Смекни!
smekni.com

Проблемы стадии возбуждения уголовного дела (стр. 4 из 5)

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица имеет свои процессуальные особенности. Как мы уже отметили выше, гл. 19 и 20 УПК РФ, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела, ничего не говорят о процессуальном порядке возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. В настоящее время правовым основанием такого порядка возбуждения является исключительно норма п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ. Этой нормой, в частности, установлено, что подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело в установленном порядке. Однако эта норма не определяет основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. Необходимые дополнения должны быть внесены законодателем в гл. 20 УПК РФ.

С принятием УПК РФ 2001 г. претерпела значительные изменения процедура возбуждения уголовных дел частного обвинения. В связи с этим появилось много вопросов, которые не решены законодателем и неоднозначно разрешаются в судебной практике. В науке уголовного процесса возбуждение уголовных дел в последнее время также привлекает внимание процессуалистов, но по нерешенным проблемам высказываются различные мнения и предложения, нередко весьма противоречивые. Это обстоятельство побудило нас рассмотреть круг вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел частного обвинения.

Следует отметить, что уголовные дела частного обвинения составляют значительную часть всех уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями, и они затрагивают права и законные интересы сравнительно большого количества российских граждан. Так, например, в 2004 г. мировые судьи рассмотрели дел частного обвинения (ст. 115, 116, 129, 130 УК РФ) 106,4 тыс., или 31,8% от всего количества рассмотренных уголовных дел. Отметим, что в 2003 г. мировыми судьями таких дел было рассмотрено несколько меньше - 85,4 тыс., или 28,6% от числа всех рассмотренных уголовных дел . Часть 2 ст. 20 УПК РФ указывает, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Повод, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения установлены в ст. 318 УПК РФ. Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК РФ, возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем. Это заявление потерпевшего, как правильно отметили И.В. Жеребятьев и В.С. Сиваев, сочетает в себе признаки заявления о преступлении и постановления о возбуждении уголовного дела .

Интересно отметить, что ст. 10 УПК РСФСР 1923 г. и ст. 27 УПК РСФСР 1960 г. устанавливали, что поводом для возбуждения уголовных дел частного обвинения является не заявление, а жалоба потерпевшего.

Выше мы рассмотрели порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения в случаях, когда потерпевшему известно лицо, совершившее против него преступление. Однако уголовное дело должно быть возбуждено и в тех случаях, когда потерпевший не знает лицо, совершившее преступление. На сегодняшний день порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения в отношении неизвестного потерпевшему лица существенно изменился. Резко возросла актуальность этих уголовных дел частного обвинения. Дело в том, что количество преступлений, когда лицо, совершившее преступление, относящееся к категории частного обвинения, по которому виновный остается не установленным, в последнее время значительно возросло.

Это связано с некоторыми изменениями УК РФ. Если раньше такие насильственные действия в общественном месте, как приставание граждан, оскорбление нецензурной бранью, нанесение побоев, угрозы, связанные с нарушением общественного порядка, в уголовном праве рассматривались и квалифицировались как хулиганство, то они и возбуждались и расследовались как уголовные дела публичного обвинения. Поэтому уголовных дел частного обвинения, по которым потерпевший не знал бы обвиняемого по своему уголовному делу, практически в судебной практике не было.

Но вот Государственная Дума РФ 21 ноября 2003 г. принимает Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", который внес значительные изменения в ст. 213 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за уголовно наказуемое хулиганство, переведя это преступление в разряд преступлений против личности .

После этого все случаи нападений и избиения граждан хулиганами на улице и в других общественных местах в соответствии с нормами УПК РФ сразу попали в число уголовных дел частного обвинения. После чего по этой категории уголовных дел частного обвинения сложилась явно ненормальная для правового государства ситуация: избитые хулиганами граждане пытались за защитой обратиться в милицию, а в милиции им говорили, что по делам частного обвинения следует обращаться в суд. Суд же заявления от потерпевших также отказывался принимать, так как потерпевшие не могли указать данные о личности обвиняемых. Правильно о сложившейся ситуации в России написал В. Мачинский: "По этим делам тысячи и тысячи граждан, подвергшихся нападениям и избиениям со стороны неустановленных хулиганов, фактически лишились доступа к правосудию" .

В эту сложную правовую ситуацию своевременно вмешался Конституционный Суд РФ, который в своем Постановлении от 27 июня 2005 г. по делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска указал, что не соответствуют Конституции РФ указанные выше нормы УПК РФ "в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного статьей 115 или статьей 116 УК Российской Федерации, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке".

Одновременно в этом же Постановлении Конституционный Суд РФ признал все нормы УПК РФ, "определяющие полномочия судьи по проверке заявления потерпевшего по делу частного обвинения и оказанию сторонам помощи в собирании доказательств, не противоречащими Конституции Российской Федерации" .

По существу, Конституционный Суд РФ выстраивает новый порядок возбуждения и расследования уголовных дел частного обвинения, по которым на момент подачи потерпевшим заявления личность виновного оказалась неустановленной. Теперь все заявления потерпевших по делам частного обвинения, по которым не установлена личность виновного, должны приниматься органами дознания, дознавателями, следователями и прокурорами, по ним должны возбуждаться уголовные дела и проводиться расследование, а законченные уголовные дела направляться в суд. В связи с принятым Конституционным Судом РФ решением законодателю следует быстрее внести необходимые изменения в УПК РФ.

Однако В. Кальницкий, анализируя и положительно оценивая правовую позицию Конституционного Суда РФ по вопросам возбуждения и рассмотрения дел частного обвинения, считает, что остаются некоторые основания для различного толкования отдельных правовых позиций Конституционного Суда РФ в этом вопросе. Он полагает, что это может повлечь за собой различную практику правоохранительных органов и судов в вопросах возбуждения уголовных дел частного обвинения .

В связи с рассматриваемым Постановлением Конституционного Суда РФ В. Воронин вполне обоснованно предлагает некоторые статьи УПК РФ, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, изложить в новой редакции:

"- ч. 6 ст. 144 УПК РФ: "Заявления потерпевшего по делам частного обвинения рассматриваются соответствующими должностными лицами правоохранительных органов или судьей, к которым данное заявление непосредственно поступило";

- п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ: "о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса", при этом исключив из данной нормы словосочетание "а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса";

- Статья 147. Возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения

1. Уголовные дела о преступлениях, указанных в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Производство по таким делам ведется в общем порядке" .

Думается, что принятие законодателем указанных статей УПК РФ в предлагаемой редакции позволило бы полностью реализовать Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г.

Еще один порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения установлен ч. 3 ст. 318 УПК РФ. В ней указывается, что уголовное дело может быть возбуждено прокурором в случаях, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы.

Сравнивая полномочия прокурора по возбуждению дел частного обвинения по УПК РСФСР и УПК РФ, нетрудно заметить, что полномочия прокурора по УПК РСФСР были значительно шире, чем полномочия прокурора по УПК РФ. На наш взгляд, законодателю следовало бы подумать о расширении прав прокурора по возбуждению уголовных дел частного обвинения за счет возможности возбуждать такие дела в случаях зависимости потерпевшего от обвиняемого, когда он по этой причине не может самостоятельно защитить свои права и законные интересы. Существующее в ч. 3 ст. 318 УПК РФ такое основание для возбуждения прокурором уголовного дела частного обвинения, когда потерпевший "по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы", слишком неопределенно и может породить трудности при применении этой нормы.