Смекни!
smekni.com

Ламаизм (стр. 1 из 3)

ВВЕДЕНИЕ

"Ламаизм"-термин, введённый в Европе, а в основу его положе­но тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет", "высочайший".

В самом тибетском языке слова "ламаизм" нет, а религия обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").

Ламаизм - одна из реально существующих форм буддизма. Все основные положения его учения базируются на буддийской литера­туре, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя буддизма" - будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийски­ми представлениями.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА

Ламаизм как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Ти­бете и стал господствующей религией. Ламаизм - социальное явле­ние, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепост­ных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно пото­му, что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.

Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы

- ламаизма - путём непрерывных побед новой религии не было. Од­нако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в коро­левской семье, стал настоятелем монастыря Викрамачила и был впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха.

Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте просле­довал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и поя­вился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёрки­вал этические требования буддизма, строгую организованность монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков, Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую роль в формировании важнейших доктрин ламаизма.

Уже после переноса резиденции в Центральный Тибет Атиша созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор, почитающийся как "седьмой собор буддийской церкви" и объеди­нивший на некоторое время не только всех монахов Тибета, но и индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время од­ной из своих многочисленных поездок по стране.

Ученики Атиши, среди которых был и его знаменитый биограф и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065), про­должали проводить линию на ограничение занятий монахами маги­ей, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на пер­вый план требований религиозной морали.

"Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.). Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллиза-

ции ламаизма, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего

добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановле­ния, и внесения принципиально нового.

С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба ок­ружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские прави­ла и начинает свою проповедническую деятельность. Не раз высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первона­чально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь позже основанное им направление - господствующее направление всего последуюшего и современного ламаизма - получило широко известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродете­ли", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шап­ка").

К самому началу XV в. относят появление главного сочинения Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням муд­рости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо или просто Ламрим.

К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал о моих делах, почувствует желание видеть меня и говорить со мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной". Ламрим стал опорным документом всего последующего ламаизма.

Оба названных произведения Цзонкабы - по существу учебни­ки, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему совершенству". Синтез этих двух путей составил тот "новый путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой, и определяет сущность ламаизма как уже канонизированной новой формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского феодализма.

С целью централизовать и чётко иерархически организовать ламство Цзонкаба учредил сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламаистских монастырей, устано­вил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ла­мам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистско­го пантеона. Сама иерархическая система давала возможность каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как об­щественным положением и связями, так и в какой-то мере личными деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось установлением иерархии и специализации в "различных профилях".

Далее было установлено деление лам по их функциям в совер­шении культа, который включал кроме рядовых богослужений и пышных праздников совершение множества бытовых треб, главным образом вне монастыря, непосредственно в семьях верующих. Та­кое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и другим бытовым обрядам.

Наконец, ламы делились по степени учёности. Соответствую­щие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаме­нов, проводившихся главным образом в форме теологических диспутов.

Цзонкабе присывается введение сложной обряднсти, широкое использование элементов театрального искусства и музыки во время красочных мистерий, посвящённых различным богам или нап­равленных на очищение местности от злых духов, праздников, установленных якобы в честь важнейших событий в жизни Шакьяму­ни, в честь грядущего будды Майтреи и т. д.

Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции высшего буддийского духовенства Тибета, что вскоре после кон­чины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, сог­ластно которому два его любимых ученика будут постоянно вопло­щаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, другое - панчен римпон­че, или панчен-ламы.

ЛИТЕРАТУРА ЛАМАИЗМА

Учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодо­лении страданий "эмпирического мира" и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих якобы содейство­вать спасению, изложены в обширнейшей литературе ламаизма. Её можно разделить на каноническую и комментаторскую.

Собственно каноном для ламаистов является только Ганджур, работа над составлением которого была завершена в первой трети XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догма­тики и культа ламаизма почти на одном уровне с Ганджуром сбор­ник древнейших комментариев и других текстов -Данджур- состав­ляют основу всей идеологии и культовой практики ламаизма.

Ганджур.

Ганджур означает по-тибетски "перевод предписаний", "пе­ревод откровений" и рассматривается ламаистами как собрание наиболее авторитетных, приписываемых будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не только главный источник основных положений догматики, но и предмет культа (как, впрочем, и всякая религиозная книга для ламаиста).

Издаётся Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содер­жащих в общей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее распространено членение всего сборника на семь основных разде­лов.

Первый раздел носит тибетское название Дул-ва (санскр. Ви­ная), что означает "монашеская дисциплина" или "правила пове­дения монашеской общины", и содержит несколько сочинений. Со­чинение "Основы дисциплины" излагает условия приёма в буд­дийскую монашескую общину, способы поддержания в ней диисцип­лины, правила поведения её членов по временам года, внутреннюю структуру общины, требования к носимой монахами одежде, к обо­рудованию жилища, ложу для сна, порядку принятия пищи и т. д. В сочинение "Толкование устава" включена знаменитая Пратимок­шасутра с её 253 предписаниями для "полного монаха", соблюде­ние которых должно контролироваться на "исповедальных собрани­ях". Далее идут сочинения, более детально определяющие распо­рядок дня, правила проведения учебных занятий, упражнений в созерцании, особые требования к монахиням, предсмертные пред­писания Шакьямуни своим ученикам, молитвенные тексты и бла­гославения.

Следующий раздел Ганджура - Шэрчин - объёмом от 21 до 24 томов - посвящён праджа-парамите, т. е. "высшей ступени абсо­лютной (потусторонней) мудрости", или "высшей мудрости, пере­водящей на другой берег существования. Согластно религиозной традиции, эта "мудрость" исходит от самого грядущего будды Майтреи и была изложена Асангой. Учение о "конечном познании" преподносится в Шэрчине в шести различных по своей подробности вариантах. По своей сути - это изложение пути спасения в том виде, как он преподносится школой мадхьямиков.