Смекни!
smekni.com

Несколько слов к вопросу о появлении и развитии "сатанизма" и "неосатанизма" (стр. 4 из 7)

Такая ересь, сама по себе, безусловно, не была сатанизмом, ибо катары поклонялись доброму богу, а Сатану проклинали, и все их поступки, чудовищные с точки зрения ортодоксально-религиозной, да и светской морали, были вызваны как раз, и именно, только ненавистью к Сатане и борьбой с ним.

Но вот почву для сатанизма катары подготовили изрядно. Во-первых, в массы была брошена идея о равенстве сил дьявола и бога, и разошлась она на сей раз куда шире, чем при богомилах. А если именно дьявол властвует над материальным миром здесь и сейчас, и еще неясно, кто из них с богом кого победит, если везде и во всем в этом мире проступает злая воля дьявола, не лучше ли простому человеку склониться перед дьяволом, тем более что человеческая душа, опутанная сетями полностью подвластной ему материи, все равно не сможет вырваться к богу добра? Язычники раньше почитали темные и злые подземные силы, и почему бы средневековому человеку под влиянием идей катаров и не последовать примеру язычников? Кроме того, если тебя вдруг убедили, что ветхозаветный бог, которому ты привык поклоняться всю жизнь и которого, будучи христианином, ты чтил - это ни много, ни мало дьявол, тебе ничего не остается, как признать, что ты поклоняешься дьяволу - но это совсем не обязательно предполагает, что ты теперь бросишь все и пойдешь за катарами - ты можешь и продолжать поклоняться, как раньше, но уже помня, что ты поклоняешься - дьяволу. И наконец, отрицание катарами католической церкви, действиями представителей которой народ бывал частенько недоволен, глумление над обрядами, ритуалами, алтарем - все это войдет в зарождающийся сатанизм.

А идея бога добра и доброй души, взятая у катаров, породит в новой, радикальной волне ересей <антиноминалистских> ересей тринадцатого века т.н. <принцип внутренней правоты> - что бог есть все и каждый человек есть бог, и, следовательно, что бы он ни делал, он, как осознавший себя частью бога, непогрешим, как сам бог, и свободен творить, что захочет безо всяких моральных ограничений.

За катарами и пошли в XIII веке те самые т. н. <антиноминалистские ереси>, объединенные <принципом внутренней правоты> верующих и отрицанием церкви, всех ее догматов, следования десяти заповедям и соответственно основанных на этом всех норм традиционной морали, поведения в обществе и семье.

В целом можно, пожалуй, сказать, что в XII-XIII веке и оформляются в ходе последовавшего и переосмыслившего идеи катаров антиноминалистского движения и в связи с ним все основные средневековые течения <классического> сатанизма. В завершение нашего краткого обзора мы чуть поподробнее охарактеризуем различия между этими течениями и некоторые их особые черты, т.к. пять основных комплексов причин и источников складывания сатанизма в целом мы привели выше и будем во избежание повторов отсылать читателя по необходимости к соответствующей части статьи.

О <сатанизме низов> или <ведовстве>

<Сатанизм низов> или <ведовство> - складывается на основе прежних традиций колдовства и пережитков языческих верований (см. пп. 1 и 2), в меньшей степени раннехристианских ересей (п.3), но прежде всего этот феномен стал возможен после христианизации массового мышления и мировоззрения народа во-первых и после перелома в этом мировоззрении в связи с ужесточением позиции церкви и ее власти в раннесредневековом обществе XI-XII вв.(см. выше) и изменением представлений о Сатане в церковном и народном мировоззрении, отраженном в том числе и в готике. гораздо более, чем п.3, в появлении массового ведовства следует учитывать п.4 - комплекс социальных, социально-экономических и культурно психологических причин, связанных с идеологическим противостоянием движений народного протеста с официальной властью и церковью, а также с психологической и социальной проблемой самореализации активных личностей из социальных низов, прежде всего женщин, ибо такая самореализация была зачастую возможна только в случае нарушения традиций, норм жесткого средневекового социума. И хотя в результате п.5 - действий церковной теологии и складывались представления в церкви и массовом обществе (в том числе, кстати, и у самих будущих ведьм) о ведовстве и шабашах, о <непристойном поцелуе> и преступлениях ведьм, о сговоре ведьм с дьяволом и формах этого сговора - это уже эффект <наложения> идеологии на массовое сознание, эффект вторичный, хотя именно он и завершил процесс образования <низового сатанизма> и влиял на развитие ведовства с XI века очень сильно, да и на массовые (дошедшие и до наших дней!) представления о ведовстве - тоже. Однако <ведовство> или <сатанизм низов> не совсем корректно с точки зрения светского религиоведения, на наш взгляд, относить к развитой религии, т.к. в нем собственно идеология, религиозная вероучительная система была оформлена и выражена крайне слабо, большинство участников имели о ней в лучшем случае крайне слабое и расплывчатое представление, в виде некоего крайне аморфного конгломерата христианских взглядов и языческих элементов, изредка щедро приправленных выраженными в примитивно христианской лексике идеями социального протеста и свободолюбия (позже все это было структурировано той самой теологией и инквизицией). Доминировали отдельные обряды и ритуалы, чаще всего даже не связанные или крайне слабо связанные в единую культовую систему, а организации, как правило, не поднимались выше уровня религиозной группы непостоянного состава, без развитой управляющей иерархии. Эти организации, да и весь <сатанизм низов> в целом, можно охарактеризовать, как социально-идеологическое движение или течение, пограничное между слабо организованным социальным движением и сектами раннесредневековых ересей. Возникало и широко распространялось ведовство именно там, где до того было сильно влияние катаров - в Нидерландах, в Германии и во Франции, в северной Италии. В Испании, в Скандинавии и на юге Италии, где до того не получила широкого размаха катарская ересь, и ведовство практически не развилось как <сатанизм низов>. Но так как движение катаров имело свои причины, прежде всего социальные, то мы вправе предположить, что и после подавления движения катаров проблемы, приведшие к его возникновению, очевидно, не были удовлетворительно решены, что и привело к зарождению нового идеологического и социального явления - ведовства. В дальнейшем это явление поддерживалось как социальной обстановкой, так и вышеупомянутым <вторичным> эффектом представлений о нем в массовом и церковном сознании, разработанным в церковной теологии и инквизиторских судах, и в течение длительного периода абсолютного доминирования религиозного мировоззрения в Европе в сочетании социальной нестабильностью, до конца Средневековья (фактически до 1650-ых гг.). Массовые ведовские процессы, проводимые как инквизицией, так и светскими судами, как католиками, так и протестантами (последними подчас даже более рьяно, в стиле народных самосудов или по светскому праву, куда уже к тому времени вошло и сожжение как наказание за ведовство) доказывали с пятнадцатого до середины семнадцатого столетия, что в массовом сознании теперь любые отклонения от социальной нормы и протесты проще всего было отнести к уже известному (и реально существовавшему!) ведовству, благо этот привычный, понятный всем смертоносный ярлык был очень удобен в социальной, внутрирелигиозной и вообще идейной борьбе того времени. Проводя, безусловно, во многом ошибочную и неправомерную параллель, можно сказать, что так же удобно когда-то на нашей Родине использовали ярлык <врага народа> - были реальные враги Советской власти, и было их немало, были сознательные саботажники и агенты иностранных разведок, но Тухачевский, расстреливавший крестьянские восстания химическими снарядами не мягче, чем американцы, сжигающие вьетнамских детей в семидесятых или Хусейн курдов в недавнем прошлом, безусловно, не был врагом Советской власти и англо-немецким шпионом, однако объявить его таковым было удобно его противникам и давало приемлемую версию для народа. Понятие ведовства было <раскручено> и растиражировано церковью, и теперь любое колдовство, магию, а часто и вообще любое нечто, входящее в противоречие с церковной картиной мироустройства, относили к ведовству и служению дьяволу. Однако с середины XVII века, во- первых, начало укрепляться альтернативное научное мировоззрение, во-вторых, начавшийся в эпоху Возрождения процесс возвращения сначала в сознание интеллектуальной элиты, а потом и усиливающегося третьего сословия образов античного искусства и культуры постепенно меняет массовое сознание, научное мировоззрение становится, как и восхищение античным язычеством, все более массовым, возрождаются в среде интеллектуалов неоплатонические взгляды, гораздо лучше неоаристотелианства схоластов соответствующие развитию естественной и технической науки и быстро меняющемуся миру, и период относительной стабильности с окончанием Тридцатилетней войны и английской буржуазной революции знаменует начало эпохи нового времени. Социальный протест переливается в новые формы, наступает время борьбы третьего сословия за власть и буржуазных революций, и уже не в религиозных ересях, а в экономических и политических выступлениях без религиозной оболочки, в терминах борьбы за юридические права, доходы и светскую власть начинают проявлять себя ведомые третьим сословием низы. Пункт четыре перестает быть актуальным, в обществе нового времени выше социальная мобильность, особенно вертикальная, и возможности к самореализации, социальные и политические проблемы совершенно другие - и по-другому решаются. Пункт пять также недействителен - церковь потеряла былой авторитет, и как мы упоминали выше, наука и культура Классицизма с амурами и кариатидами, сделают языческие образы привычным элементом культуры, многое из того, что ранее каралось бы костром, становится аристократической модой и культурной традицией. Колдовство в это время, конечно, есть, а вот ведовство с середины семнадцатого века, по вышеназванным причинам, как серьезное течение исчезает полностью.