Смекни!
smekni.com

Материалистическое и идеалистическое сущности религии (стр. 3 из 5)

мо, лишено глубины - оно кажется конечным и ограниченным, ведь

любовь беспредельна.

Для христианства любовь к богу и любовь к человеку - две

великие заповеди. Любовь к Богу созерцательна и полна почита-

ния, любовь к человеку деятельна и полна служения.

Рассел, хотя и дает в книге практический анализ личности

Христа и доказательств существования Бога с точки зрения като-

лической церкви, не стремится полностью отказаться от религии.

Он лишь ратует за изменение религии, за отказ от религиозных

догм.

Религия черпает силы в чувстве одиночества человека во

Вселенной - чувстве, которое она способна внушить. Вначале

одиночество достигалось тем, что вселенную подчиняли нашему

собственному понятию блага; единение с Богом было легким де-

лом, потому что Бог был любовью. Но крушение традиционной ре-

лигии заставило усомниться, можем ли мы довериться этому

способу единения. Необходимо найти такое единение, когда мы

ничего не просим у мира и опираемся только на себя. Оно воз-

можно в беспристрастном поклонении и всеобщей любви, которые

игнорируют различие добра и зла и даны всем в равной мере.

Чтобы освободить религию от догм, надо воздержаться от требо-

ваний соответствия мира нашим стандартам.

Одним из недостатков традиционной религии, по мнению

Рассела, является индивидуализм. По традиции, религиозная

жизнь была чем-то вроде диалога между душой и Богом. Подчине-

ние воле божьей считалось добродетелью, и последняя была

доступна каждому отдельному человеку, независимо от состояния

общества. Индивидуализм представлял ценность на определенных

этапах истории, но в современном мире мы нуждаемся скорее в

социальной, чем в индивидуальной концепции блага.

Именно о необходимости поворота религии от индивидуума к

обществу и о социальных задачах религии говорит в своем произ-

ведении "Религия в пределах только разума" Кант. К этому выво-

ду он приходит через анализ добра и зла в мире и человеке.

Каждый человек предрасположен к животности, человечности и

личности. И лишь при воздействии на людей произвола они стано-

вятся злыми, то есть заложенное в них зло проявляется. Но злой

от природы человек может стать добрым через революцию своего

образа мышления, которая для нас возможна вследствие наших

первоначальных моральных предрасположений. Каждый человек дол-

жен совершать в себе эту революцию образа мышления.

Кант говорит, что большинство страстей человека, если не

все, возникают из-за того, что мы живем общей жизнью с други-

ми, то есть из-за социальных отношений. Поэтому, для торжества

доброго принципа над злым, необходимо не только каждому чело-

веку стать другим, но и изменить общество в целом. Надо осно-

вать "Общество по законам добродетели или царство Божие на

земле". Подобно юридическому, в таком обществе возникнет общий

этический строй, а люди сознательным образом объединятся в на-

род Божий.

Сожалея о том, что идеал такого общества для людей никог-

да не достижим, Кант все же призывает не быть бездеятельными и

стремиться приблизиться к нему. Изменение общества автор книги

не мыслит без изменения церкви. Существующую церковь он назы-

вает "видимой церковью", основанной на церковной вере, на отк-

ровении. Такая церковь никогда не сможет заменить "невидимую

церковь", "чистую веру религии". Приблизить первую к последней

можно, придавая церкви все больше искренности, всеобщности,

свободы и постоянства.

В процессе изменения общества религиозная этика должна

сыграть важную роль. Священный текст необходимо, по мнению

Канта, трактовать моралистически. И только таким образом тра-

диционная церковная религия сможет приблизиться к своей цели,

к вере чистой религии, вызвав тем самым изменения в обществе.

Идеи Канта получили свое дальнейшее развитие в начале

20-го века в среде русской интеллигенции. Представители Рели-

гиозно-Философского Общества предлагали перестроить современ-

ные формы гражданского быта и человеческого существования на

основе обновленного христианства. Идеями богоискательства, бо-

гочеловечества, насыщены работы Соловьева, Бердяева, Булгако-

ва, Мережковского, Минского и других.

И наконец, в середине нашего века была написана Даниилом

Андреевым - последователем Владимира Соловьева - книга "Роза

Мира". Этот философский трактат был создан автором в полити-

ческом изоляторе, в тюрьме и является, по мнению критиков, од-

ной из самых необычных книг ХХ века. Д.Андреев пытается пока-

зать в "Розе Мира" пути предотвращения двух самых страшных зол

в современном мире - мировых войн и всемирной тирании, пути

изменения общества во всечеловеческом братство.

Он говорит, что в мире существует инстанция, много лет

претендующая на то, чтобы стать единственной, неуклонной объ-

единительницей людей, предотвращающей от них опасность войны

всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция -

государство. Со времен окончания родового строя, на всех исто-

рических этапах, государство являлось существенной необходи-

мостью. Государство цементирует общество на принципе насилия,

а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы

цементировать общество на каком-либо ином принципе, еще не

достигнут. Но все же, заметно наличие в человечестве этических

начал более высокого типа, способных не только поддерживать,

но и совершенствовать социальную гармонию; и что еще важнее,

намечаются пути ускоренного развития этих начал.

В политической истории новейшего времени легко различа-

ются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу.

Одна из них стремится к переразвитию государства, "укреп-

лению всесторонней зависимости личности от государства, точнее

- от той инстанции, в руках которой находится государственный

аппарат: партии, армии, вождя.

Другая - имеет гуманистическую направленность. Ее истоки

и основные этапы - английский парламентаризм, французская Дек-

ларация прав человека, германская социал-демократия, освободи-

тельная война против колониализма. Цель этого направления -

ослабление цементирующего насилия в жизни народов и преобразо-

вание государства из полицейского по преимуществу аппарата,

отстаивающего национальное или классовое господство, в аппарат

всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности.

Несмотря на полярность этих направлений, их объединяет

одна черта, характернейшая для ХХ столетия: стремление ко все-

мирному. Всемирность, перестав быть абстрактной идеей, сдела-

лась всеобщей потребностью. Мир стал неделим и тесен, как ни-

когда. Решение всех насущных проблем может быть коренным и

прочным лишь при условии всемирных масштабов этого решения.

Деспотичные образования стремятся навязать человечеству

именно свою власть. Они увеличивают военную мощь и постоянно

ввергают мир в пучину войн и тираний. Это может привести к то-

му, что сильнейший в конце концов победит во всемирном масшта-

бе. Тогда цикл закончится, чтобы уступить место наибольшему из

зол: единой диктатуре над уцелевшими людьми - сперва, может

быть, олигархической, а затем , как это обычно случается на

втором этапе диктатур - единоличной. Это и есть угроза самая

страшная из всех нависавших над человечеством: угроза всечело-

веческой тирании.

Предчувствуя эту опасность, движения гуманистической нап-

равленности консолидируют свои усилия. Некоторые общества пы-

таются объединиться с тем, чтобы в дальнейшем политическое

объединение охватило весь земной шар. Но где гарантии того,

что это сверхгосударство, опираясь на обширные нравственно

отсталые слои, расшевеливая неизжитые в человечестве инстинкты

властолюбия, не перерастет опять-таки в диктатуру и, наконец,

в тиранию ?

Знаменательно, что именно религиозные конфессии, раньше

всех провозгласившие интернациональные идеалы братства, теперь

оказываются в арьегарде всеобщего устремления ко всемирному.

Возможно, в этом сказывается характерное для них сосредоточе-

ние внимания на внутреннем мире человека, пренебрежение всем

внешним, к чему относятся и социальные проблемы общества. Но

главную причину этого Д.Андреев видит в ужасе перед объедине-

нием мира, который возник еще во времена древнеримской импе-

рии, перед единовластием, ведущим к последним катаклизмам

истории и ее катастрофическому перерыву.

На горьком опыте человечество убеждается, что ни социаль-

но-экономические движения, управляемые голым рассудком, ни

достижения науки сами по себе не в состоянии провести челове-

чество между тираниями и мировыми войнами.

Наука превращается в послушную служанку политических

деспотий, куда более послушную и надежную, чем была церковь

для феодальных владык. Трагедия, по словам Андреева, коренится

в том, что научная деятельность с самого начала не была сопря-

жена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой

деятельности допускались все, независимо от уровня их

нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки

и техники обращается теперь одной стороной против подлинных

интересов человечества.

Таким образом, опыт истории подводит нас к пониманию того

очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социаль-

ная гармония достигнута не путем развития науки и техники са-

мих по себе, не переразвитием государственного начала, не при-

ходом к власти пацифистских организаций социал-демократическо-

го типа - но установлением над Всемирно федерацией государств