Смекни!
smekni.com

Христианское богословие (стр. 2 из 7)

Для средневековья характерно засилье теологии Теологические системы стали препятствием на пути прогресса, науки и культуры. Богословское решение естественнонаучных проблем, к которым религия не имеет никакого отношения, ставило исследователей в невыносимые условия. Теологи объявили геоцентрическую систему Птолемея равнозначной догмату веры, самым решительным образом отстаивали представление о неподвижности Земли, о наличии подвижных сфер и неподвижных звезд и т. п. В области общественной жизни они отстаивали идею неизменности существующего порядка, благословляли систему неравенства, эксплуатации и угнетения. Власть феодалов выводилась из богоустановленности всего существующего.

Теология стала основным препятствием на пути опытных знаний. Даже простейшие исследования и экспериментальная проверка считались сатанинским делом. Всякий проблеск живой научной мысли глушился в самом зародыше. Но и тогда, когда на смену мрачному средневековью пришли иные времена, теология вплоть до наших дней продолжает служить церкви идеологическим оружием в борьбе против свободомыслия.

Система богословия

Христианское богословие никогда не представляло единого целого. Строго говоря, Такого богословия вообще не существует. Есть теология православная, протестантская и т. п. Каждая имеет свои специфические особенности, отличающие одну систему от другой. В каждой из них содержатся такие догматы и представления, которые не топько не признаются, но и осуждаются другими христианскими церквами. В одних из этих систем могут преобладать рационалистические моменты, в других - мистические. И тем не менее у них есть немало общего, позволяющего на основании исследования одной богословской разновидности составить себе представление об основном содержании другой.

Под богословской системой разумеется набор различных богословских дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа. Сюда входят, основное богословие, догматическое богословие, нравственное богословие, патрология, сравнительное богословие, пастырское богословие, аскетика, гомилетика, литургика, обличительное богословие, экзегетика, церковная археология, церковное право и др.

Основное богословие

Основное богословие, или христианскую апологетику, теологи называют богословской дисциплиной, в последовательной форме излагающей наиболее общие вопросы догматики, нравственности, происхождения религии и ее сущности, сравнительного анализа различных религиозных форм, отношения между богословием и религией, богословием и наукой, богословием и философией. Иначе, основное богословие представляет собой общее введение в систему теологии.

Главное назначение основного богословия, по мнению православных теологов, состоит в том, что оно „должно защищать основные истины веры лишь против тех воззрений и направлений новейшего неверия, которые представляют собой целые системы миросозерцания, противоположные по своим основным началам религиозно-христианскому миросозерцанию. Из них, по преимущественному влиянию, в среде современных неверующих направлений выдающееся место занимает материализм" (Курс основного богословия. Спб, 1884, с. 9-10).

Одним из центральных вопросов основного богословия является пропаганда христианских представлений о сущности релиии и ее взаимоотношений с нравственностью, наукой, искусством, философией. Под сущностью религии богословы разумеют не что иное, как духовный союз человека с богом, предполагающий возвышение человека до уровня бога и нисхождение бога к человеку. Отсюда, утверждают они, вытекает необходимость веры в единого бога, в потусторонний мир, в бессмертие души и т п.

В вопросе о соотношении религии и морали богословы исходят из постулата о невозможности существования истинной и совершенной нравственности без религии, как и существования религии без соответствующей ей нравственности. Утверждая неразрывную связь религии и нравственности, богословы одновременно ставят задачу выбраться из заколдованного круга внутренних противоречий, таких, как несовместимость существования зла со всеохватывающей идеей божественной любви, противоречий между исходными теологическими представлениями о нравственности и ее состоянием в современном мире. Тот факт, что в настоящее время наблюдается деградация нравственного сознания в буржуазном обществе, растет аморализм верующих христиан, богословы объясняют главным образом падением религиозности. Православные теологи полагают, что причина деградации нравственности заключается в разрыве, который образовался в последнее время между научно-техническим прогрессом и нравственным состоянием современного мира. Если эту пропасть, по их словам, заполнить растущей религиозностью, то „мятущиеся и смущенные христианские сердца могут найти разрешение всех своих тревог и сомнений".

Немалое внимание в христианской апологетике уделяется доказательствам благотворного влияния религии на искусство. Богословы подчеркивают, что у искусства и религии имеется много общих сторон. И искусство и религия, по их мнению, возвышают человека до возможности восприятия идеального, и то и другое выступает в конкретно-образном выражении, с самых древних времен они сопутствуют друг другу Богословы отмечают, чго искусство своим пзрвоначальным происхождением полностью обязано религии, которая может считаться его колыбелью, что все значительные художественные ценности созданы под непосредственным влиянием христианства. Если бы это влияние кончилось, то искусство не смогло бы выполнить свои задачи по воспитанию в человеке чувства прекрасного.

Богословы всех христианских вероисповеданий основным условием успехов в художественном творчестве считают обращение к богу. Чем выше религиозность художника, тем большая у него возможность восприятия прекрасного, заложенного в самом божественном откровении. Только в боге художник может увидеть воплощение невидимого божественного и видимого человеческого совершенства.

В аналогичном плане христианская апологетика рассматривает проблемы соотношения религии и науки, религии и философии.

В основном богословии большое внимание уделяется вопросам происхождения религии. Здесь прежде всего опровергаются все научные представления по данному вопросу. И православные, и католические, и протестантские теологи различными способами стремятся доказать, что религия дана человеку богом в момент творения и будет существовать на земле, пока на ней будут жить люди.

В основном богословии рассматриваются различные доказательства бытия бога: онтологическое, космологическое, физико-теологическое, нравственное, историческое, а также общие понятия о боге, его творении и промысле. Этот раздел основного богословия в ряде случаев выделяется в самостоятельный курс и называется умозрительным богословием.

Одним из центральных разделов основного богословия является учение о так называемой богооткровен-ной религии, т. е. христианстве. Здесь дается общее понятие об откровении, перечисляются его основные признаки, в числе которых главными объявляются чудеса и пророчества, рассматриваются особенности ветхозаветного и новозаветного откровений. Кроме того, большое внимание уделяется доказательствам сверхъестественного происхождения христианства, божественной сущности его основателя, излагаются основные догматы богооткровенной религии, обосновываются представления о „богодухновенном" характере „священного писания", а в католических и православных курсах -также и „священного предания".

Таков круг главных проблем, рассматриваемых основным богословием. Естественно, со временем меняется система истолкования, аргумен-тация отдельных вопросов. Это объясняется тем, что христианским апологетам приходится считаться с меняющимся сознанием верующих и в соответствии с этим по-разному выходить из заколдованного круга противоречий, свойственных всей богословской аргументации.

Так, например, важнейшим доказательством богооткровенного характера христианской религии богословы считают чудеса и пророчества. Они подчеркивают, что отрицать чудо — значит отрицать и религию. При этом современные богословы пытаются создать у верующих представление, что чудесное не противоречит научному, а сверхъестественное закономерному. Обыденное сознание, по мнению и католических и православных теологов, считает чудесным только то, что выходит обычно из разряда законов природы. Все остальное многообразие чудес оно относит к естественным свойствам природы. Но, наблюдая чудесные свойства растений, животных, ежечасно сталкиваясь с чудесной целесообразностью в природе, никто не размышляет над „мудрейшим произведением творца". А между тем, подчеркивают теологи, это и есть наиболее распространенное чудо.

Христианское представление о чудесном практически является отрицанием объективной закономерности в природе и обществе, что ярко свидетельствует о непреходящем конфликте научных и религиозных представлений. Но признание этого факта менее всего входит в планы современных теологов. И они пытаются выйти из положения разграничением понятий „естественного" и „закономерного". То, что считается чудом, по их мнению, является проявлением закономерности, но не физической, а иной реальности.

Правда, все без исключения богословы признают наличие и таких чудес, которые выходят за рамки обычной законопоследовательности. Сюда они относят такие чудеса, как триединство бога, соединение в Христе божественных и человеческих качеств и др. Иными словами, они признают одновременно чудо и актом проявления сверхъестественной закономерности, и результатом свободной божественной воли.