мятники Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Суздаля и
Ростова Великого...
Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорен-
тийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием в
южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения а
потом и гонения наиболее стойких епископов и православных лю-
дей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны протестантов кончи-
лись в в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, ког-
да он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь. Бывшая
в прошлом единая и разделенная трагическими обстоятельствами
Русская земля Вновь обрела церковное и госсударственное
единство. Этому немало способствовал и Патриарх Никон
1652-1658.
При Патриархе Никоне во имя единства Вселенского Пра-
вославия не Руси началось испавление церковных книг по гре-
ческим образцам. На старые обряды были наложены клятвы( эти
клятвы были сняты 1971 год) Но многие не признавали нововведе-
ний Патриарха Никона, подозревая за ним латиномудрствование.
Патриарх Никон стал жертвой интриг, за его фигурой в
истории скрылись те,кто хотел потрясений в Русской Православ-
ной Церкви и ослабления Русского царства.
XVIII век характеризуется значительным ростом внутреннего и
внешнего миссионерства Русской Православной Церкви. Были уч-
реждены Православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в
Японии, Китае, Корее.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии ставший
митрополитом Московским крестил десятки тысяч людей, создал
алеутско-лисьевский алфавит и грамматику и перевел для новок-
рещенных на их родной язык Святое Евангелие. С тех пор два ве-
ка живет Русская церковь в Америке. В 1970 г. ей была дарована
Автокефалия.
И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так назы-
ваемое просвещенное общество, в основном дворянское, все даль-
ше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как чтото
отсталое мешающее усвоению западных норм жизни.
Велик вклад Русской Православной Церкви в победу и над
Наполеоном во время отечественной войны 1812 года. Молитва о
даровании победы русскому воинству, составленная архиепископом
Августином Виноградским и возносившаяся на Бородинском поле,
звучала в православных храмах,спустя 150 лет, в годы великой
отечественной войны.
Проявление индивидуального, единоличного глубочайшего ре-
лигиозного чувства и духа, охватывали души сотен тысяч пра-
вославных людей. Но Русская Церковь как единое целое по-преж-
нему не имела возможности и свободы соборного голоса и не мог-
ла авторитетно высказать своего руководящего слова. Высочайший
духовный авторитет того времени отец Иоанн Кронштадский, слава
которого, как молитвенника и чудотворца , проникла даже за
пределы Русской земли, говорил: "Почему мы не удостоились по-
мощи от церкви небесной, от Христа Бога, от Богоматери, от
святых в прошлую войну с Японией ? Потомучто что множество
Русского народа разрушили союз с небом.
В конце XIX - начале XX века широкую издательскую дея-
тельность предприняла Троице - Сергиева Лавра. Их примеру сле-
довали другие издательства.
Общеправославными усилиями в России возрадилась и укрепи-
лась идея о созыве Поместного Собора и восстановления Патриар-
шества в Русской Церкви. Среди духовенства идея Патриаршества
своим оживлением обязанна была митрополиту Антонию. Его едино-
мышленниками стали архимандрит Михаил (Грибановский) и митро-
полит Антоний (Храповицкий). В середине царствования Николая
II 22 марта 1905 Синод единогласно постановил представить док-
лад государю о восстановлении Патриаршества в России и созыве
для этого Всеросийского Церковного Собора.
Предсоборное Совещание 1912 года было следующим шагом к
практическому разрешению этого вопроса. Внезапно разразившаяся
война отодвинула его, как и многие другие задачи русской жизн,
на второй план. Россия вступала в самую трагическую пору свое-
го тысячелетнего существования.
Временное правительство пошло навстречу их желанию соз-
вать всероссийский собор, давно подготовленный. 15 августа
1917 года Собор открылся торжественным богослужением в
Успенском Соборе Кремля.
31 октября 1917 года явилось новой знаменательной датой в
истории Церкви. В этот день прекратил свое существование Сено-
дальный строй, и на престол Иова Иермогена были избраны три
кондидата : Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Нов-
городский Арсений и митрополит Московский Ксений. Миссия
предстоявшая новому Патриарху, была столь тяжела и ответствен-
на, что для осуществления ее, казалось, недостаточно бвло ни-
каких естесственных сил и талантов. Патриархом был назначен
Тихом митрополит Московский.
В 20-30 годы были закрыты все монастыри и на всю Россию
оставалось только несколько действующих храмов из десятка
тысяч существовавших до революции. Не прекращались гонения на
верующих. Большая часть епископата была уничтожена, многие бы-
ли арестованны и отправленны в ссылку, тюрьмы и лыгеря. Цер-
ковь оказалась в тяжелейшем положении.
После смерти Патриарха Тихона Русскую Православнею Цер-
ковь возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит
Сергий. Все его усилия были направленны на то, что бы сохра-
нить Церковь, уберечь Ее от полного разгрома. А впереди было
тяжелейшее всенародное испытание, Великая Отечественная война,
когда Церковь отдавала все свои духовные и матерьяльные силы в
помощь земному Отечеству своей паствы.
Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испы-
тания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет лю-
бовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в буду-
щем не оставят Ее Своей милостью, Своей благодатью. Она верит
и надеется6 что "...явлено будет великое чудо Божие ... И все
щепки и обломки, волею Божией и силой Его соберутся и соеди-
нятся , и воссоздастся корабль своей красе, и пойдет своим пу-
тем, Богом предназначенным...".
Она помнит пророчество своего Небесного Основателя и
Спасителя Христа: "Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют
Ея..."(Мф. 16,18).