Смекни!
smekni.com

Ламаизм (стр. 2 из 3)

Третий раздел - Пал-чен - пространно (в 6 томах и 24 гла­вах) излагает одно из наиболее популярных сочинений махаяны - Махаваипулья-сутру ("сутра о великом собрании"). В форме по­вествования о восьми встречах Будды с различными божествами и святыми подробно описываются многочисленные будды и бодхисатт­вы, области их влияний, их особые качества, совершённые ими в различных перерождениях подвиги и дела, направленные на спасе­ние живых существ. Тут же приведены молитвы, адресованные этим божествам. В ходе последней встречи Будда якобы предсказал, что буддизм распространится впоследствии в "диком снежном царстве", и подчеркнул роль в этом событии бодхисаттвы Авало­китешвары, земным воплощением которого стали впоследствии Сронцзан-гамбо и все далай-ламы.

Вопросам религиозной морали посвящён четвёртый раздел сборника - Кон-цзег или Гонзаг (санскр. ратнакута - "гора дра­гоценностей"). Пять или шесть томов этого раздела содержат ди­алоги Будды с учениками и выскаэывания различных авторитетных для буддистов личностей по вопросам этики и метафизики. Тут же приводятся различные легенды и кратко излагаются важнейшие по­ложения буддизма, раскрываются "истинная сущность" Будды и признаки достижения "высшей просветлённости".

Пятый раздел - До или До-дэ (санскр. сутра), т. е. "руко­водство", "поучительные речи". Он охватывает 30 или 32 тома и частично совпадает по содержанию с Сутта-питакой палийского канона, включая, однако, и многие весьма существенные сочине­ния махаяны, что делает этот раздел особенно важным для пони­мания идеологии ламаизма. Содержание 270 произведений, входя­щих в До, весьма разнообразно. Многие сутры посвящены деяниям Будды в прежних перерождениях, легендарным рассказам о жизни различных лиц, изложению вопросов искусства, астрологии, меди­цины. Тут же приводятся ортодоксальные и еретические учения, законы нравственные и гражданские. Описываются шесть родов жи­вых существ, места их обитания и причины их перерождений в этих местах и формах. Характеризуются места пребывания будд и бодхисаттв, их "образ жизни" и т. д. Многие сутры изложены в виде ответов Будды на вопросы различных лиц - это особенно ши­роко принятый в буддизме приём освещения догматических проб­лем.

Название шестого раздела - Ньигдай -"освобождение от го­рестей" - соответствует санскритскому термину "нирвана". Здесь всего два тома, излагающие в махаянической редакции "Рассказ о великой кончине". В них подробно описываются обстоятельства смерти ("перехода в нирвану") Шакьямуни, его последние настав­ления, трагические переживания всех живых существ, вызванные "уходом учителя", поднесение ему жертв, чудеса, сопровождавшие смерть, сожжение тела и делёж останков между различными ро­до-племенными группами и захоронение реликвий в ступах в раз­ных местах Индии.

Седьмой, последний раздел Ганджура называется Джюд (санскр. тантра - букв. "сплетение", "ткань"). Это 22 или 24 тома сочинений тантризма, который таким образом вводится в состав канонической литературы ламаизма. В этих сочинениях описываются мужские и женские божества, даются наставления по принесению жертв богам, приводятся тексты молитв, гимнов, раскрываются магические приёмы воздействия на сферу сверхъ­естественного.

Данджур.

Вторым важнейшим сборником ламаистской литературы явля­ется Данджур - "перевод учений" или "перевод толкований". Он содержит основные положения буддизма вплоть до X в. н. э. Данджур ставится его почитателями очень высоко, но не все его разделы рассматриваются ламами как непреложное руководство. Основную массу входящих в Данджур произведений составляют, как и в Ганджуре, переводы с санскрита, дополненные переводами с китайского и некоторых других языков. Лишь немногие сочинения, вошедшие в Данджур, могут считаться оригинальными тибетскими.

Данджур делится на две большие части: Джюд (тантра) и До (сутры).

Джюд вмещает в своих 88 томах 2640 трактатов, заклинаний, магических призывов и восклицаний, "лечебных" формул, молитв и т. д., расположенных вперемежку. Здесь представлены все су­ществующие 24 тантрийские системы, объединяемые "четырьмя от­делами тантр".

В части До - 137 томов. Она составлена, как правило, не из самих сутр, а из комментариев к некоторым сутрам, вошедшим в Ганджур, и из оригинальных сочинений крупнейших буддийских ав­торов I тыс. н. э. Здесь представлены важнейшие сочинения "шести украшений Индии" - Нагарджуны, Арьядевы, Асанги, Васу­бандху, Дигнаги и Дхармакирти - и разъяснения к этим сочинени­ям, сделанные другими авторами. Есть сочинения (авторство их приписывают бодхисаттве Майтрее), излагающие важнейшие положе­ния махаянического буддизма, а рядом с ними помещены трактаты с каноническими требованиями к художникам, пишущим иконы и картины религиозного содержания, а также заклинания от болез­ней, от укуса змей и даже целые сочинения по тибетской медици­не.

Входят в часть До и художественные произведения, например тибетский перевод эпической поэмы о жизни Будды, написанный индийским поэтом, драматургом и философом буддистом Ашвагхошей (I-II вв. н. э.) и т. д.

О "ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ" ЛАМАИЗМА

С некоторой долей условности всё учение ламаизма можно разделить на две части: "теоретические основы" необходимости религиозного спасения и "практические пути" религиозного спасения.

"Теоретическая основа" необходимости религиозного спасения в ламаизме занимает солидное место, так как ламаизм начал фор­мироваться в условиях ценральноазиатского феодализма тогда, когда в Индии, Китае и Непале буддизм в борьбе с другими рели­гиями достиг наивысшего уровня своего теоретического развития.

Ламаизм полностью разделяет свойственное всем формам буд­дизма отождествление бытия и страдания и покоящийся на этом отождествлении тезис о необходимости "преодоления бытия" для достижения спасения. В канонической литературе ламаизма мы на­ходим все основные приписываемые Шакьямуни проповеди, в кото­рых утверждаются бренность любых форм бытия и всеобщность страдания, устанавливается связь старадания с поведением чело­века в прежних перерождениях ("учение о всеобщей причинной за­висимости") и указывается путь к преодолению страданий в по­давлении жажды бытия, жажды жизни.

Но, будучи порождением центральноазиатского феодализма, ламаизм придаёт этим основополагающим принципам буддизма сво­еобразную форму. Для него характерно стремление сочетать наи­более абстрактные умозрительные построения субъективно-идеа­листического характера с доведёнными до предельной конкрет­ности представлениями о сверхъестественной сущности восприни­маемого нами мира и с разработанной до мельчайших подробностей системой магико-практического на этот мир "воздействия".

"Психология" и "онтология". Учение о дхармах.

Буддизм разделяет общую для всех религий классового об­щества исходную позицию - резкое противопоставление чувствен­ного, эмпирического мира, мира вещей и явлений, мира непрерыв­ных изменений, становлений и разрушений некоему принципиально противоположному ему миру - миру "истинного", "высшего" бытия, миру абсолютного и нерушимого покоя. Остро критическое отноше­ние к эмпирическому миру и "творящему" его сознанию, естест­венно, приводит к вере в неизбежность существования сферы или мира внеэмпирического, абсолютного и в возможность перехода индивида, страдающего в эмпирическом мире, в тот иной, внеэм­пирический мир. Спасение из мира эмпирического в небытие, в особый внеэмпирический мир абсолютного покоя - концепция чисто религиозная. Она присуща всем направлениям и формам буддизма потому, что все они кладут в основу догматики "четыре благо­родные истины", изложенные уже в первой - "бенаресской" - про­поведи легендарного "основателя буддизма". В ней было провозг­лашено тождествоэмпирического бытия и страдания ("истина пер­вая"); установлена конкретная причина бескононечных повторений этого бытия-страдания: привязанность к жизни во всех её прояв­лениях ("истина вторая"); открыта перспектива преодоления страдания-бытия путём подавления жажды жизни, т. е. путём соответствующей перестройки сознания ("истина третья"); указан конкретный способ - "восьмичленный благородный путь" преодоле­ния жажды жизни и выхода из "круговорота бытия-страдания", путь также целиком лежащий в сфере сознания ("истина четвёр­тая").

По мере развития буддизма в самой Индии и за её пределами эти важнейшие, основополагающие догматы получали конкретиза­цию, развитие и дальнейшую разработку.

Исходным в анализе сознания является верное наблюдение над его характером: оно не есть нечто неподвижное и застывшее, это

- непрерывный поток мгновенно сменяющих друг друга впечатле­ний, чувств, мыслей, настроений. "Текучесть" сознания не толь­ко абсолютизируется буддизмом, но и объясняется так называемой теорией мгновенности. При дальнейшей разработке этой теории схоластическая мысль, скованная идеей "выхода" из этой теку­чести, разрабатывает теорию дхарм - "истинных носителей" наше­го сознания.

Слово "дхарма", употребляемое в схоластических трактатах, следует понимать в качестве мельчайшей неделимой частицы инди­видуального сознания. В своей совокупности, вспыхивая на крат­чайшее мгновение и тут же сменяясь новыми, дхармы индивидуума "творят" всё, что протекает в его сознании,- воспринимаемый им мир, все формы самого психического процесса - представления, идеи, эмоции.

Неизбежность смерти.