Смекни!
smekni.com

Несколько слов к вопросу о появлении и развитии "сатанизма" и "неосатанизма" (стр. 3 из 7)

Народ относился к ситуации не столь спокойно, как государство. Не следует по безграмотности думать, что борьба с ведьмами, колдунами и к таковым причисляемыми - дело рук только судей и нехороших инквизиторов. Самосуды и убийства подозреваемых в колдовстве, видимо, на самом деле не были редкостью в раннем средневековье. Уже в <Пакте Алеманнов> (613-623) есть пункт, запрещающий самосуд над обвиняемыми в колдовстве. Более того, за напрасное обвинение человека в колдовстве налагался в качестве наказания штраф. Эдикт короля Ротара (643г.) запрещал сжигать самосудом женщин за обвинения в каннибализме. То же было и в Салическом праве, и наконец, саксонский капитулярий 775-790 гг. налагает запрет как на веру в каннибализм, так и на сам каннибализм, а также на самосуд или поедание убитых ведьм (!), т.к. в тот период еще жили языческие пережитки веры в то, что колдун или ведьма, съедая печень (сердце) человека, аккумулирует в себе совокупную силу, удачу могущество и знания всех съеденных, и соответственно, съев печень (сердце) колдуна или колдуньи, можно получить всю их силу и могущество.

Такова была ситуация в народном сознании. Общество же после падения в 850г. Франкской империи переживало дробление западноевропейских государств - как изнутри в результате наступления феодальной раздробленности, так и в ходе угроз извне. Церковь и общество испытывали одинаковые проблемы. Однако, парижский собор в 829 г. впервые оглашает стихи Левит 20:6 и Исход 22:18 как обоснование постановления, согласно которому король может (и обязан!) наказывать тех, кто чинит вред, продавшись Сатане. Это - первые признаки изменения ситуации, сейчас и обществу и церкви не до того, но нам пора возвращаться - к середине XI века, о которой мы говорили выше и процесс над <орлеанскими еретиками> это первое массовое применение смертной казни светской властью по обвинению в ереси и по именно религиозным мотивам (хотя и нерелигиозных в законах с лихвой хватило бы для этой меры)- первая ласточка более жесткого противостояния официальной власти и официальной церкви с одной стороны, и радикальных направлений с другой.

О понятиях <зла> и <сатаны>

Теперь следует немного сказать о зле и понятии Сатаны. Отличие иудео-христианской концепции зла от языческой (и отличие принципиальное!) еще и в том, что в язычестве принцип зла был совершенно отделен от идеи демонов - добрых или злых существ, которая появилась из-за развития представлений анимизма. Иногда зло считалось отклонением от замысла Создателя(-лей) каких-то сущностей и людей, а иногда - творением высших сил наряду с добром (ибо сами высшие силы отнюдь не считались абсолютным добром по отношению к человеку). В иудаизме до вавилонского пленения злые духи также не отождествлялись с высшим злом и не подчинялись ему, так как само зло тогда еще не мыслилось никем как высший вселенский принцип.

Во времена вавилонского пленения иудаизм усвоил из зороастризма дуалистический принцип. В книгах Ветхого завета, написанных до пленения, слово Satan значит только <соперник>, но отнюдь не обязательно злое, сверхъестественное существо. А вот в Захарии 3,1 Паралипоменоне 21 и книге Иова, написанных после вавилонского пленения под влиянием идеи зороастрийского Ахримана, Сатана - вполне конкретная фигура, причем как дух, первоначально сотворенный хорошим и совершивший грехопадение в результате гордыни. И это качество тварности, сотворенности, в силу которого Сатана стоял изначально неизмеримо ниже Создателя, был изначально и в принципе обречен на проигрыш как сущность сотворенная, неизмеримо более простая и слабая, чем творец, и отличало еврейского Сатану от персидского Ахримана. После вавилонского пленения считается уже, что любые и все силы зла на службе у Сатаны, но никакого культа поклонения существу, чей путь мог быть охарактеризован фразой <черные начинают и проигрывают>, естественно не сложилось и не могло тогда сложиться.

Раннее христианство все это унаследовало, но добавило во-первых историю мятежа ангелов во главе с Люцифером против бога, а во-вторых утвердило, что до мятежа Люцифер был первым и лучшим из ангелов, самым могучим и прекрасным (см. Тертуллиана и проч.).

Далее - христианская концепция о природе зла в мире. Вкратце - эта природа мыслилась двоякой. Первый источник зла - злая воля (извращенная гордыней и грехопадением) Сатаны и демонов - бывших ангелов, а второй - извращенная (опять же, грехопадением) воля Адама и потомков его. Бог не желает зла, но допускает его, если и не как наказание за первородный грех, то, как следствие оного. Именно поэтому Сатана и может (пока) искушать и наказывать христиан. Но над еретиками, плохими христианами, нехристианами он имеет гораздо большую власть. Язычники, грешники, еретики, отрезанные от тела Христова, прилепляются к телу Сатаны - жесткий дуализм аристотелианцев - или-или.

Однако увеличение могущества Сатаны как врага божьего, запущенное теологами, вышло вскоре в народном сознании из-под церковного контроля и народные представления начали постепенно все больше сдвигаться к идеям дуализма добра и зла, в свое время отвергнутым евреями, и для таких процессов были вполне серьезные социально- психологические причины. Дело в том, что внешние угрозы в обществе XI-XII веков сменились внутренним напряжением - которое постоянно росло. Стремительный рост населения и миграция людей в города, изменения в привычном экономическом укладе и политическая нестабильность, реформистские и антиреформистские движения внутри церкви - все это увеличивало неуверенность в завтрашнем дне, непонимание ситуации и чувство нестабильности в значительной массе народа. Люди жаждали стабильности, но мир катился, как казалось, к хаосу, нестабильность росла, и причины ее не были ясны средневековому человеку. И как раз в это время реформированная церковь объявляет бескомпромиссную борьбу со всем нехристианским, с ее точки зрения, объявляя все это - делом рук только и прежде всего Сатаны. В том числе церковь борется и с тем, что предпочитала, за неимением ранее сил и возможностей, на практике не замечать и на что смотрела сквозь пальцы. И вот эта церковь, могучая как никогда ранее, обладающая полной поддержкой светских владык и почти абсолютной властью - ведь в ее распоряжении Сила Божья, и поддерживающая в этом церковь сама светская власть - обе вместе не только не справляются с этой борьбой зримыми победами, но и количество грехов и нестабильности все растет. А это приводит рассуждения многих средневековых людей, к простенькому (и глубоко ошибочному с точки зрения любого верующего христианина и самого ортодоксального христианства) выводу, что противник у церкви по силам с ней как минимум сопоставим, а может и равен - ведь борьбе-то еще идти и идти.

Трансформация взглядов четко заметна в сменившей романское искусство готике. Теперь все плохое в жизни человека - неурожай, болезни, неудачи, действия чиновников, что угодно - делалось именно с участием лично Сатаны, он был незримо постоянно вокруг, везде, рядом с каждым, подстерегал в каждый момент, и одновременно - он (как и Иисус Христос и Дева Мария) приобретает в восприятии людей в чем-то более <человеческие> черты. Результаты жизни в такой обстановке, воспитания с детства в постоянно давящей атмосфере предощущения угрозы и страха перед бесконечной властью и громадными возможностями верховного духа зла скажутся скоро - когда эта вера в сотворенного богом могущественного Сатану утвердится к 1150 г. сначала на юге Франции и вдоль Рейна и благодатную почву найдут здесь проповеди миссионеров-богомилов. Но с 1170 г. приблизительно здесь родится настоящая, могучая дуалистическая ересь - мощнейшее течение, сотрясшее западное христианство - движение катаров.

О роли движения катаров в процессе становления <сатанизма>

Об этом движении, которое не без оснований многие специалисты считают идейной основой, впервые постулировавшей массово, доступно и открыто тезис о сопоставимости возможностей и могущества или даже равенстве Сатаны с Богом, впервые для массового сознания поставившей на один уровень Бога и Сатану, давшей жизнь целому ряду еретических течений, и в том числе - сатанизму, следует сказать особо.

Согласно вероучению катаров, именно дух зла создал наш материальный мир, причем как ловушку для духа, и человеческие души, поэтому томятся в тесной клетке плоти (умеренные дуалисты среди катаров считали при этом, что дух зла создан богом, а абсолютные дуалисты - что он был изначально как равная с богом сила). Катары заявляли, что ветхозаветный бог-создатель, творец этого мира, владычествующий над материей - это и есть князь нашего мира, дьявол. Далее утверждалось, что все ветхозаветные персонажи, как и Иоанн Креститель из Нового Завета, являются демонами! Христос - не богочеловек, а чистый дух, посланный Богом добра в материальный мир, чтобы открыть человеческим душам путь спасения из плена. Католическая церковь же якобы есть орудие, созданное дьяволом для введения людей в заблуждение. Самый страшный грех - деторождение, ибо идея продолжения рода делает душу рабом плоти. Поскольку Христос был духом, то он не испытывал страданий после распятия и посему крест не может быть предметом поклонения. А так как христианские обряды крещения и причащения совершаются с использованием материальных субстанций, то они также ошибочны и подлежат осуждению. Катары совсем не были дьяволопоклонниками, наоборот, они сильнее католиков ненавидели дьявола. Но они ненавидели и все созданное дьяволом, чтобы держать в плену их души - а значит, ненавидели и католическую церковь, и созданную ею мораль, и деторождение, и даже сами свои тела - темницы для божественных душ, созданные дьяволом. И потому одни из них жили в аскезе и умерщвляли свою плоть, а другие наоборот. Вели себя демонстративно аморально, поскольку, во-первых, хотели противопоставить себя этому миру, его стандартам, и нарушить установленные церковью (т.е., по их мнению, дьяволом) нормы и запреты, возвестить о своей святости и своем разрыве с прошлой эрой. Во-вторых, по этой же причине сектанты глумились над церковными алтарями и обрядами (установленными, по их мнению, дьяволом для обмана людей!). И наконец, поскольку душа все равно чиста, а тело и его инстинкты все от дьявола, их не очистишь, все моральные запреты тоже от дьявола, а о деторождении не надо думать, оно грех - то и какая разница, что делает и с кем занимается сексом тело - отсюда промискуитет, оргии, кровосмешение, гомосексуальные и лесбийские отношения, расплата сексом как норма межличностных и внутриобщинных отношений, групповой секс и смерть от голода в результате родившихся младенцев, отобранных у матерей - из лучших побуждений, чтобы их, младенцев, души поскорее освободились из тюрьмы тела и не мучились в материальном дьявольском мире, юдоли греха и страданий. Убийство и самоубийство тоже, соответственно, грехами не считались, хотя производились не по желанию любого, а только по воле главы общины, мудрого и чистого от грехов. И при этом все они ненавидели дьявола, искренне верили в бога добра и ему истово молились.