Е.М. Бернбаум, посвятивший Шамбале исчерпывающий труд, утверждает, что описанное III Панчен Ламой странствие очень напоминает сам процесс пробуждения, который называется Марга, т. е. Путь, или Путешествие. Мотивы пути, странствия, как физического, так и метафизического, можно найти во всех мировых религиях, а их проповедники — Христос, Будда, Магомет — были неутомимыми путешественниками и нигде подолгу не задерживались. Во все времена во всех странах мира люди, влекомые тоской, жаждой Правды, состраданием, надеждой или, наоборот, безнадежностью; исполненные любви к Богу или страдающие от Его утраты; воодушевленные верой или смущенные перед вдруг открывшейся бездной, которую только верой и можно в одиночку заполнить, — по одному, парами или группами отправлялись в Путешествие.
Уже в глубокой древности мужчины и женщины, перед тем как стать жрецами, шаманами или Воинами Духа, должны были совершить таинственные священные странствия, о которых свидетельствуют повествования и песни, сохранившиеся как у жителей Сибири, так и среди австралийских аборигенов, эскимосов, североамериканских индейцев и мексиканских магов. Странствия пилигримов были популярны в Древнем Египте, античной Греции и в Римской империи. Они сделались неотъемлемой частью духовной практики в странах Востока: достаточно вспомнить обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку, странствующих всю жизнь по священным местам Индии садху*, идущих по следам пророка Махавиры джайнов*, буддистов Тибета, Кореи, Японии, Китая, посещающих места, которые связаны с Буддой Шакьямуни.
Христианство также вписало немало страниц в историю паломничеств. Апогеем явился XI век, когда тысячи людей оставляли свои дома и отправлялись в Святую землю, посещая Места Силы, коих когда-то касались стопы Спасителя. Больные исцелялись, трусы становились рыцарями, а падшие — святыми. Это были отнюдь не легкие странствия. На пути странников подстерегали многие опасности: как внешние, так и те, что скрыты в глубинах человеческой души. Как говорится в одной старой сказке, «страннику в спину дышал черт, а в глаза скалилась Смерть». Однако трудности Пути всегда открывают новые перспективы и новый смысл в жизни, до сих пор не изведанную, безграничную свободу.
И следует ли прибавлять, что хотя паломники и странствовали (странствуют, будут странствовать) по следам разных богов, пророков или святых, искали (ищут, будут искать) Святой Грааль или Сияющую Шамбалу, на самом деле это всегда было (есть, будет) Путешествием к своей скрытой сути, путем к себе. Психоаналитик Шелдон Б. Копп в книге «Если встретишь на своем пути Будду, убей его» писал, что всякое странствие, как внутреннее, так и внешнее, таит для пилигрима угрозу, поскольку за все, что ценно, следует платить, а развитие личности, ее зрелость — одна из самых значительных вещей на Земле, ради которой приходится жертвовать своей невинностью, чувством самосохранения, убеждениями, иллюзиями и надеждами.
Во всех тибетских текстах утверждается, будто Шамбала имеет очертания восьмилепесткового лотоса — такой ее изображаютна священных картинах, а также на мандалах. В мистических тантристских трактатах повествуется о том, что энергетический центр — чакра*, расположенный в районе сердца, тоже имеет форму восьмилепесткового лотоса. Именно здесь, в сердце, сокрыта наша настоящая суть — природа Будды, наитончайшее, просветленное сознание, Ясный Свет*, который зрим в момент смерти. «Разве может быть еще более точное указание, где искать Шамбалу?!» — спрашивает Самдонг Ринпоче, добавляя, что для того, кто эту мистическую страну нашел в себе, внешняя Шамбала тоже становится реальным местом блаженства, существующим на Земле здесь и сейчас.