание

особенно широко было распостранено среди монахов. Иконописец

становился как бы проповедником воли Божией, которая приобщает

нас Горнему миру через красоту Святого Образа. Написание иконы

- есть Богослужение, которое сопровождаестя строгим постом и

непристанной молитвой. Когда в древнем монастыре писалась ико-

на молилась вся братия монастыря. Только так могли явиться ми-

ру Троица и Спас Звенигородский преподобного Андрея Рублева.

В середине XV века над Вселенской Православной Церковью

навис призрак римской унии. Под давлением обстоятельств

восточные иерархи подписали Флорентийскую унию на условиях

продиктованных папским Римом. Русская церковь свято храня

чистоту своей Православной веры, отвергла ее 15 декабря 1448

года. Собор русских епископов впервые независимо от Констати-

нополя избрал метрополитом Московским и всея Руси епископа Ря-

занского и Муромского Иону. После падения Византийской империи

и после захвата ее турками Константинополя Русская православ-

ная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Пра-

вославных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Пра-

вославия.

Памятником самосознания стала вся русская культура того

времени, с его соборами, монастырями, палатами, соборной живо-

писью. Символом Русской Церкви становится в это время

Успенский Собор, заменивший в православном сознании вселенскую

Святую Софию. "То было в белокаменной Москве, на Святой

Руси..."

История Москвы, по слову старца Филофея,- " Третьего Рима

" - история Московского царства XV-XVI веков- это история уни-

кальной христианской цивилизации с уникальной православной

культурой, сокрушенной в XVII веке церковным расколом и рефор-

мами Петра I

Духовная жизнь русскаго Православия продолжела разви-

ваться, прибавляя к собору русских святых новые лики.

Конец XV начало XVI веков ознаменовались явлением двух

великих подвижников, почитаемых Русской Павославной Церковью,-

преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нили Сорского.

Преподобный Иосиф начал свой иноческий путь, приняв пост-

риг у великого старца Пафнутия Боровского. Достигнув духовной

зрелости, Иосиф основал свою монашескую обитель недалеко от

древного Волоколамска и ввел в ней строжайший общежительный

устав. Этот подвижник и ревнитель Православия вместе с Навго-

родским епископом Геннадием решительно восстал против распост-

ронившейся тогда опасной ереси жидовствужщих породивших тогда

великокняжеский двор.

На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владени-

ях. Преподобный Иосиф был убежденным сторонником монастырских

владений. На Соборе ему противостоял преподобный Нил сорский,

Так по разному и продолжалось дело преподобного Сергия в двух

течениях монашеской жизни XVI века.

В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) пркорил Казанское

ханство. Бывшие правители Казанские добровольно Православие.

В честь покорения Казанского ханства на Крассной площади

бал воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный

мавританским, индийским, китайскими куполами. А над ними - ку-

пол русский. "Русь должна обьединить разноплеменные народы и

быть их водителем к небу" Русь того времени поражала величием,

многообразием жизни. Глава Русской Церкви - митрополит

Московский Макарий, был советником царя.

В XVI веке в царствование Иоанна Грозного началось про-

мыслительное движение России на Восток.Начал этот поход Ермак

тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и дру-

гие герои-русские иноки, православные миссионеры, умирая и

просвещая мастные языческие племена. Слово Божие и Крест были

единственным их оружием.

Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной

его младшего сына - юного царевича Дмитрия.

" У тебя, государь, новое ожерельице ?" - с этими словами

злдеи "заклаша ножем благородного и безгрешного младенца царе-

вича Дмитрия. Десятилетний царевич , по свидетельству совре-

менников, был одарен острым умом и на него возлагали большие

надежды. с его гибелью прервалась династия Рюрековичей на

московсом престоле.

Царевич- мученник был причислен к лику святых.

Духовное возрастание Русской Церкви и укрепление

Московского государства привели к идеи зарождения патриаршест-

ва. Первым Московским Потриархом стал митрополит Иов (1589)

В 1989 году Русская Православная Церковь торжественно от-

мечала это знаменательное событие.

Зловещее убийство царевича Дмитрия. потом внезапная

смерть царя Бориса Годунова оставили много неясного в той

исторической драме. В тревогах начинался XVII век. Как страш-

ные знамения прошли по всей Руси голод и мор. В это смутное

время Патриархи стали единственной опорой в госсударстве, гиб-

нувшем без твердой власти.

"Матерь Божия , спаси Православие !"- молился Патриарх

Иов, когда присягнувшие самозванцу требовали от Патриарха ко-

роновать Лжедмитрия. Патриарх Иов с твердостью отверг домога-

тельства изменников: "Ныне вижу бедствия царства, торжество

обмана и ереси."

В это время тринадцатитысячная армия польско-литовских

интервентов вместа с изменниками подступили к Троице-Сергиевой

Лавры.Затворившись в монастыре, защитники великой Русской свя-

тыни , вместе с монахами отбивали шестнадцать месяцев приступы

вргов.

Уставшая от долгой смуты и кровопролития, русская земля

жаждала мира и созидания. В 1619 году Патриархом Московским и

всея Руси был избрам, вернувшийся из десяти летнего пленения

митрополит Филарет- отец первого царя из династии Романовых

Михаила, всенародно избранного на Земском Соборе в Москве.

Много святых и подвижников потрудились на християнской

ниве, прежде чем возникли замечательные и величественные па-