Смекни!
smekni.com

Свет Христовой Истины (стр. 1 из 3)

Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе возсиял для

русского народа тысячу лет назад.

Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит

Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божест-

венного учения.

Увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертию,

храм православный представляет перед нами как дом молитвы...

Создание рук человеческих, он заключает в себе ту же тайну,

которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом.

"Храм - это селение славы Божией, храм - это небо на зем-

ле..." В нем собор верующих окружен собором святых, образы об-

разы, которых мы видим в росписях и на иконах. В этом единстве

видимого и невидимого полнота Црекви, ее крепость и сила.

Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православ-

ной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами

святых и праведников, подвижников и угодников Божиих, в земле

Росийской просиявших, утверждалась, укреплялась и возрастала

Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божией благо-

датью, каждый нес в себе добродетели и лучшие национальные

черты нашего народа...

Но перенесемся мыслью на века назад и увидим, как наши

праотцы принимали во сердце Христа. Вот как повествуют об этом

древнерусские летописи: " Киевский князь Владимир возгорелся

духом, чтобы быть христианином. И вошел в святую купель, и

возродился от Духа и воды, во Христе крестившись...

став сыном нетления..." Это совершилось в 988 году в

Корсуни, первом городе нашей земли, принявшем крещение еще в

апостольские времена.

" И сошлось людей без числа: вошли в воду и стояли одни

по шею, другие по грудь.., малых держа на руках. Священники же

стояли, творя молитвы... Владимир же рад был, когда познал Бо-

га сам и люди его, и воззрев на небо изрек: "Боже, сотворивший

небо и землю ! Прими этих новых людей ..." Днепр стал

крестильную купелью для нашего народа. Так сбылось пророческое

предсказание апостола Андрея Первозванного, еще на заре

христианства провидевшего будущее Киевской земли: " Видите ли

горы эти ? " На этих горах возсияет благодать Божия и встанет

великий город, и церкви многие воздвигнет Бог ".

В той сложной иерархии государств, которую представлял

собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое,

высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком

вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага

византийской христианской культуры. Вечные основы европейской

культуры, те античные-римские и эллинские-начала, хранительни-

цей которых была Византия, открываются Руси вместе с восприня-

тым из Византии христианством. С ним Русь воспринимает из Ви-

зантии первоосновы богословской и философской мысли , первые

элементы образованности , литературы и искусства, основные

правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того про-

цесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию велико-

го христианского наследия, а позднее, после падения старой им-

перии, поставил Московское царство во главе православного ми-

ра. Тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве был сооружен в

первой половине XI века в период расцвета Киевской Руси при

великом князе Ярославе Мудром.

О Софии Киевской первый русский митрополит Илларион

писал: " ...(Ярослав) создал Дом Божий великий и святый. Цер-

ковь сия заслужила удивление и славу всех окружающих народов

". Здесь митрополит Илларион обратился к православному народу

со своим знаменитым "Словом о законе и благодати ", здесь при-

нимали послов, у храма собирались киевские народные веча,

здесь писалась древнерусская летопись и была собрана первая в

Древней Руси библиотека, здесь до сегоднешнего дня сохранились

гробницы святой равноопостольской княгини Ольги и самого хра-

моздателя - Ярослава Мудрого.

В Киевской Руси, где поднялись к небу храмы и утвердилась

православная вера, появились и первые ее подвижники - препо-

добные Антоний и Феодосий Печерские. Вселившись в пещеру на

холме Киевском и засветив Господу свечу в подземном храме, они

положили начало иноческому подвигу, а основанная ими и

прославленная в последующие века Киево-Печерская Лавра стала

главной святыней Православия в Киевской Руси.

Преподобный Нестор, постриженник Феодосиев, вошедший в

историю, как первый русский летописец, оставил нам свое свиде-

тельство о Киево-Печерском монастыре: "иные построены златом и

серебром, а монастырь Феодосиев - его слезами и молитвою ".

Сюда приходили избранные , оставившие земное ради небесного.

Среди них преподобный Илья (Илья Муромец) - святовитязь,

прославленный в русских былинах богатырь, при конце жизни при-

нявший иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре, и премудрый

в своем деле художник - иконописец Алипий , Нестор - летописец

и двенадцать цареградских каменоздателей , построивших

Успенский собор, и множество святых и праведников , нетленные

мощи которых покоятся здесь и по сей день.

С благословения двух великих стрцев печерских - Антония и

Феодосия, их начинанием и радением выросло великое древо ки-

евского монашества, прцветшее богоугодными делами и чудесами

его великих святых. " И по всей земле нашей монастыри на горах

и черноризцы явишася".

И во все последующие времена православные монастыри были

училищами Христианской веры , средоточием духовной жизни, пра-

ведности и благочестия.

В монастырской жизни каждый несет послушание на том месте

и в том деле , к которому он более всего призван.

В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная

школа, связанная с национальным характером, с народно-религи-

озным пониманием " меры и красоты ".

Первые века становления христианства на Руси были време-

нем рождения отечественных форм его понимания, выраженного в

красках, в камне, в слове.

В отличие от западного образования, получившего еще до

христианства целую систему культурных и филосовских начал от

времен языческог Рима, наша отечественная образованность, кро-

ме самобытных народных взглядов, имела единственным источеиком

Священное Писание , окруженными многими богодухновенными тру-

дами Отцов Вселенной Православной Церкви. Богослужения и книги

Священного Писания, в отличие от Запада, Русь, благодаря под-

вигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, изна-

чально получила на родном, понятном языке, переведенным с гре-

ческого.

Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов

Церкви Православной и стали основой христианског мировозрения

, просвещения умственного и нравственного воспитания народа. С

той древней поры и на столетия сохранилась в русском народе

доверчивое и благоговейное отношение к книгам.

Со скорбью повествуют древние летописи о мученической

кончине двух братьев , младших сыновей киевског князя Владими-

ра, князей Бориса и Глеба. Первые русские святые были названны

страстотерпцами . Они первыми на Руси повторили подвиг Христа

Спасителя, добровольно и с кротость приняли на себя мучене-

ческий венец. А как известно из истории, первые святые как бы

указывают, преобразуют путь своего народа .

Так, в X веке был предсказан век XX, когда Русская Пра-

вославная Церковь, миллионы варных ее чад добровольно и с кро-

тостью совершили свой крестный путь на Голгофу. И первые

спасали последних, ибо не бывает напрасной перед Богом кровь

христианских мученников.

Подвиги святых и подвижников всегда противостояли окружа-

ющему злу. С первых веков христианства на Руси они указывали

собой тот путь христианского смирения , терпения и любви, ко-

торый был необходим в начавшихся в XII веке раздорах и кня-

жеских междуусобицах.

По преданнию, пораженная стрелами в битве новгородцев с

суздальцами, икона Знамения Божей Матери истекла кровью. Но

никто не внимал призыву благоразумия : "Зачем ссоримся между

собой , зачем губим русскую землю ?!".

Сын Юрия Догорукого князь Андрей Боголюбский свой столь-

ный град Владимир как первопристольную столицу для всей Руси.

Построенный трудами боголюбивого князя, храм Успения Пресвятой

Богородицы остался непревзойденным шедеврм церковного зодчест-

ва. Велики были замыслы Князя, но коротка осталась его жизнь.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был злодейски убит

недругами. Мощи его, окруженные глуьоким почитанием верующих,

покоятся в Успенском Владимирском соборе.

Татаро-монголиское нашествие огненным смерчем пронеслось

над христианской Русью. Русские княжества, молодые русские го-

рода, разбросанные на огромных пространствах, стали жертвой и

добычей жестоких завоевателей. Героическое сопротивление всего

русского народа не спасло его от порабощения, но именно Русь в

его Батыевом нашествии 1237 году приняла на себя всю сокруши-

тельную мощь татаро-монгольского нашествия и стала заслоном на

пути дальнейшего пути Орды в Европу. Русь была разгромленна,

но не погибла. Что же помогло народу выжить ? Терпение, вера и

горячая молитва Спасителю, Богоматери и Святым. И осознание

своей вины перед Богом. И всенародное покаяние принесло свои

плоды. В Москве - малом городе Руси, который получил в

наследство младший сын святого благогверного князя Александра

Невского (в свое время сохранившего и укрепившего северо-за-

падную Русь) князь Даниил в раскаянии и добромыслии зародилось

великое дело собирание разрозненных русских земель.

Никто не знает, как являются в мир промыслительные идеи,

как находят достойных лудей способных нести их нелегкое бремя

среди искушений и раздоров.